Папки-передвижки

Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

Оксана Артамонова
Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

Описание педагогического опыта

Тема: Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

Приложение

Приложение 1

Дидактические игры по финансовой грамотности для детей

старшего дошкольного возраста

Магазин игрушек

Цель: дать возможность детям практически осуществить процесс купли-продажи; развивать умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость).

Публикация «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Материал: разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.

Содержание. Прежде чем купить понравившуюся игрушку, ребенок называет материал, из которого она сделана (дерево, металл, пластмасса, ткань, бумага и т. д.). Место производства (где и кто сделал). Далее определяется цена игрушки. Ребенок отсчитывает определенную сумму денег и покупает игрушку. По мере того как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.

Угадай, где продаются

Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.

Материал: картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т. д.

Содержание. Дети подбирают группы карточек с изображением овощей, фруктов, мебели и т. д. Выкладывают их перед соответствующей сюжетной картинкой, где нарисованы магазины «Мебель», «Овощи», «Супермаркет» и др. Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.

Что быстрее купят?

Цель: развить умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.

Материал: карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платья для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц; машины-игрушки, на одной из них фары разного цвета; ботинки, на одном нет шнурка).

Содержание. Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.

Назови монету

Цель: расширить представления детей о разнообразии названий денег в художественных произведениях.

Материал: сказки «Малыш и Карлсон», «Приключения Пиноккио», «Али-Баба и сорок разбойников» и др. «Портреты» сказочных героев.

Содержание. Дети рассматривают иллюстрации, вспоминают содержание сказок. Через игровую ситуацию определяют название денег, которыми пользуются герои сказок. Например, Карлсон покупает Малышу щенка, имея несколько эре. Буратино покупает билет в театр на четыре сольдо. Али-Баба и сорок разбойников владеют динарами и т. д.

Наполни копилку

Цель: Накопить как можно больше денег.

Содержание. 1. Положить все монеты в банк (середина поля). 2. Каждый игрок выбирает цвет свиньи. Больших свиней положите перед собой, а маленьких поставьте на стартовую клетку. 3. Игроки по очереди кидают кубик. Каждый игрок должен переместить свою свинку, на выпавшее количество очков. 4. Если ваш поросенок остановился на клетке, в которой зарабатывают деньги (покос, работа няней, уборка или продажа газет, вы получаете столько монет, сколько отображено на клетке. Эти монеты нужно положить в свою большую свинью копилку (на свободные кружочки). 5. Если ваш поросенок попадает на клетку, где тратятся деньги (конфеты, мороженое, одежда или новое домашнее животное, то вы должны отдать (в банк) столько денег сколько написано на клетке. Если у вас нет денег, то отдавать ничего не надо. 6. Если поросенок попадает к грабителю, то придется расстаться со всеми своими деньгами. Монеты при этом отправляются обратно в банк. 7. Первый игрок, который наполнит свою копилку побеждает.

Приложение 2

Сюжетно-ролевые игры по финансовой грамотности для детей

старшего дошкольного возраста

Сюжетно – ролевая игра «Супермаркет»

Цель: закрепление алгоритма совершения покупки, действий покупателя.

Продуктивная деятельность: лепка из солёного теста хлебных изделий, ручной труд: изготовление кошельков, денег, конфет, коробок, накладных и т. д.

Материал: инвентарь и оборудование сюжетно-ролевой игры «Супермаркет»; 5 карточек изображением набора продуктов и товаров, 4 банковские карты, 4 кошелька с набором монет и купюр.

Ход игры:

Игровые роли: продавец, кассир, покупатели. Детям предлагается выбрать, какую роль они будут выполнять в игре.

Игровые действия: продавец проходит в торговый зал, проверяет наличие ценников, порядок на полках. Кассира приглашаются пройти в кассу. Покупателям, предлагается выбрать карточку, с набором товаров, необходимых к покупке и определить способ оплаты (наличные средства или безналичные). Покупатели отправляются в магазин за покупками, выполняя покупки, соотносят количество денег с ценой товара, суммой приобретенных покупок. Проходят на кассу, оплачивают товар.

Сюжетно – ролевая игра «Сбербанк»

Цель: формировать у детей знания о профессии «банковский работник», умение играть в сюжетно-ролевую игру «Банк»

Оборудование: муляжи банковских реквизитов (банкомат, касса, телефон); кошельки, квитанции, деньги, банковские карточки.

Костюмы для: кассиров, охраны, консультантов.

Ход игры:

Игровые роли: консультант, клиенты, охранник. Детям предлагается выбрать, какую роль они будут выполнять в игре.

Игровые действия: консультант встречает клиентов банка, клиенты приходят в банк для получения и оплаты услуг (снятие денег с карточки в банкомате, оплата за детский сад, сделать перевод, оплатить за телефон). Кассир принимает оплату за электроэнергию, воду и т. д. Охранник следит за порядком в банке.

Сюжетно – ролевая игра «Кафе»

Цель: сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Кафе».

Материал и оборудование: Бейджики: «официант» - 2 штуки, «кассир», униформа для официантов, кассира, повара, скатерти для столиков, разносы, папки-меню с картинками, модуль «кухня», касса, муляжи фруктов, изделия из соленого теста пирожных, булочек, пирожков, фруктов, ягод, мороженого, овощей и пр. ; игрушечная столовая и кухонная посуда, салфетки бумажные и текстильные, маленькие вазочки с цветами для декора столиков, кошельки, сумки, деньги и чеки, ручки и блокноты для записи заказов, вывеска ресторана.

Ход игры:

Игровые роли: повар, бармен, официант, посетители. Детям предлагается выбрать, какую роль они будут выполнять в игре.

Игровые действия: повар на кухне готовит заготовки; бармен натирает бокалы, готовит салфетки; официант сервирует стол. Официант встречает гостей, предлагает пройти, присесть за столики. Официант подает меню, предлагает сделать заказ, дает советы при выборе заказа. Гости изучают меню, задают вопросы, делают заказы. Официанты принимают заказы у каждого столика и относят их повару и бармену. Официант приносит еду и напитки, расставляет на столы. Гости кафе пробуют блюда, беседуют. Официанты приносят счёт, посетители расплачиваются и благодарят персонал кафе. Официант провожает гостей, приглашает приходить чаще.

Сюжетно – ролевая игра «Аптека»

Цель: закрепление алгоритма совершения лекарств, действий покупателя.

Продуктивная деятельность: изготовление кошельков, денег, коробок, рецептов.

Материал: инвентарь и оборудование сюжетно-ролевой игры «Аптека»; муляж таблеток, коробочки от таблеток и т. д. ; 4 банковские карты, 4 кошелька с набором монет и купюр.

Ход игры:

Игровые роли: фармацевт, покупатели. Детям предлагается выбрать, какую роль они будут выполнять в игре.

Игровые действия: фармацевт проходит в торговый зал, проверяет наличие ценников, порядок на полках, открывает аптеку, проходит за кассу. Покупатели проходят на кассу, дают рецепт фармацевту. Определяются каким способом будет производится оплата (наличные средства или безналичные).

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Цель: закрепить понятия «магазин», разнообразные виды магазинов; познакомить с правилами поведения в магазине; практически закреплять правила поведения в магазине в игровой ситуации.

Продуктивная деятельность: изготовление кошельков, денег, конфет, коробок, накладных и т. д.

Материал: товар для продажи, ценники, витрины, предполагаемый кассовый аппарат, деньги для покупки товаров.

Ход игры:

Игровые роли: продавец, покупатели. Детям предлагается выбрать, какую роль они будут выполнять в игре.

Игровые действия: вместе с детьми оформляем витрины магазина, приклеиваем цены товара. Организовать детей для работы в самом магазине: сидит на кассе и отбивает чеки. Важно, чтобы дети при покупке товара соблюдали правила поведения в магазине. При несоблюдении правил после игры прокомментировать ошибки, не переходя на личности, а обозначить типичные ошибки. По истечении некоторого времени можно поменять продавцов, чтобы и они могли продемонстрировать правила поведения в магазине.

Приложение 3

Ситуационные задачи по финансовой грамотности для детей

старшего дошкольного возраста

Ситуация 1

«Заработанные деньги»

Зайчата Прыг и Скок помогали Ежику собирать лесные орехи. Они очень старались. Прыг собрал одну корзину орехов, а Скок за это же время - две корзинки. У Белочки было два яблока: большое и маленькое.

Вопросы к детям:

Как Ежику заплатить за работу зайчатам?

Кому дать большое яблоко, а кому - маленькое?

Ситуация 2

«Два медвежонка»

Топтыжка продавал на рынке мед. На вырученные деньги он хотел купить малины. Его друг Косолапый продавал малину, чтобы купить липовый мед. Покупателей на рынке было мало, и торговля шла плохо. Медвежата грустили.

Вопросы к детям:

Какие решения могут принять медвежата, чтобы оба были довольны?

Ситуация 3

«Подарки друзьям»

Незнайка сообщает своим друзьям о поездке в другую страну, которая называется Германией. «Я возьму с собой 100 рублей, чтобы своим друзьям купить там подарки».

Вопросы к детям:

Сможет ли Незнайка купить на рубли подарки для друзей? Почему?

Ситуация 4

«Богатство Буратино»

Буратино заработал 100 золотых. Получив деньги, он задумался, как лучше ими распорядиться. «Закопай их в землю», - советует кот Базилио. «Лучше купи машину», - перебивает его лиса Алиса. «Не слушай их. Спрячь деньги дома», - говорит пес Артемон. «А я думаю, лучше всего положить деньги в банк», - размышляет Мальвина.

Вопросы к детям:

Как вы думаете, чье предложение следует принять Почему?

Ситуация 5

«Цена товара»

В лесной магазин привезли кондитерские изделия. Вол решил купить печенье к чаю. Цена печенья - 5 рублей. Волку показалось, что это очень дорого, и он начал торговаться с продавцом Ежом.

Вопросы к детям:

Изменит ли цену печенья продавец? Почему?

Ситуация 6

«Где купить?»

Домовенок Кузя получил от Нафани денежный перевод. Он решил купить холодильник, машину и новую игрушку для Наташи, чтобы она не скучала, когда Кузя занят домашними делами.

Вопросы к детям:

Где можно сделать покупки?

Чем будет отличаться товар, купленный в разных местах?

Приложение 4

Конспект итогового занятия по формированию финансовой грамотности в старшей группе на тему «Буратино в стране чудес»

Цель: закрепление основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные

Закрепить полученные ранее знания о понятиях «деньги», «монета», «купюра»; о том, что не всё можно купить;

Развивающие:

Развивать ответственность, предприимчивость, расчетливость, самостоятельность.

Развивать познавательную активность

Развивать способность ориентироваться в ситуации поиска

Воспитательные:

Воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту.

Материал и оборудование: Буратино, сундук с сокровищами, ключик, иллюстрации к сказкам, купюры (доллар, евро, рубли, иллюстрации к загадкам, монеты.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Ребята к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Здравствуйте.

Улыбнемся прекрасному солнечному дню.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром когда я шла в детский сад, встретила Буратино. Здравствуй Буратино.

Он расстроен так как Хитрая Лиса Алиса украла и спрятала Золотой Ключик от его сундука с сокровищами. Вот его сундук, но открыть он его не может.

Воспитатель: Лиса Алиса сказала Буратино, что вернет ему ключик если он выполнил все её задания. Но она придумала столько много заданий что Буратино один ни справится и он просит вас помочь ему.

Воспитатель: Поможем ребята?

Ответы детей : Да

Воспитатель: Тогда слушайте внимательно

1-е задание

Воспитатель: Ребята, когда мы ходим в магазин и берем товар, что нужно сделать за него?

Ответы детей : Заплатить

Воспитатель: Чем мы платим за товар?

Ответы детей : Деньгами

Воспитатель: А какие бывают деньги?

Ответы детей : Бумажные и металлические

Воспитатель: Как называются металлические?

Ответы детей : Монеты

Воспитатель: А как мы называем бумажные деньги?

Ответы детей : Банкноты и купюры

Воспитатель: Ребята, а откуда люди берут деньги?

Ответы детей : Получают зарплату.

Воспитатель: Как вы думаете, за что платят зарплату?

Ответы детей : Люди трудятся, выполняют какую- либо работу и за это им платят зарплату.

Игра ««Найди российские деньги»

Воспитатель: Ребята, посмотрите на доске повешены купюры различных стран, а вы знаете как называются деньги нашей страны?

Ответы детей : Рубли

Воспитатель: Так давайте же найдем деньги нашей страны среди этих купюр

Воспитатель: Замечательно, вы справились ребята с первым заданием Хитрой Лисы Алисы, но она подготовила еще задания и они уже сложнее поэтому будьте внимательны.

2-е задание

Вам нужно ответить на вопросы по сказкам, а ответ найти на столе и прикрепить на мольберт. (Вызываю поочередно детей)

1. Какой сказочный герой положил деньги в ямку, для того, чтоб они подросли. (Буратино)правильно это наш герой, который у нас сегодня в гостях

2. Где взяли деньги кот Матроскин, Шарик и Дядя Федор для покупки коровы? (Выкопали клад)

3. Какое сказочное животное умело изготавливать золотые монеты простым ударом копыта? (Антилопа).

4. Героиня, какой сказки нашла денежную единицу и сделала выгодную покупку к своим именинам? (Муха-Цокотуха)

5. В какой сказке из-за своей жадности старуха осталась у разбитого корыта? (Золотая рыбка)

Воспитатель: Молодцы, ребята с этим заданием справились.

Воспитатель: А сейчас нам с вами нужно немного отдохнуть, давайте пройдем на палас и проведем разминку.

Физкультминутка «Буратино»

Буратино потянулся, (Руки вверх, вдох – потянулись)

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся. (наклоны – раз, два, три)

Руки в сторону развел, (развели руки в стороны)

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать. (встали на носочки)

Воспитатель: Ребята, присаживаемся назад за столы

У нас с вами еще остались задания от Лисы Алисы, нам нужно их выполнить чтоб она вернула Золотой ключик Буратино.

3-е задание «Реши задачи правильно»

Воспитатель: Нам нужно решить задачи, не торопитесь с ответом, слушайте внимательно.

1 задача У Буратино было 5 золотых монет и когда он пошел их закапывать на «Поле Чудес» он потерял 2 монетки. Сколько золотых монет осталось у Буратино?

2 задача Ребята 1 шоколадка, а стоит 2 рубля, а если мы купим еще одну шоколадку для друга сколько же будут стоить 2 шоколадки.

3 задача Мама Кати получает зарплату в 10 рублей, а папа получает у Кати 8 рублей. Кто получает денег больше.

Мама или Папа.

Воспитатель: Молодцы ребята вы настоящие будущие финансисты

4-е задание Игра «Что можно и нельзя купить за деньги»

Хлопните в ладоши и скажите: «ДА», если можно купить за деньги этот товар.

Топните ногой и скажите: «Нет», если купить это нельзя.

Дом, конфеты, книгу, счастье, маму, цветы, одежду, солнце, молоко, здоровье, самолет, воздух, планету, смех, мечту, стол, велосипед.

Воспитатель: Молодцы ребята, все верно вы определили.

Мы не можем купить здоровье близких, купить счастье, удачу, дружбу. Самые важные и нужные в мире вещи не продаются и не покупаются.

5-е задание «Загадки»

1. Если хочешь в магазине,

Ты купить, к примеру, сок.

Отправляясь за покупкой,

Возьми с деньгами. (Кошелек)

2. Коль трудился круглый год

Будет кругленьким (Доход)

3. Из какого аппарата

Выдаётся нам зарплата? (Банкомат)

4. Всё, что в жизни продаётся,

Одинаково зовё тся:

И крупа и самовар

Называются … (Товар)

Воспитатель: Ребята, вы справились со всеми заданиями Лисы Алисы и она вернула Золотой Ключик Буратино.

Посмотрите вот он какой.

Буратино говорит вам спасибо за помощь и теперь он сможет открыть свой сундук с сокровищами. Давайте же посмотрим что в нем.

Ребята, посмотрите сколько здесь всего. Как много купюр и монет в сундучке. За помощь Буратино дарит вот такие золотые монеты.

Итог:

Ребята, вам понравилось наше занятие?

Кто к нам приходил сегодня в гости?

Что случилось у Буратино? Как мы помогли Буратино?

Приложение 5

Рекомендации для родителей

«Воспитание финансовой грамотности и культуры в семье»

В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр. Дети – это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком.

Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.

Ребенку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него.

Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.

Рекомендации для родителей

1. Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.

Когда вы идете с ребенком в магазин за школьными принадлежностями или подарками к празднику, обязательно делитесь с ним своими мыслями по поводу цен и качества товаров.

2. Возьмите ребенка в банк.

Когда вы берете деньги из банкомата или направляетесь для этого в банк, возьмите с собой ребенка и объясните ему свои действия. Расскажите, каким образом можно заработать деньги, не снимая их с банковского счета.

3. Поговорите с детьми о вложении денег.

Приобретайте вместе с детьми акции компаний, с продукцией которых они знакомы. Специалисты утверждают, что начать этим заниматься можно и с детьми с младшего школьного возраста. Однако тут следует проявить осторожность, и, если вы видите, что ребенок не понимает, о чем идет речь, на какое-то время отложите реализацию этого «семейного мероприятия».

Неважно, воспользуются они в будущем приобретенными навыками или нет, главное – дать им такой шанс, с детства подготовить к тому, что у каждого человека есть варианты, позволяющие изменить свое финансовое положение к лучшему.

4. Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку.

Выдавайте ребенку деньги на карманные расходы и убедитесь в том, то часть этих денег он будет откладывать. Подарите ему копилку. Копилка – один из способов научить ребенка следить за тем, как растут его деньги. Посоветуйте своему сыну или дочери завести специальный дневник, в который он (она) будет записывать свои «финансовые операции».

5. Научите детей зарабатывать деньги.

Деньги не растут на деревьях, поэтому следует научить детей работать – для того, чтобы они имели собственный доход. Они могут начать, например, с того, что уберут разбросанные игрушки, вынесут мусор, или же соберут во дворе опавшие листья.

6. Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги.

Если ребенок имеет четкую цель, это заставляет его стремиться к осуществлению мечты. Независимо от того, что ребенок хочет приобрести – игрушку, велосипед или машину – помогите ему понять, что он получит это лишь в том случае, если будет упорно работать и копить деньги.

7. Покажите ребенку как пользоваться кредитной карточкой.

Обязательно познакомьте с кредитной карточкой.

Прежде чем дать в руки сына (или дочери) кредитку, подробно объясните ему, что такое кредит и как надо с ним обращаться.

8. Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков.

Расскажите детям о необходимости оплачивать коммунальные услуги и о том, что каждая семья обязательно должна выделять деньги на непредвиденные расходы (неожиданно вышел из строя, скажем, водопроводный кран и надо купить новый). Объясните, что для того, чтобы съездить куда-нибудь на каникулы, надо потратить деньги на приобретение билетов, оплату гостиничных номеров и развлечений.

9. Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели.

Жертвуя деньги на благотворительные цели, вы тем самым помогаете ребенку понять, почему люди делятся друг с другом и делают друг другу подарки.

Такие «уроки радости» многим детям запоминаются на всю жизнь. Когда они становятся взрослыми, у них сохраняется ощущение, что акт дарения приносит истинное удовольствие и удовлетворение.

Кроме того, передача пожертвований может стать естественным поводом для обсуждения с детьми непреходящих жизненных ценностей.

10. Будьте для ребенка примером.

На собственном примере демонстрируйте своим детям, как следует относиться к деньгам. Научитесь осмотрительно планировать семейный бюджет и разумно копить средства.

Публикации по теме:

Комплекс дидактических игр как средство формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста Требования современного общества сделали актуальной проблему формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 летДидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 лет Цель: дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях. Задачи: • Дать представление детям о том, что товары.

«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные,.

Дидактические игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возрастаДидактические игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги! Обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста является одной из актуальных задач работы.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 25 февраля 2024 в 16:54
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД