Лучший педагог года

Описание собственного педагогического опыта работы в рамках конкурса «Лучший воспитатель 2016»

Анна Емельянова
Описание собственного педагогического опыта работы в рамках конкурса «Лучший воспитатель 2016»

Описание собственного опыта работы

воспитателя дошкольного отделения ОГКОУ «Школа-интернат № 92»

Емельяновой Анны Дмитриевны

Плохой учитель преподносит истину,

хороший учит ее находить.

А. Дистервег

Профессию воспитателя я выбрала не задумываясь, потому что очень люблю детей. Сама с удовольствием ходила в детский сад и школу. Очень нравилось быть в коллективе сверстников: общаться, дружить, познавать и изменять окружающий мир. Было всегда интересно и весело, потому что рядом были чуткие и добрые педагоги. Я и сейчас их помню: Татьяна Георгиевна, Валентина Алексеевна и другие… Всегда хотелось быть похожей на них: быть такой же умной, доброй, справедливой. И я всегда старалась брать пример с них. Ещё в школе представляла себя учителем, расставляя перед собой все игрушки, доску и учебники. Я мечтала, чтобы все мои ученики были знающими и воспитанными. Поэтому ещё до окончания Ульяновского социально - педагогического колледжа № 1 приступила к педагогической деятельности в дошкольном отделении школы-интерната для слабослышащих детей.

Публикация «Описание собственного педагогического опыта работы в рамках конкурса „Лучший воспитатель 2016“» размещена в разделах

Но, придя на место работы, я даже и не подозревала, какой «подарок» преподнесет мне судьба… Именно здесь я столкнулась с первыми трудностями: мне было сложно постичь внутренний мир моих подопечных, преодолеть барьер в повседневном общении как с детьми, так и с их родителями. Дело в том, что слуховой звукоусиливающий аппарат, к сожалению, не может в полной мере помочь моим воспитанникам воспринять и осознать свойства, качества и отношения между явлениями предметного и социального мира. Дети, поступающие в детский сад, не имеют навыков элементарного вербального общения, им сложно ориентироваться в окружающей среде. Дошкольники часто имеют сложную структуру дефекта, что также осложняет их дальнейшее развитие. Отсутствие своевременной и грамотной помощи приводит к серьёзным нарушениям в их развитии. Как педагог, я хочу, чтобы мои воспитанники гармонично развивались и ничем не отличались от своих слышащих сверстников. Вот почему я занялась поиском определяющей идеи своей деятельности, которая помогла бы мне реализовать мои планы. Кто же подсказал мне эту идею? Сами дети.

Дети по природе своей исследователи. И мне было отрадно видеть, что мои слабослышащие воспитанники ничуть не уступают в стремлении познать окружающий мир своим слышащим ровесникам, проявляют любознательность, неутолимую жажду новых впечатлений. Желая поддержать их живой познавательный интерес к природе, я предложила им поучаствовать в незамысловатом опыте: мы принесли с прогулки два цветка, один поставили в стакан с водой, а другой положили рядом, на подоконник. На следующий день ребята сравнили цветы и были поражены этой разницей! У них возникло много вопросов, посыпались догадки, завязались жаркие споры. Такой речевой активности и ярких эмоций я не видела у них никогда! Впоследствии я не раз убеждалась, что именно опытно - экспериментальная деятельность вызывает не просто огромный интерес у детей, но и побуждает их к активным действиям. Ведь проведенные опыты предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», побуждают детей думать, пробовать, экспериментировать, а, самое главное, выражать свои желания и потребности. Не случайно выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение именно природе как средству воспитания детей: так, Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли, а К. Д. Ушинский выступал за то, чтобы «вести детей в природу», дающую им всё доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Актуальной данную идею считали ведущие педагоги и методисты (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и др., в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим миром, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе.

Таким образом, я сформулировала для себя идею, которая направляла весь ход моей дальнейшей работы: опыт – необходимое условие для гармоничного развития детей с нарушениями слуха, именно он открывает двери для них в огромный неизведанный мир.

Опытно-экспериментальный подход к развитию и воспитанию дошкольников я реализую в рамках экопроекта «Тропинка знаний», открывающего возможности познания мира во всём его многообразии, позволяющего увидеть красоту растений и цветов, осознать пользу трав. Проект базируется на принципах технологий проектно-исследовательской деятельности и проблемного обучения дошкольников и включает в себя несколько направлений работы.

Важнейшая составляющая проекта – это работа по созданию «Паспорта экологической тропинки». В паспорте дается описание остановок тропы – природных объектов - по заданным схемам - алгоритмам. Биологическую характеристику данного объекта мы делаем через наблюдение, сравнение и несложные эксперименты. Например, сравниваем хвойные и лиственные деревья в разные времена года, зарисовываем результаты наблюдений, делаем простые выводы, заносим данные в паспорт. Этот вид деятельности не только расширяет кругозор ребят, но и развивает внимание, способность к сопоставлению объектов и формулировке выводов, требующих речевого оформления.

Следующий немаловажный вектор в реализации моей идеи – это работа в лаборатории. Я создала её для того, чтобы ребята учились опытно – экспериментальным путём, используя лабораторное оборудование, устанавливать природные закономерности и формулировать их по ходу проведения опыта. Толчком для создания уголка - лаборатории в группе послужила статья Н. Рыжовой "Как воспитать Эйнштейна" в журнале "Обруч", №5, 2004г. Наши неизменные помощники в лаборатории – это микроскоп, лупы, безмен, компасы, магниты. Неотъемлемой частью лаборатории является накопленный мной дидактический материал: картотека опытов по ознакомлению с явлениями неживой природы, а также альбомы исследований для зарисовки результатов опытов.

Другим не менее эффективным направлением своей деятельности считаю совместную работу с родителями по ходу реализации экопроекта. Разработанная М. Ю. Сторожевой технология познавательного общения взрослого с ребёнком помогает мне выстраивать работу в данном направлении наиболее результативно. Считаю, что участие родителей в различных исследовательских проектах оказывает огромное положительное влияние на познавательную и речевую активность их детей. Это становится возможным через привлечение родителей к совместной с детьми деятельности по изготовлению кормушек, кормлению птиц, к наблюдению за природными явлениями, к изготовлению макетов, посадке растений и их сбору. Так, в рамках кампании «Мой зелёный друг» каждая семья выращивает лекарственное растение, ведя наблюдения за его ростом и отражая их в дневнике наблюдений. Итогом работы станет круглый стол «От всех недуг лес да луг», где ребята покажут свои растения и расскажут о них. Результативность нашей деятельности по всем её направлениям оценивается самими детьми в процессе дидактической игры «Тропинка успеха», благодаря которой я, как воспитатель, отслеживаю имеющиеся достижения каждого воспитанника и провожу работу над ошибками. Возможность трансляции моей идеи я получаю благодаря использованию интернет – ресурса www.maam.ru/users/487995, выступлениям на заседаниях методических объединений, педагогических советов, публикациям авторских разработок на всероссийском сайте http://www.art-talant.org/. Своим опытом я охотно делюсь с коллегами, проводя мастер – классы, открытые занятия, а для родителей организую обучающие семинары по формированию экологической грамотности, практикумы по обогащению словаря и расширению кругозора детей.

Использование опытно-экспериментального подхода к процессу воспитания и развития слабослышащих дошкольников, на мой взгляд, - жизнеспособная идея, отвечающая как потребностям самого ребёнка, так и запросам современного общества. Ведь данный подход не преподносит детям истину в готовом виде, а помогает им самим познать её через собственные действия и наблюдения, что и соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования. Не случайно, китайские мудрецы утверждали: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». За этим будущее всей педагогики.

Сейчас я нахожусь только в начале своего пути, и путь этот таит в себе огромный потенциал для дальнейшей интересной работы. В ближайшее время планирую расширить сферу своей деятельности, включив в неё практику выращивания овощных культур и их изучения опытно – экспериментальным способом, а также реализацию развивающей программы «Волшебница вода».

Небезынтересен мне также опыт использования игры в процессе проведения исследований, поскольку считаю, что многие положения игровой технологии помогли бы мне реализовать мою идею, у которой, безусловно, есть большие возможности для развития.

Мир меняется, и моя цель - идти в ногу со временем, постоянно учиться чему-то новому, повышать свой профессиональный уровень, внедрять новые технологии, методы, программы. Выпуская дошкольника из стен детского сада, я знаю, что ему будет нелегко, и поэтому я, как воспитатель, должна заложить в него задатки таких личностных качеств, как инициативность, любознательность, целеустремленность, ответственность, коммуникабельность - тех, что позволят ему занять достойное место в обществе. Также хотелось бы, чтобы воспоминания малышей о детстве, о времени, проведенном в детском саду, навсегда остались светлыми и радостными. Кому-то это может показаться банальностью, я же понимаю, как это непросто и важно. Первый воспитатель, как и родитель, дает малышу дорогу в жизнь, сопровождает его, указывает путь и верное направление. И мне с детьми всегда «по пути».

Публикации по теме:

Описание педагогического опыта «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности» Многолетний опыт работы в дошкольном учреждении убедил меня в том, что самое трудное для дошкольников – это развитие связной речи у каждого.

Синтез поэтического слова и движения в воспитании и развитии детей раннего возраста (описание педагогического опыта) «Любите детство: будьте внимательны к его играм и забавам, к его милому инстинкту». Ж. Ж. Руссо К. Д. Ушинский писал: «Искусство воспитания.

Конкурс педагогического мастерства «Лучший воспитатель» ПОЛОЖЕНИЕ конкурса «Лучший воспитатель детского дома» ОГБУСО БДДИ «РОСТОК» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет порядок.

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. План самообразования по экологии. Администрации Волжского района Муниципального образования «Город Саратов» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад.

Описание педагогического опыта 1. Данные о носителе опыта • ФИО: Баранова Людмила Васильевна • Год рождения: 1979 г. • Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное.

Описание педагогического опыта работы «Развитие познавательно-исследовательской активности детей младшего возраста» Ребенок – это добродушный, пытливый, любознательный человечек. Он каждую минуту открывает для себя что-то новое, его интересует все и везде.

Описание педагогического опыта воспитателя По теме «Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста» «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,.

Положение о конкурсе педагогического мастерства «Лучший воспитатель ДОУ» ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе педагогического мастерства «Лучший воспитатель ДОУ» 1. Общие положения. В конкурсе участвуют все желающие педагоги.

Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2016Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2016 На Международном образовательном портале МААМ подведены итоги традиционного конкурса Лучший педагог года, целью которого является повышение.

Сценарий открытия муниципального этапа профессионального конкурса педагогического мастерства «Воспитатель года — 2016» Сценарий открытия муниципального этапа профессионального конкурса педагогического мастерства «Воспитатель года - 2016» автор: старший воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Описание собственного педагогического опыта работы в рамках конкурса «Лучший воспитатель 2016»
Опубликовано: 7 февраля 2017 в 17:37
+104Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 71.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД