Получи документы

Синтез поэтического слова и движения в воспитании и развитии детей раннего возраста (описание педагогического опыта)

Мария Михайлова
Синтез поэтического слова и движения в воспитании и развитии детей раннего возраста (описание педагогического опыта)

«Любите детство:

будьте внимательны к

его играм и забавам, к

его милому инстинкту».

Ж. Ж. Руссо

К. Д. Ушинский писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже делом легким. И тем понятнее и легче кажется оно, чем меньше человек с ним знаком теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденные способности и умения, т. е. навык, но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы ещё и специальные знания». Стимулируя развитие ребёнка на определённой возрастной ступени надо опираться на ведущий вид деятельности данного возраста. Ведущий вид деятельности и основа становления личности ребёнка до трёх лет - предметная игра. Поэтому с детьми раннего возраста проводятся игры - занятия, в которых усвоение какого - либо материала протекает не заметно для малышей, в практической -игровой деятельности. Психика ребёнка раннего возраста устроена так, что его практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие - либо, даже самые полезные, упражнения и действия. Малышу должно быть интересно это делать не потому, что надо и полезно, а потому, что ему это нравится. В своей работе с малышами я стараюсь широко использовать синтез поэтического слова и движения, где текст - это рифмованная подсказка к заданным движениям, действиям. Стихотворный ритм текста легко ложится на слух маленького ребёнка и без специальных установок настраивает на игру, или действие. Синтез поэтического слова и движения, я использую во всех видах деятельности малышей.

Публикация «Синтез поэтического слова и движения в воспитании и развитии детей раннего возраста (описание педагогического опыта)» размещена в разделах

В своей работе по данной теме использую основной принцип дидактики: от простого - к сложному. В связи с этим веду поисково-исследовательскую работу по данной теме. Чтобы привлечь ребёнка раннего возраста к уборке игрушек служат «сигналом» такие нехитрые стишки:

Динь - ля - ра, динь - ля - ра!

Кушать (гулять, спать) деточкам пора!

Все машины ждут,

Когда к ним подойдут

И на место уберут.

А когда малыши станут постарше, в 2 - 2,5 года, можно и по-другому - сообщили о предстоящем обеде, сне или прогулке и скомандовали:

А теперь за дело дружно,

Убирать игрушки нужно!

Мигом мы взялись за дело –

И работа закипела!

В темпе, весело убирайте игрушки по местам. Хорошо, если при этом воспитатель будет сопровождать и здесь свои действия стихами. Например, убирая на место мишку, можно прочитать:

Мишка милый, мишка славный,

Неуклюжий и забавный,

Весь из плюша мишка сшит,

Ватой белою набит.

Или про мяч:

Мой весёлый, звонкий мяч!

Ты куда помчался вскачь?

Жёлтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой.

Тем самым воспитатель демонстрирует своё доброе отношение к игрушкам, показывает, что любит их, заботится о них. У ребёнка тоже будут возникать, и закрепляться эти чувства. Руководствуясь ими, он не бросит игрушку, где попало, уберёт её на место, а затем «перенесёт» эти чувства и на живые существа.

В работе по формированию мелкой моторики у детей раннего возраста использую игры, развивающие движения кисти, - «пальчиковую гимнастику», которые являются синтезом поэтического слова и движения. Здесь движение конкретизирует образ, а слова помогают более чётко и выразительно выполнять движения. При этом ребёнок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне. Малышам очень нравятся такие игры.

Например: «Ладошки»

Ладошки вверх,

Ладошки вниз,

Ладошки на бочок –

И сжали в кулачок.

Или: «Пальчики у нас попляшут»

Выполняются имитационные движения под стихотворный текст:

Пальчики у нас попляшут: Дети вращают кисти рук,

Вот они, вот они!

В кулачки мы пальцы спрячем, сжимают и разжимают пальцы,

В кулачки, в кулачки.

Пальчики опять попляшут:

Вот они, вот они! перебирают пальчиками,

Пальчиками мы помашем: встряхивают кистями рук.

Уходи, уходи!

«Пальчик о пальчик»

Цель: Развитие подвижности пальцев, умения двигаться в соответствии со словами.

Пальчик о пальчик тук да тук(2 раза)

Хлопай, хлопай, хлопай, хлопай (хлопают в ладоши)

Ножками топай, топай, топай, топай!

Спрятались, спрятались (закрыть лицо руками!

Пальчик о пальчик тук да тук (2 раза).

Учёные - психологи не раз замечали, что двигательная активность ребёнка оказывает влияние на развитие его мыслительных способностей. Речь идёт, о тонкой моторике - двигательной активности пальцев рук: чем она выше развита, тем лучше кровообращение головного мозга. Иными словами, от проворности детских пальчиков зависит его способность соображать. Работа по развитию мелкой моторике и координации движений детей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения,- а также на развитее речи и готовит к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. Работу по развитию движения пальцев и всей кисти рук провожу во время утренней гимнастики, в свободное время утром и после сна - по 2 - 3 минуты.

Воспитание КГН

«Сигналом» к действию идти мыть руки могут служить такие стихотворные строчки: На плите сворилась каша Где большая ложка наша? Надо нам перед едой Ручки вымыть бы с водой. После того как вымыли руки: Наши детки - крошки Вымыли ладошки. За столы сейчас пойдём, Кашку кушать мы начнём.

Чтобы привлечь и отвести малышей в туалетную комнату использую такой игровой приё м: пою песенку, имитируя звуки и движения идущего паровоза.

Загудел паровоз ту - ту,

И вагончики повёз,

Чу - чу - чу,

Чу - чу - чу,

Далеко я укачу.

Чтобы приучить ребёнка пользоваться носовым платком, можно

читать и обыгрывать стихотворение «Грязный носик»

Грязный носик!

Ай-ай-ай!

Вот платочек,

Вытирай!

(Г. Р. Лагздынь)

Синтез поэтического слова и движения широко используется в физическом развитии детей раннего возраста. (Подвижные игры, игровые упражнения, комплексы утреней гимнастики). Подвижная игра - источник радости, одно из лучших средств общения взрослого с ребёнком. Включение элементов синтеза поэтического слова и движения, использование различных персонажей стимулируют детскую фантазию, способствуют формированию речи и в конечном счёте становлению личности ребёнка. Например, подвижная игра «Зайка беленький сидит».

Задачи. Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с содержанием: хлопать в ладоши, подпрыгивать на месте.

Зайка беленький сидит Присаживаются на корточки и

И ушами шевелит, покачивают головой, руки

Вот так, вот так! свободно согнуты в локтях.

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп! Надо лапочки погреть.

Хлопают в ладоши.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Скок - скок, скок - скок! Надо зайке поскакать.

Кто - то зайку испугал,

Зайка прыг. и ускакал.

Прыгают на двух ногах на месте

Воспитатель хлопает в ладоши. Дети убегают.

Игровое упражнение «Поиграй со мною в мяч».

Цель: закреплять умение отталкивать мяч двумя руками.

Ход игры: ребёнок сидит на корточках, взрослый катит ему мяч, приговаривая:

«Ты поймай весёлый мяч,

Мне верни его, не прячь».

Воспитание - длительный процесс, который не может дать немедленных результатов. Поэтому будьте терпеливы. При любом действии с ребёнком самое главное - это доброжелательное общение с ним. От взрослого требуется не только дать ребенку, какие - либо знания, умения и навыки, но и обеспечить ему чувство психологической защищённости, доверия. Вся жизнь малыша должна проходить с обязательным включением игры, и хорошо, если эти игры будут являться синтезом поэтического слова и движения, где ненавязчиво, без грубого дидактизма ребёнка учат тому, что от него ожидают. Здесь очень важна работа, проводимая с родителями. Необходимо рекомендовать им использовать в воспитании малышей образцы данного педагогического приёма, показать, как это можно сделать. С этой целью можно организовать занятия с родителями, консультации.

Успехов!

Публикации по теме:

Протокол педагогического совета на тему «Синтез искусств в ДОУ» Протокол №3 заседания педагогического Совета МДОУ «Детский сад №88» от 10.03.2016г. Присутствовало: 24 человека Отсутствовало: нет Тема:.

К вопросу о художественно-творческом развитии детей дошкольного возраста как объекте педагогического проектирования Стрижакова Наталия Андреевна г. Армавир МБДОУ №20 воспитатель Именно творческая деятельность человека делает его существом обращенным к.

Обобщение педагогического опыта «Использование современных образовательных технологий в физическом воспитании дошкольников» Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных.

Описание опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с ПДД» Обеспечение безопасности детей становится всё актуальнее. Для маленького гражданина повседневная жизнь таит множество опасностей. Чаще это.

Описание опыта работы «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей младшего и среднего дошкольного возраста» Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими.

Описание педагогического опыта «Ознакомление детей раннего возраста со свойствами природных объектов» ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА по теме: «Ознакомление детей раннего возраста со свойствами природных объектов (форма, величина, пространственное.

Описание педагогического опыта воспитателя По теме «Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста» «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,.

Описание профессиональной деятельности воспитателя детей раннего возраста на первую категорию В Главную (краевую) аттестационную комиссию Меликян Ирины Арамаисовны воспитателя Муниципального бюджетного дошкольного образовательного.

Описание системы опыта работы по теме «Влияние графических навыков на развитие мелкой моторики у детей разного возраста»Описание системы опыта работы по теме «Влияние графических навыков на развитие мелкой моторики у детей разного возраста» Описание системы опыта работы на тему: «ВЛИЯНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА» Все дети любят.

Помощь родителям в воспитании и развитии детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания на базе детского сада В. П. Вдовенко, социальный педагог МАДОУ «Волшебница», г. Лабытнанги, ЯНАО, 2016 г. В 2012-2013 учебном году приняла участие в работе инновационных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Синтез поэтического слова и движения в воспитании и развитии детей раннего возраста (описание педагогического опыта)
Опубликовано: 17 октября 2016 в 20:38
+72Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 43.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД