МААМ-картинки

К вопросу о художественно-творческом развитии детей дошкольного возраста как объекте педагогического проектирования

Наталия Стрижакова
К вопросу о художественно-творческом развитии детей дошкольного возраста как объекте педагогического проектирования
▼ Скачать + Заказать документы

Стрижакова Наталия Андреевна

г. Армавир МБДОУ №20 воспитатель

Именно творческая деятельность человека делает его существом

обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.

Л. С. Выготский

Развитие личности и ее достижения на жизненном пути тесно связаны с такими индивидуально-психологическими особенностями человека, как способности, склонности, дарования. Детство — период усиленного развития, изменения и обучения, парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс становления личности. Наиболее ярко это выражается в творческой деятельности, позволяющей особенно полно раскрыть свой внутренний мир. Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве.

Публикация «К вопросу о художественно-творческом развитии детей дошкольного возраста как объекте педагогического проектирования» размещена в разделах

Творчество все чаще рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.

Философами творчество рассматривается как человеческая деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего природного и социального мира. Изменяется и сам человек - формы и способы его мышления, личностные качества, он становится творческой личностью. Создание чего-то нового, ценного, нешаблонного, нестереотипного происходит в различных видах творческой деятельности человека. Существуют различные виды творчества, как в области материального производства, науки, так и в сфере искусства: изобразительного, музыкального, словесного, актерского, оперного и т. д.

Дошкольный возраст — благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение, активно развиваются личностные качества, а на их основе — способности и склонности.

По утверждению Н. Н. Поддьякова, творчество детей носит глубоко личностный характер: оно определяется неповторимостью личности ребенка, неповторимостью накопленного им опыта деятельности. Поэтому процесс творчества чрезвычайно индивидуален и его развитие требует тщательного учета индивидуальных особенностей ребенка. Подчас слишком регламентированное воспитание и обучение в детском саду не способствует формированию творческого мышления.

Художественное творчество детей дошкольного возраста – это создание ребенком значимого, прежде всего для него субъективно нового продукта (рисунок, лепка; рассказ, танец, песенка, игра); дополнение к уже известным ранее не использованным деталям, по-новому характеризующим создаваемый образ; придумывание сюжетных элементов, действий, характеристик героев и т. п. ; применение усвоенных способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы, для передачи образов на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голосов и т. д.); использование и создание разных вариантов изображения, ситуаций, движений, проявление инициативы во всем. Понятие введено Т. С. Комаровой.

Как отмечают Н. Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова, главным источником творчества дошкольников является практическая деятельность детей, направленная на преобразование предметов и явлений с целью их познания и освоения. Начиная с младшего дошкольного возраста, эта деятельность выступает в форме так называемого «экспериментирования», которое интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства. Детское «экспериментирование» характеризуется общей направленностью на получение ребенком новых знаний и сведений и выступает как основной мотив деятельности.

Рассмотрев определения творчества и художественного творчества детей старшего дошкольного возраста, мы ставим перед собой задачи:

• определить природу художественно творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;

• рассмотреть специфику и структуру проблем организации художественно-творческого развития в дошкольном образовательном учреждении.

B настоящее время в исследовании проблемы творческих способностей в дошкольном возрасте можно наблюдать существование различных подходов. Педагог В. Н. Шацкая считает: в условиях общего эстетического воспитания детское художественное творчество скорее рассматривается как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования эстетически развитой личности, чем как созидание объективных художественных ценностей.

Исследования Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева и др. показывают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством, появляется новый тип деятельности — творческий. Своеобразие данного типа состоит в том, что он рождает возможность идти от мысли к ситуации, а не наоборот, как было ранее. Однако, характеризуя особенности творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста, педагоги и психологи подчеркивают ее специфичность. Так, многие из компонентов творчества в этом возрасте только начинают развиваться, хотя субъективно ребенок постоянно открывает что-то новое. Н. Н. Поддьяков отмечал, что в детском возрасте творчество следует понимать как механизм развития разнообразных деятельностей ребенка, накопления опыта, личностного рост. По мнению Л. С. Выготского, основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе такой деятельности.

В исследованиях, посвященных проблемам развития детского творчества, отмечается, что в дошкольном возрасте у ребенка появляется ряд черт, характеризующих его как творца. Это проявление активности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы по отношению к новому содержанию, нахождение оригинальных способов решения поставленных задач, использование разных видов преобразований и т. п.

На основе теории деятельности, разработанной А. Н. Леонтьевым,НА. Ветлугина выделила показатели, по которым возможно определить отношения, интересы, способности детей, проявляющиеся в художественном творчестве, качество творческих действий и продукции. Она рассматривала художественно-творческие способности в комплексе и выделила следующие их особенности:

— способность воспринимать и переживать прекрасное в жизни и произведениях искусства, легко «входить» в воображаемую ситуацию, эмоционально откликаться на красоту;

— творить по законам красоты (выразительно петь и читать стихи, изящно двигаться под музыку, находить естественные движения для передачи образа в игре-драматизации, проявляя творческую инициативу и личностное отношение к происходящему);

— оценивать прекрасное в окружающем, различать средства художественной выразительности в содержании литературных, изобразительных, музыкальных произведений и театральной деятельности;

— самостоятельно искать и находить оригинальные приемы решения творческих задач.

По исследованиям Н. А. Ветлугиной, деятельность детей основывается на тех знаниях и умениях, которые приобретаются в повседневной жизни в процессе воспитания и обучения, осуществляемого в детском саду под руководством педагога.

Она отмечает, что исполнительская деятельность детей (пение, рисование, игры-драматизации, танцы) требует творческой интерпретации, проявления творческой активности. Творческая интерпретация находится в известной зависимости от степени владения художественными умениями и навыками.

Восприятие всех видов искусства и воспроизведение отдельных их явлений требует способности их эстетической оценки.

Заслуживают внимания показатели наличия творческого начала, выделенные Н. А. Ветлугиной. Среди них показатели, характеризующие отношение детей к творчеству :

— искренность, непосредственность переживаний;

— увлеченность, «захваченность» деятельностью;

— активизация волевых усилий, способность к вхождению в изображаемые обстоятельства;

— специальные художественные способности (образное видение, поэтический, музыкальный слух, позволяющие успешно решать творческие задачи.

Показатели качества творческих действий включают в себя:

— внесение дополнений, изменений, вариаций, преобразований;

— создание новой комбинации из усвоенных старых элементов;

— применение известного в новых ситуациях;

— нахождение новых приемов решения;

— быстрота реакции;

— хорошая ориентировка в новых условиях;

— нахождение оригинальных приемов решения творческих заданий.

К показателям качества продукции детского художественного творчества относятся:

— нахождение адекватных выразительных средств воплощения образов;

— своеобразие манеры исполнения и выражения своего отношения;

— соответствие продукции элементарным художественным требованиям.

Главная особенность музыкально-творческих способностей — их развитие на основе восприятия художественного образа — музыки.

В музыкальной педагогике существует ряд теоретических и экспериментальных работ, где дается высокая оценка воспитательному значению творчества. Б. М. Теплов, например, считает, что любое творчество ребенка связано, прежде всего, с эмоциональным откликом на музыку, и оно чрезвычайно полезно в период начального обучения, когда закладываются основы ценностного отношения к музыке.

Согласно мнению Н. А. Ветлугиной, творчество есть важное условие и средство развития способности образного видения.

Блестящим примером выявления возможностей музыкальной деятельности в развитии творческих музыкальных способностей служит опыт Б. Л. Яворского. Основные положения его работ следующие:

— все проявления творческой инициативы детей ценны, поэтому главная задача педагога — всемерно стимулировать их;

— важным средством активизации творческих способностей является комплекс всех видов музыкальной деятельности, когда дети могут проявить себя в самых различных направлениях;

педагогическая ценность детского творчества заключена в самом процессе творчества.

Ученый, вскрывая природу творческого процесса, показал, что в развитии творческих способностей существуют определенные этапы:

— накопление впечатлений;

— выражение творческого начала в зрительных, сенсомоторных, речевых направлениях;

— двигательные, речевые, музыкальные импровизации, иллюстративность в рисовании;

— создание собственных композиций, которые являются отражением художественного впечатления : литературного, музыкального, изобразительного, пластического;

— собственно музыкальное творчество (написание песен, пьес для фортепиано).

Идеи Б. Л. Яворского нашли широкое воплощение в музыкальном воспитании дошкольников, где, например, музыкально-творческие способности формируются на основе игры на инструментах, движении, пении, декламации и др.

Исследуя музыкальное творчество, Б. В. Асафьев писал: «. единственным выходом, по существу оздоравливающим музыкальный детский инстинкт, является вызывание творческого дара: способности изобретения и комбинирования материала. Воспитывать же музыкально-творческие способности следует. потому, что каждый, кто хоть немного ощутил в какой-либо сфере искусства радость творчества, будет в состоянии воспринимать и ценить все хорошее, что делается в этой сфере, и с большей интенсивностью, чем тот, кто только пассивно воспринимает. Музыкальное творчество не проявляется только в сочинении "сложных музык", оно гораздо многообразнее и разветвленнее, чем, кажется. Вызвать его — это значит, прежде всего, обратить у детей внимание на то, что они поют и играют, т. е. на музыкальный материал» .

Излагая теоретические положения о творческой деятельности, Б. В. Асафьев дает методические рекомендации, касающиеся развития музыкального творчества детей.

Другой исследователь, В. Г. Злотников, указывает: художественное творчество характеризует непрерывное единство познания и воображения, практической деятельности и психических процессов, оно является специфической духовно-практической деятельностью, в результате которой возникает особый материальный продукт - произведение искусства.

Исследователь детского творчества Е. А. Флерина оценивает его как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому.

А. А. Волкова утверждает: «Воспитание творчества - разностороннее и сложное воздействие на ребенка. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение, характер (смелость, настойчивость, чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями - значит дать обильную пищу для творчества. Научить внимательно, присматриваться, быть наблюдательными - значит сделать представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное».

В качестве общей тенденции в исследовании проблемы творчества следует отметить полимодальный подход к пониманию природы творческих способностей, реализуемый в исследовании различных сторон творческой личности: интеллекта, креативности, мотивационной сферы и т. д.

Но практически во всех концепциях необходимо отметить понимание творческих способностей как «способности к порождению идей» и исследование их с точки зрения оригинальности, нестандартности продукта.

В рамках каждого концептуального подхода к проблеме творчества выделяются различные сенситивные периоды для развития творческих способностей. Многие исследователи говорят о возрастных факторах одаренности, «возрастной одаренности» (Н. С. Лейтес, подразумевая под этим преходящий характер этого образования. Они понимают одаренность как опережение развития, «перескакивание» на другой возрастной этап. Дальнейшее развитие часто приводит к потере этих «признаков одаренности». Задачу изучения ранних признаков одаренности Н. С. Лейтес видит в выявлении индивидуальных черт ин-теллекта.

Л. А. Венгер поднимает вопрос о специфике творческих способностей детей дошкольного возраста и выдвигает положение о том, что одаренный ребенок - это ребенок, наиболее полно прошедший свой возраст. Вслед за ними многие авторы настаивают на возрастном подходе к проблемам творческих способностей. В. С. Юркевич говорит о необходимости возрастного подхода к исследованию творчества. Е. Е. Кравцова пишет, что творческие способности являются скорее особенностью психического развития детей дошкольного возраста, нежели их индивидуальной характеристикой.

В концепции «Одаренный ребенок» Л. А. Венгера творческие способности рассматриваются как компонент общей одаренности наряду с умственными способностями и познавательной активностью. Но центральное место в структуре одаренности все же отводится умственным способностям. В качестве основы формирования умственных способностей в дошкольном возрасте.

Сведения о первых проявлениях творческих способностей достаточно разнородны и зависят от концептуального подхода. Так, Е. П. Торранс, определяя творческие способности как креативность, указывает на возможность их выявления только после 5 лет.

Дошкольное детство становится переломным моментом в развитии внимания, когда дети впервые начинают сознательно управлять им, направляя и удерживая на определенных предметах. Для этой цели старший дошкольник использует определенные способы, которые он перенимает у взрослых. Таким образом, возможности этой формы — произвольного внимания — к 6—7 годам уже достаточно велики. В значительной степени этому способствует совершенствование планирующей функции речи. Речь дает возможность заранее словесно выделить значимые для определенной задачи явления и предметы, организовать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности. Несмотря на существенные сдвиги в развитии внимания преобладающим на протяжении всего дошкольного периода остается непроизвольное внимание. Вместе с тем, детям еще трудно сосредоточиться на чем-то однообразном. Но в процессе интересной для них деятельности внимание может быть достаточно устойчивым.

Подобные возрастные закономерности отмечаются и в процессе развития памяти. Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, дает наилучшее впечатление. Таким образом, объем фиксируемого материала во многом определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению. Одно из основных достижений старшего дошкольника — развитие произвольного запоминания. Во многом этому способствует игровая деятельность, в которой умение запоминать и вовремя воспроизводить необходимые сведения приводит к достижению успеха.

Становление мышления в этом возрасте в значительной степени связано с возможностью оперировать представлениями на произвольном уровне, которая существенно повышается к 6 годам, в связи с усвоением новых способов умственных действий. Формирование этих способов в значительной степени опирается на освоение определенных действий с внешними предметами, которыми ребенок овладевает в процессе развития и обучения. Дошкольный возраст представляет наиболее благоприятные возможности для развития различных форм образного мышления.

Как отмечал Н. Н. Поддьяков, в возрасте 4—6 лет интенсивно формируются и развиваются навыки и умения, способствующие изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов и явлений и воздействию на них с целью изменения [35]. Этот уровень умственного развития, соответствующий наглядно-действенной форме мышления, становится подготовительным этапом в развитии индивидуально-психологических особенностей личности, которые определяют уровень творческих способностей. Накопление фактов и сведений об окружающем мире создает основу для формирования представлений и понятий. К концу дошкольного периода начинает преобладать наглядно-схематическая форма мышления как высший этап в развитии наглядно-образного мышления. Отражением достижения ребенком этого уровня умственного развития являются схематизм детского рисунка, умение использовать при решении задач схематическое изображение.

Таким образом, к 6— 7 годам ребенок может подходить к решению проблемы тремя способами: используя наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление. В старшем дошкольном возрасте начинает интенсивно формироваться логическое мышление, как бы определяя тем самым ближайшую перспективу творческого развития.

Накопление опыта практических действий, определенный уровень развития восприятия, памяти, воображения создают ситуацию уверенности в своих силах. Это выражается в постановке все более разнообразных и сложных целей, достижению которых способствует волевая регуляция поведения. Ребенок 6—7 лет может стремиться к далекой (в том числе и воображаемой) цели, выдерживая при этом сильное волевое напряжение в течение довольно длительного времени.

Анализ изученной педагогической и психологической литературы выдвигает показатели творческих способностей, позволяющих выражать создаваемые образы в наиболее оптимальной для детей форме :

— оригинальность движений;

— эмоциональность при воплощении игрового образа;

— наличие выразительных средств для воплощения образа;

— гибкость при принятии решений;

— умение находить нестандартные решения творческих задач.

В настоящее время, когда жизнь становится разнообразнее и сложнее, требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению различных проблем, очень важно не упустить сенситивный период для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы возможности для развития творческих способностей в период дошкольного детства, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Ребенку необходимо помочь развить ту деятельность, которой он начинает заниматься. Сам ребенок не найдет эти средства, он сможет открыть только самые примитивные из них, и творчество его обречено остаться на самой низкой ступени.

Поэтому такой актуальной является разработка новых современных методов обучения, при которых ребенок приобретал бы умение экспериментировать с различными предметами и явлениями, что расширит его возможности за пределы того материала, который дает ему взрослый. Для активизации этого процесса необходимо формировать у дошкольников знания и умения в гибкой, подвижной, вариативной форме.

Список литературы:

1. Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников : Сб. науч. трудов. /Редкол. : Н. Н. Педъяков и др. – М: «Феникс», 2000г. -с. 7-10.

2. Борзова В. А., Борзое А. А. Развитие творческих способностей у детей. Самара, 1994.

3. Выготский, Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте» /Л. С. Выготский. - Москва: «Просвещение», 1991. -168 с.

4. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов / Т. С. Комарова. М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 120 е. : цв. вкл.

Публикации по теме:

Метод педагогического проектирования в работе с детьми с нарушением речи Современный подход к дошкольному образованию предусматривает, адаптацию ребенка к социальной жизни, сохранение полноценного детства в соответствии.

Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста Е. А. Копанова МБДОУ «ДСКВ №68» г. Братск Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста. «Источники способностей и дарований.

Анкета по вопросу о развитии и влиянии мелкой моторики на организм младших дошкольников 1. Что такое мелкая моторика? 1. развитие движения пальчиков ног; 2. развитие координации движения; 3. развитие мелкой мускулатуры пальцев.

Педсовет «Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста путем построения целостного педагогического процесса» Тема педсовета «Духовно – нравственное развитие детей дошкольного возраста, через построение целостного педагогического процесса». Цель:.

Интегрированный подход в творческом развитии дошкольников Интегрированный подход в творческом развитии дошкольников У каждого из нас внутри талант таится И очень важно в детстве дать ему раскрыться.

Методические рекомендации «Использование технологии проектирования в развитии дошкольников» В настоящее время современное общество характеризуется стремительным ростом объема научной информации, большой скоростью процесса старения.

Обобщение педагогического опыта по здоровьесбережению и развитию навыков ЗОЖ у детей дошкольного возраста Обобщение педагогического опыта работы воспитателя МАДОУ д\с №12 Андрусенко Натальи Юрьевны 1988 г. р., образование высшее, педагогический.

Особенности психолого-педагогического сопровождения развития детей дошкольного возраста В настоящее время остро стоит проблема психолого-педагогическое сопровождения всех участников образовательного процесса. Данное положение.

Распространение собственного педагогического опыта «Развитие воображения детей дошкольного возраста» Авторы статьи: Трегубова Е. С., Ковалева Т. Г. В период дошкольного детства воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения.

Роль детской художественной литературы в творческом развитии личности ребёнка дошкольного возраста Уважаемые коллеги! Все мы выбрали педагогическую профессию, независимо от того, работаем мы в детском саду или воспитываем своего малыша.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
К вопросу о художественно-творческом развитии детей дошкольного возраста как объекте педагогического проектирования
Опубликовано: 3 июля 2016 в 17:01
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «К вопросу о художественно-творческом развитии детей дошкольного возраста как объекте педагогического проектирования» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Стрижакова (УИ 57709) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД