Надежда Валентиновна Щуклова
Методические рекомендации «Использование технологии проектирования в развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время современное общество характеризуется стремительным ростом объема научной информации, большой скоростью процесса старения знаний.
Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря притягательности процесса обучения. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу, снизилась положительная мотивация к занятиям. Как исправить сложившуюся ситуацию?
Публикация «Методические рекомендации „Использование технологии проектирования в развитии дошкольников“» размещена в разделах
В настоящее время в образовательную деятельность дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.
Он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, так как основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию. В чем актуальность метода проектной деятельности?
Она заключается в том, что он дает возможность:
-развитию наблюдения и анализа явлений;
-проведению сравнения, обобщения;
-умению делать выводы;
-развитию творческого мышления, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков,
и многого другого, что является составляющими успешной личности.
Педагоги осознают необходимость развития каждого ребёнка как личности, потому, что ребенок, выступающий как объект в системе обучения, не может проявить свои таланты и индивидуальность, научиться выбирать и принимать решения. Технология проектирования позволяет развивать творческие способности каждого ребёнка.
Что такое проект?
Проект – это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Что такое метод проектов?
Метод проектов – это инновационная педагогическая технология, которая ориентируется на применение и приобретение новых знаний. Суть «метода проектов» в образовании состоит в организации образовательного процесса, где обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий, имеющих познавательную ценность.
Метод проектов - основывается на интересах детей, дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивает волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия и сохраняет для детей форму занимательной, увлекательной игры. Проектная деятельность требует большой самостоятельности от детей, что еще не под силу дошкольникам в силу возраста. Поэтому проектную деятельность дошкольников, необходимо рассматривать как форму организации проектной деятельности дошкольников.
Деятельность – это специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержанием которой является целесообразное изменение и преобразование в интересах людей. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс. Проектная деятельность содержит:
-анализ проблемы;
-постановка цели;
-выбор средств ее достижения;
-поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;
-оценка полученных результатов и выводов.
Проектная деятельность детей является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Целью проектной деятельности является понимание и применение детьми знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.
Задачами проектной деятельности являются:
Обучение детей планированию: ребенок должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы.
Принципы организации проектной деятельности :
-проект должен быть посильным для выполнения;
-создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов;
-вести подготовку детей к выполнению проектов;
-обеспечить руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы;
-если проект групповой, каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку;
-обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.
К важным факторам проектной деятельности относятся:
-повышение мотивации детей при решении задач;
-развитие творческих способностей;
-формирование чувства ответственности;
-создание условий для отношений сотрудничества между педагогом и обучающимся.
Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Тематика и содержание проектов для детей старшего дошкольного возраста могут быть очень разнообразными. В зависимости от методов, - используемых в работе над проектом : игровых, творческих, познавательных, можно предложить другую тематику проектов. Они могут быть определены по инициативе детей, так как они хотят узнать, что их интересует и могут быть определены по инициативе педагога, который считает, что будет важнее для развития ребёнка. По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня) и длительными (от 1 недели до 3 месяцев).
Дети, участвующие в проектной деятельности :
-проявляют творческую активность в познании окружающего мира;
-более самостоятельны и организованны в принятии решений;
-способны общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий;
-воспринимают мир и осознают его уникальность, красоту, универсальность.
Педагоги, использующие в своей деятельности проектный метод :
-проявляют способность к самостоятельному творческому планированию всего образовательного процесса;
-обладают умением гибко подходить к планированию с учётом интересов и желания детей;
-осуществляют поисковую педагогическую деятельность;
Родители, принимающие участие в проектной деятельности нашего учреждения:
-наладили контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей группы;
-получили возможность принимать активное участие в жизни группы;
-смогли реализовать свои творческие способности.
Использование метода проекта в образовательном процессе помогает научиться работать в команде, вырабатывать собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели. Для совершенствования работы по использованию технологии проектирования в деятельности необходимо проводить игры-тренинги, креативные игры, способствующие развитию творческого воображения, мышления педагогов, умения находить нестандартные решения проблемных ситуаций.
Целью этой работы является расширение возможностей детей для проявления их активности и самостоятельности в познании окружающего мира.
Технология проектирования способствует внесению новых идей в разработку содержания и методов обучения и воспитания, которые позволят нам эффективно проводить педагогический процесс. Поэтому, для достижения планируемых результатов в освоении программы, необходимо создать благоприятные условия для развития проектной деятельности, знакомить детей с технологиями, которые пригодятся им в будущем. Дети должны быть вовлечены в проекты, в ходе которых они научатся изобретать, понимать, осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения, помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать свои возможности.
В ходе проектированной деятельности дети обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать: читать стихи, рассказывать о новых интересных фактах, общаться с окружающими, и т. д.
Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе деятельности. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им