МААМ-картинки

Методические рекомендации «Использование технологии проектирования в развитии дошкольников»

Надежда Валентиновна Щуклова
Методические рекомендации «Использование технологии проектирования в развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время современное общество характеризуется стремительным ростом объема научной информации, большой скоростью процесса старения знаний.

Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря притягательности процесса обучения. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу, снизилась положительная мотивация к занятиям. Как исправить сложившуюся ситуацию?

Публикация «Методические рекомендации „Использование технологии проектирования в развитии дошкольников“» размещена в разделах

В настоящее время в образовательную деятельность дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.

Он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, так как основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию. В чем актуальность метода проектной деятельности?

Она заключается в том, что он дает возможность:

-развитию наблюдения и анализа явлений;

-проведению сравнения, обобщения;

-умению делать выводы;

-развитию творческого мышления, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков,

и многого другого, что является составляющими успешной личности.

Педагоги осознают необходимость развития каждого ребёнка как личности, потому, что ребенок, выступающий как объект в системе обучения, не может проявить свои таланты и индивидуальность, научиться выбирать и принимать решения. Технология проектирования позволяет развивать творческие способности каждого ребёнка.

Что такое проект?

Проект – это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Что такое метод проектов?

Метод проектов – это инновационная педагогическая технология, которая ориентируется на применение и приобретение новых знаний. Суть «метода проектов» в образовании состоит в организации образовательного процесса, где обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий, имеющих познавательную ценность.

Метод проектов - основывается на интересах детей, дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивает волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия и сохраняет для детей форму занимательной, увлекательной игры. Проектная деятельность требует большой самостоятельности от детей, что еще не под силу дошкольникам в силу возраста. Поэтому проектную деятельность дошкольников, необходимо рассматривать как форму организации проектной деятельности дошкольников.

Деятельность – это специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержанием которой является целесообразное изменение и преобразование в интересах людей. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс. Проектная деятельность содержит:

-анализ проблемы;

-постановка цели;

-выбор средств ее достижения;

-поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;

-оценка полученных результатов и выводов.

Проектная деятельность детей является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

Целью проектной деятельности является понимание и применение детьми знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.

Задачами проектной деятельности являются:

Обучение детей планированию: ребенок должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы.

Принципы организации проектной деятельности :

-проект должен быть посильным для выполнения;

-создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов;

-вести подготовку детей к выполнению проектов;

-обеспечить руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы;

-если проект групповой, каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку;

-обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

К важным факторам проектной деятельности относятся:

-повышение мотивации детей при решении задач;

-развитие творческих способностей;

-формирование чувства ответственности;

-создание условий для отношений сотрудничества между педагогом и обучающимся.

Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Тематика и содержание проектов для детей старшего дошкольного возраста могут быть очень разнообразными. В зависимости от методов, - используемых в работе над проектом : игровых, творческих, познавательных, можно предложить другую тематику проектов. Они могут быть определены по инициативе детей, так как они хотят узнать, что их интересует и могут быть определены по инициативе педагога, который считает, что будет важнее для развития ребёнка. По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня) и длительными (от 1 недели до 3 месяцев).

Дети, участвующие в проектной деятельности :

-проявляют творческую активность в познании окружающего мира;

-более самостоятельны и организованны в принятии решений;

-способны общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий;

-воспринимают мир и осознают его уникальность, красоту, универсальность.

Педагоги, использующие в своей деятельности проектный метод :

-проявляют способность к самостоятельному творческому планированию всего образовательного процесса;

-обладают умением гибко подходить к планированию с учётом интересов и желания детей;

-осуществляют поисковую педагогическую деятельность;

Родители, принимающие участие в проектной деятельности нашего учреждения:

-наладили контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей группы;

-получили возможность принимать активное участие в жизни группы;

-смогли реализовать свои творческие способности.

Использование метода проекта в образовательном процессе помогает научиться работать в команде, вырабатывать собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели. Для совершенствования работы по использованию технологии проектирования в деятельности необходимо проводить игры-тренинги, креативные игры, способствующие развитию творческого воображения, мышления педагогов, умения находить нестандартные решения проблемных ситуаций.

Целью этой работы является расширение возможностей детей для проявления их активности и самостоятельности в познании окружающего мира.

Технология проектирования способствует внесению новых идей в разработку содержания и методов обучения и воспитания, которые позволят нам эффективно проводить педагогический процесс. Поэтому, для достижения планируемых результатов в освоении программы, необходимо создать благоприятные условия для развития проектной деятельности, знакомить детей с технологиями, которые пригодятся им в будущем. Дети должны быть вовлечены в проекты, в ходе которых они научатся изобретать, понимать, осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения, помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать свои возможности.

В ходе проектированной деятельности дети обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать: читать стихи, рассказывать о новых интересных фактах, общаться с окружающими, и т. д.

Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе деятельности. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им

Публикации по теме:

Использование коллекционирования в развитии креативности дошкольников Для формирования познавательной активности старших дошкольников интерес представляет такое направление, как коллекционирование. Творчество.

Использование музейной педагогики в развитии дошкольников Сейчас в образовательных учреждениях разного типа музейно-выставочные средства активно используются для решения задач воспитательного характера.

Мастер-класс «Использование технологии исследовательской деятельности в познавательном развитии детей» Слайд 2. Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь.

Методические рекомендации для педагогов по профилактике агрессивных проявлений в поведении старших дошкольников 1. Методы и приемы профилактики по преодолению агрессивности детей В отечественной и зарубежной психологии используются разнообразные формы.

Методические рекомендации по формированию связной монологической речи дошкольников • При выборе материала необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников, нравственную направленность сюжета, что бы воспитывать.

Методические рекомендации по использованию дидактических игр в развитии цветовосприятия у детей Если педагог хочет, чтобы дидактические игры дали ребенку толчок в развитии, то он должен сделать все, чтобы организованная деятельность.

Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников младшего возраста Для развития у детей музыкальных способностей существуют следующие музыкальные игры и упражнения: «Музыкальные игрушки» Динь-динь-динь-динь.

Опыт работы «Игровые технологии в развитии логико-математических представлений дошкольников» Воспитатель: Пирогова С. Н. «…корни величайших достижений логической, математической и научной мысли можно найти в простых действиях,.

Современные образовательные технологии в развитии познавательной активности дошкольников. Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных. Ребенок рождается исследователем - это его естественное.

Здоровьесберегающие технологии в музыкальном развитии дошкольников Сокровища музыки, накопленные в течение веков поколениями людей, необычайно многообразны. Музыка окружает нас повсюду – в труде и в быту,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации «Использование технологии проектирования в развитии дошкольников»
Опубликовано: 2 июня 2016 в 21:03
+48Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации «Использование технологии проектирования в развитии дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Валентиновна Щуклова (УИ 144794) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 31.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД