Опыт работы «Игровые технологии в развитии логико-математических представлений дошкольников»

Светлана Пирогова
Опыт работы «Игровые технологии в развитии логико-математических представлений дошкольников»

Воспитатель: Пирогова С. Н.

«…корни величайших достижений логической,

математической и научной мысли можно

найти в простых действиях, которые выполняют

маленькие дети над физическими объектами в своем мире».

Г. Гарднер

(СЛАЙД 2)

В свете реализации ФГОС ДО перед педагогами дошкольных образовательных учреждений ставится задача познавательного развития детей дошкольного возраста. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, части и целом, пространстве и др.). (слайд 3)

Актуальность темы (СЛАЙД 4)

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача современного педагога и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребенка. Так, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования.

Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Особо подчеркнем роль логико – математической игры, как метода обучения и развития математических представлений.

Данные игры способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребенка, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к обучению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации.

Таким образом, проблема логико – развивающей, математической игры, как средства познавательной активности ребенка, является актуальной.

Приступая к работе над данной темой, я хорошо понимала, что для целенаправленного результативного осуществления воспитательного процесса необходим основательный теоретический и практический багаж, изучение новинок методической литературы, поэтому прежде чем приступить к работе подробно была изучена методическая литература.

Примерная основная общеобразовательная программа «Детство" под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой по которой я работаю, строит математическое развитие ребёнка на основе развивающих игр, используя основной игровую технологию, тем самым перекликаясь с современной концепцией математического образования дошкольников.

Слайд 5

Таким образом, определившись с задачами, я определила основные направления:

• Организация и использование логико-математических игр как часть НОД по математическому развитию детей

• Индивидуальная и групповая работа с детьми с использованием логико-математических игр в течение дня

• Организация предметно- развивающей среды в группе

Работа с родителями

(СЛАЙД6)

И вот уже несколько лет я занимаюсь созданием условий для успешного интеллектуального развития своих воспитанников: в группе создан «Центр математических игр», оборудованный необходимыми учебно-игровыми пособиями для организации образовательной деятельности детей в области математического развития детей, успешно ведётся работа по созданию и преобразованию предметно- развивающей среды в группе.

Реализация намеченного плана успешно осуществляю с применением наиболее эффективных игровых и учебно- игровых пособий. Рассмотрим некоторые из них.

(СЛАЙД 7)

Огромное значение я придаю играм, созданным и разработанным супругами Б. П. Никитиным и Е. А. Никитиной. Данные игры выпускаются более 25 лет в России, Германии, Японии и других странах, называясь «Никитинским материалом» или «играми Никитина». Разрабатываются различные методики, стили, подходы к этим играм – вплоть до специальных методичек, написанных уже не Никитиными. Игр, разработанных Б. П. Никитиным, очень много «Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех» и «Кирпичики» — самые известные «интеллектуальные игры» Никитиных. Но есть и другие: «Таблица сотни», «Таблица Пифагора», «Дроби», «План и карта», «Часы», «Термометр», «Узелки». У них необычайно широк диапазон задач — как по трудности, так и по разнообразию характера, поэтому увлечься ими могут и дошкольник, и ученик, и студент. В них можно играть и одному, и вдвоем, и всей семьей, и компанией, и целой группой в детском саду или классом в начальной школе, и даже провести олимпиаду на первенство… Их можно назвать спортивным комплексом, но… для ума, для развития творческих способностей ребенка. Изучив литературу по данной теме, я пришла к выводу, что все развивающие игры Никитина обладают характерными особенностями: Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей конструктора-механика и т. д. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, то есть в виде видимых и осязаемых вещей и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. А так же позволяют сопоставлять наглядное «задание» с «решением» и самому проверить точность выполнения задания. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному. Имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2-3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры и кубики Никитина могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости). В развивающих играх Никитина удалось объединить один из основных принципов обучения «от простого к сложному» с очень важным принципом творческой деятельности – «самостоятельно по способностям». Игры Никитина давно интересовали меня и я стала использовать их в своей работе. На начальном этапе, я знакомила детей с играми постепенно в совместной деятельности в вечернее время а затем стала включать их в проведение НОД по математике. Дети рассматривали данные пособия, называли цвета, считали сколько кубиков в коробке, выкладывали кубики по запросу. Если ребенок справлялся с предложенной задачей, я переходила к следующей. Дети с увлечением приняли развивающие игры. При возникновении трудностей в решении какой — либо задачи, я оставляла ее и возвращались к ней в другой раз и так до тех пор пока ребенок не выполнял предложенное задание. Так же детям предлагалось взять игры домой на выходные и поиграть в домашних условиях с родителями. Родителям очень понравились игры и многие из них приобрели их для личного пользования. Это послужило дополнительным стимулом дошкольникам и позволило добиться более высоких результатов в работе с детьми.

В процессе игр с кубиками Никитина дети научились считать, ориентироваться в пространстве и во времени, развиваются их конструктивные способности, внимание, память, логическое мышление, воображение и речь

Кубики Никитина способствуют развитию: мелкой моторики, формируют сенсорные эталоны цвета, величины и формы, пространственного ориентирования, комбинаторных способностей, необходимых для школьного обучения навыков, абстрактного мышления.

(СЛАЙД 8)

Игровая технология «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича представляет собой систему поэтапного включения авторских развивающих игр в деятельность ребёнка.

Основные принципы технологии

Игра плюс сказка Первым принципом технологии "Сказочные лабиринты игры" является игровое обучение детей дошкольного возраста.

Интеллект Второй принцип технологии Воскобовича - построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Постоянное и постепенное усложнение игр ("по спирали") .

(СЛАЙД 9)

С играми Воскобовича я начала знакомить детей с младшего возраста.

Знакомство начинала с Игрового квадрата

Техника работы «От простого к сложному»

Игровой квадрат это «вечное Оригами» дети с трехлетнего возраста знакомятся с базовыми формами для создания в будущем различных фигур из бумаги. Кроме всего прочего (как бы между делом – происходит знакомство с фигурами и цветами). А работа в технике оригами не вызывает затруднений. Ведь если не получилось – можно снова попробовать. На более сложных этапах (в старшем возрасте). Фигуры становятся все более сложными и двухцветный квадрат становится четырехцветным. И пиком усложнения является «Змейка». «Змейка» это лента работать с ней сложнее зато сколько новых вариантов. Ведь элемента творчества нельзя исключать. Так же игровой квадрат помогает увидеть предмет, так сказать в объемном варианте. Сориентировать ребенка в пространстве. Эффект погружения в задачу происходит органично. Ребенок неизбежно входит в ситуацию, требующую от него четкого алгоритма, последовательности действий, анализа предложенного задания.

Постепенно знакомила и с прозрачным квадратом (СЛАЙД 10)

- освоение названий и структуры геометрических

фигур, их размера;

- умение составлять геометрические фигуры из

частей, понимание соотношения целого и части;

- умение конструировать предметные силуэты путем наложения или приложения пластинок.

Ребенок накладывает пластинки друга на друга, совмещает закрашенные части и составляет из них геометрические фигуры или предметные силуэты. Предметные силуэты можно получить и путем приложения геометрических фигур на пластинках друг к другу.

(СЛАЙД 11)

Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, но и закрепление навыков, которыми он недавно овладел. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными. По – своему желанию общаются со сверстниками, реализуют и углубляют свои знания и умения. А так же повторяют усвоенный материал.

Знакомство детей с Геоконтом проходило по классической схеме – закрепление цветов и выкладывание геометрических фигур, предметных силуэтов а в более старшем возрасте цифр и букв. Определение цветов и оттенков закрепление расположения цветов в спектре. Одновременно с этим улучшилась пространственная ориентация – оценка расстояний, размеров, формы, положения предметов. Освоение и применение словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям: вперед – назад, вверх – вниз, направо – налево, на Геоконте не вызвали каких либо затруднений. После работы с Геоконтом начинается работа с Геовизором.

НАЧИНАЯ СО СРЕДНЕЙ ГРУППЫ УЖЕ РАБОТАЛА и С ГЕОВИЗОРОМ.

СЛАЙД 12

Другие популярные игры Воскобовича, используемые в моей работе: «Чудо-крестики», «Контруктор цифр», «Чудо-соты» и др.

(СЛАЙД 13)

Развитие логического мышления и познавательной активности невозможно без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье.

Мною были выделены некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей в этой сфере деятельности:

1. Информировать родителей о задачах и содержании логико - математических и развивающих игр, используемых в детском саду;

2. Организовать мастер-класс, консультации, папки-передвижки, поделиться информацией по работе в СМИ

3. Создание обогащенной развивающей среды постоянное обогащение и пополнение новинками) как в детском саду, так и дома.

Перспективы развития опыта:

1. Предлагаемая система работы по формированию у детей элементарных математических представлений через логико - математические игры в условиях детского сада, позволяет достаточно полно раскрыть индивидуальные особенности и таланты каждого ребенка

2. Полученный багаж знаний, умений и навыков позволяет каждому ребенку развить творческую инициативу, поддержать у дошкольников интерес к математике.

3. Опыт работы может быть использован воспитателями ДОУ.

Публикации по теме:

Интеллектуальное развитие дошкольников с помощью логико-математических игр Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с.

Использование логических блоков Дьенеша с целью развития логико-математических представлений Логико-математическое развитие детей младшего дошкольного возраста. Использование логических блоков Дьнеша с целью развития логико-математических.

Использование моделирования в Формировании элементарных математических представлений дошкольников (из опыта работы) Введение Одним из основных предметов в школе является математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует.

Конспект занятия «Зимушка» (использование блоков З. Дьенеша с целью развития логико — математических представлений) ТЕМА: «ЗИМУШКА» Программное содержание:Закрепить умение классифицировать геометрические фигуры по трём признакам (размер, цвет, форма,.

Опыт работы по теме: Развитие математических представлений и умений использования игр с блоками Дьенеша и палочками Кьюзинера Тема: «Развитие математических представлений и умений у детей дошкольного возраста посредством использования игр и упражнений с блоками.

Опыт работы «Развитие математических способностей дошкольников через игровую деятельность» 2.0 Развитие математических способностей дошкольников через игровую деятельность 2.1 Опыт работы Работу по развитию у детей элементарных.

Опыт работы «Сенсорное развитие дошкольников как способ формирования их математических способностей» Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине,.

Отчёт по теме «Логико-математические игры на занятиях по формированию элементарных математических представлений» Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребёнка: без полноценного прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая.

Роль кружковой работы в ДОУ в развитии математических способностей у дошкольников Одним из подходов к построению модели ДОУ, дающего возможность воспитать человека с активной жизненной позицией, культурного, компетентного,.

Занимательные игровые технологии в формировании математических представлений у дошкольников Требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Учимся считать
  • Учимся считать
Автор публикации:
Опыт работы «Игровые технологии в развитии логико-математических представлений дошкольников»
Опубликовано: 21 марта 2016 в 19:50
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Тема: «Мастерская игрушек»
«Мастерская игрушек» Задачи занятия: — Закреплять у детей знания об игрушках: их значение, правила пользования. — Воспитывать бережное отношение к игрушкам,...
Фотоотчет «Яблоки с узорами из семечек дыни» поделки к Яблочному Спасу
Уважаемые коллеги! Каждый год к Яблочному Спасу мы с детками своими руками украшаем яблочки. Мне приятно посмотреть какие были яблочки в прошлом году....
Конспект НОД по лепке в младшей группе «Мышки очень любят сыр».
Образовательные задачи: -учить передавать в лепке сходство и характерные особенности мышки; -закрепить приемы лепки туловища ( скатывания большого шара,...
Двигательные навыки
Двигательные навыки - это определенные функциональные образования, своеобразные формы управления движениями. К закономерностям формирования двигательных...
Планирование в средней группе с 13.08–17.08.2018 г по теме: «Что такое хорошо и что...
Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо». Цель: Развивать коммуникативные навыки детей, учить играть дружно, делиться игрушками, вежливо обращаться друг к...