«Использование ИКТ в работе музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста». Из опыта работы (часть 2)

Людмила Кашина
«Использование ИКТ в работе музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста». Из опыта работы (часть 2)

часть 1

(продолжение)

С помощью презентаций аудиоэнциклопедии "Народные инструменты" вместе с вымышленными героями Чевостиком и Кузей мы знакомим детей в незатейливой форме с рядом русских народных инструментов. Эта познавательная серия для детей предлагает вниманию дошкольников музыкальные спектакли в лицах, с песенками и стихотворениями, в лёгкой и доступной форме знакомит детей с увлекательным миром научных и культурных знаний, активизируя их познавательную и умственную деятельность. Важно, что такие презентации побуждают малышей к самостоятельным музыкальным действиям и тем самым способствуют проявлению детского творчества в игре на детских шумовых музыкальных инструментах. В итоге, дети с удовольствием создают свой оркестр из тех инструментов,которые имеются у нас в саду: бубны, коробочки, трещотки, погремушки, колокольчики, ложки, румба, кастаньеты, шуршалки и т. д.

С помощью компьютера дети могут знакомиться с творчеством композиторов, слушать его произведения. В нашей педагогической копилке имеются презентации, посвященные знакомству с творчеством таких композиторов как М. Глинка, П. Чайковский, С. Прокофьев, Н. Римский-Корсаков, В. Шаинский, М. Мусоргский и другие.

Детская психика лучше воспринимает информацию в игровой форме, когда она облечена в интересную, доступную их пониманию оболочку, чем и являются мультимедийные презентации. Поэтому в музыкальной НОД в разделе "Пение" используем презентации для разучивания различных песенок, это очень нравится детям, доступно и гораздо интереснее и занимательнее. ("Хомячок", "Детский сад", "Если добрый ты", "Пропала собака", "Колыбельная", "Взрослые и дети", "Коробка с карандашами", "Ёжик", "Весёлые нотки", "Дождик" и т. д.)

Использование такой информационной технологии позволяет эффективней развивать зрительное и слуховое восприятие, ассоциативное мышление и творческое воображение детей.

Интегрированная НОД предоставляет педагогу неограниченные возможности проявления творчества и фантазии при создании презентаций к ней - здесь присутствуют слайды и из художественного творчества и из архитектуры, из поэзии и музыки, науки и техники, можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать во время образовательной деятельности, либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; красоту глубин океанов, бесконечную галактику и т. д.). Такие работы как "Времена года", "Поход в зоопарк", "Путешествие в космос", "Золотая волшебница Осень", "Этот удивительный подводный мир", "Русская народная песня", "Русский сувенир" способствуют эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.

Широко мы используем созданные презентации и для закрепления пройденного материала, контроля и проверки знаний (викторина "По сказкам Пушкина", "Угадай мелодию", "Загадки из нотной тетрадки", "Угадай сказку", "Узнай композитора", "Чья это песенка?")

Свои достижения в области ИКТ мы демонстрируем на праздниках и развлечениях как иллюстративный, анимационный фон, в качестве декораций и как элемент сюрприза. Созданы красочные и познавательные презентации к 9 мая, 8 марта, Пасхе, Дню матери, Масленице, Дню независимости России, осенним и весенним развлечениям - "Осенний коктейль", "День прилёта птиц", "В гости к солнышку", "Пушкинские чтения". На выпускном утреннике дети с удовольствием пели замечательную песенку К. Костина "Детский сад", а на экране друг друга сменяли их собственные фотографии, которые они заранее подготовили с воспитателями и родителями для этой уникальной презентации на свой последний праздник в детском саду. После любого утренника можно использовать презентацию как подарок для детей - вспомнить о проведённом празднике, что пели-танцевали, в какие игры играли, какие герои приходили и показать видеоролик с праздника, с участием самих детей.

Особого внимания заслуживают мультимедийные презентации с заданиями к музыкально - дидактическим играм. ("Определи звук", "Дюймовочка", "Какой инструмент лишний?", "Звуки разные бывают", "Чьи детки?", "Грустная тучка", "Назови композитора", "Весело - грустно", "Жанры музыки", "Определи ритм" и др., которые помогают педагогу развить у детей внимание и логическое мышление, сенсорные способности. Наши воспитанники с помощью ИКТ активно вовлекаются в процесс обучения, что способствует развитию творчества и музыкальности.

Широкие возможности интерактивного оборудования позволяют нам сделать весь процесс обучения детей более интересным, динамичным, превращая его в интересную и увлекательную игру.Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме. Немало создано нами презентаций для сопровождения небольших театрализованных сценок или постановок сказок детьми, для проведения дня рождения или концерта.

Применяя компьютерные технологии в работе с детьми вокального кружка "Родничок"", который посещают дети старшего дошкольного возраста, мы тем самым способствуем повышению статуса дошкольного образовательного учреждения, предоставляющего услуги дополнительного образования.В нашем распоряжении широкий спектр цифровых образовательных ресурсов: на выступлениях дети поют в микрофоны, педагог управляет звуком на микшерном пульте с сильными акустическими колонками. Кроме развития вокальных и артистических данных, мы с детьми работаем на интерактивном оборудовании - изучаем знакомый материал ещё глубже и шире.

С помощью приобретённого программного обеспечения под названием "В мире музыки", используя индивидуальный подход, развиваем сенсорные способности у детей с помощью дидактических заданий, обогащаем знания, словарный запас, тем самым повышаем эффективность и качество предоставляемых образовательных услуг.

Также нашей гордостью мы считаем приобретённое чудо техники - интерактивный стол для детей. В работе на нём нашими педагогами используютсяразличные стили обучения: визуальные, слуховые или кинестетические. Дети с интересом перемещают геометрические фигуры, составляют из них различные предметы; реально могут увидеть космическую галактику, изучать английский язык, играть в шахматы и шашки, составлять пазлы и многое другое. Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты.

В интерактивный стол встроены различные развивающие игры, в том числе и музыкальные - набор музыкальных инструментов. Очень заинтересовало детей и педагогов игра в виртуальном оркестре на этих инструментах. Запомнив их звучание, ребята с удовольствием и увлечением организовывают музыкально - дидактическую игру "Угадай инструмент".

Использование информационных технологий в музыкальной деятельности в детском саду является базой для формирования художественного вкуса, развития творческого потенциала ребенка и гармоничного развития личности в целом.

Компьютерные технологии помогают педагогу в работе с документацией, приводя её в электронный вид. Мною разработана Программа развития вокальных навыков у детей дошкольного возраста "До-ми-соль-ка", которую я использую в работе вокального кружка. Также обобщён опыт на тему "Развитие творческого потенциала дошкольников посредством обучения игре на музыкальных инструментах", который включен в банк передового педагогического опыта Краснодарского края.

Компьютер помогает создать необходимый наглядный материал и в работе с родителями - выпуск газет, буклетов.

Создаём презентации не только для детей, но и для воспитателей, родителей при проведении родительских собраний, а также для коллег - музыкантов при обмене опытом.С авторской презентацией на тему: "Обучение детей игре на ДМИ" выступала на районном методическом объединении перед коллегами, а также неоднократно перед слушателями курсов повышения квалификации музыкальных руководителей и педагогов дополнительного образования, проводимых краснодарским краевым институтом дополнительного профессионального педагогического образования (ККИДППО).

Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательной работе позволяет повысить её качество, в какой-то мере облегчая труд педагога. Также выводит деятельность ДОУ на новый качественный уровень, обновляя содержание образовательного процесса, обеспечивая качество образованности воспитанника, соответствующее современным государственным стандартам образования.

При всём многообразии преимуществ ИКТ, конечно же, надо помнить, что какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны. По-прежнему в деле воспитания и гармоничного развития личности ребёнка важнейшей остается роль педагога, которого не может заменить ни один компьютер.

Литература:

1. Гулак, И. В. Использование компьютера //Управление ДОУ. - 2006. № 8, с. 36.

2. Новосёлова, С. Л. Компьютерный мир дошкольника //Новая школа. -1997. - № 3, с. 23.

3. Горвиц, Ю., Поздняк, Л. Кому работать с компьютером в детском

саду//Дошкольное воспитание. - 1991. - № 5. - С. 12.

4. Калинина, Т. В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве

// Управление ДОУ. - 2008. № 6 - С. 32

5. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - №4. - 2009. С. 32-34.

6. Детский сад от А до Я. - №3.-2010. С. 56-57.

Публикации по теме:

«Составление описательного рассказа о русском костюме». НОД по речевому развитию в подготовительной группе Изготовление балалайки» Программное содержание: - учить детей составлять описательный рассказ о национальном русском костюме и его особенностями;.

Украшение музыкального зала для весеннего развлеченияУкрашение музыкального зала для весеннего развлечения Все музыкальные руководители сталкиваются с проблемой украшения музыкального зала к праздникам и развлечениям. Каждому из нас хочется сделать.

Библиотека изображений:
  • Цифры
  • Изучаем цвета
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
«Использование ИКТ в работе музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста». Из опыта работы (часть 2)
Опубликовано: 24 апреля 2014 в 21:47
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 июня. Международный день цветка

Очередной тематический день посвящен красивейшему творению природы. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы расширить представление детей о цветах и увлечь их занимательным...

21 июня. Всемирный день жирафа

Ежегодно 21 июня, начиная с 2014 года, отмечается экологический праздник: Всемирный день жирафов. Он направлен на заботу о редком африканском животном, облик которого никак невозможно спутать ни с каким...


Горячие темочки