Лариса Борзенкова
Опыт работы «Использование проблемно-поисковых ситуаций в процессе обучения детей элементарной математике»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование проблемно-поисковых ситуаций в процессе обучения детей элементарной математике
Как научить маленького ребёнка думать, рассуждать? Развить интерес к познавательной деятельности?
Очевидно, что научить ребенка этому можно лишь в ситуации, требующей осмысления. Таковой является проблемная ситуация — ситуация, с которой начинается процесс размышления. Осознание трудностей, невозможность разрешить их привычным путем побуждают ребенка к активному поиску новых средств и способов решения задачи и открытию мира математики.
Публикация «Опыт работы „Использование проблемно-поисковых ситуаций в процессе обучения детей элементарной математике“» размещена в разделах
- Игровые проблемные ситуации
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Применение мной в образовательной деятельности проблемных ситуаций помогает выполнить одну из важных задач, поставленных реформой дошкольного образования, – формировать у воспитанников самостоятельное, активное, мышление. Создание проблемных ситуаций, которые составляют необходимую закономерность логического мышления, является одним из условий, в которые следует ставить дошкольников, чтобы стимулировать подлинное продуктивное мышление. Таким образом, использование проблемно- практических ситуаций в образовательной деятельности по математике имеет важное значение для повышения уровня развития мышления дошкольников.
Наблюдая за деятельностью детей на занятиях, я заметила, что дети проявляют умственную активность в процессе решения практических задач, требующих детского размышления, когда воспитатель прислушивается к мнению каждого ребёнка и верный ответ находят путём совместных усилий.
В практике работы детского сада мы используем различные методы активизации познавательной деятельности детей : проблемные вопросы, развивающие игры и т. д, но трудность возникает в том, что не всегда педагог может создать ситуацию поиска, дать возможность раскрыться ребёнку, и активность в решении вопроса проявляет он сам, а не ребёнок. Эффективность такого занятия низкая. А дети становятся пассивными наблюдателями. Возникает необходимость в изучении и внедрении технологии решения проблемных ситуаций.
Что же включает в себя проблемная ситуация? Каковы ее основные элементы?
В роли одного из главных компонентов проблемной ситуации психологи выделяют неизвестное, раскрываемое в проблемной ситуации.
Поэтому, чтобы создать проблемную ситуацию, нужно поставить ребенка перед необходимостью выполнения такого задания, при котором подлежащие усвоению знания будут занимать место неизвестного. Уже факт столкновения с трудностью невозможностью предложенного задания при помощи имеющихся знаний и способов рождает потребность в новом знании.
Эта потребность является основным условием возникновения проблемной ситуации и одним из главных ее компонентов.
Процесс постановки и решения проблемной ситуации состоит из следующих этапов:
- постановки, формулирования проблемы;
- выдвижения предположений и гипотез;
- выбора, проверки, обоснования гипотез;
- подведения итогов, вывод.
Для того чтобы правильно поставить и успешно разрешить проблему, необходимо разделять деятельность педагога и деятельность ребенка.
Деятельность педагога предполагает создание проблемной ситуации, формулировку проблемы, управление поисковой деятельностью детей, подведение итогов.
Проблемную ситуацию можно создавать на всех этапах процесса обучения : при объяснении, закреплении, контроле.
Пример проблемной ситуации, которая использовалась при ознакомлении с геометрическими фигурами, их группированием.
История про фигуры: «Где живёт овал?»
В стране Геометрии можно встретить много самых разных фигур. Но все они живут в двух разных домах. К домикам подошёл овал. Он тоже хотел жить в доме вместе с другими фигурами. После этого перед детьми ставился проблемный вопрос : «В каком домике будет жить овал? Почему?».
Для решения данной проблемы дети должны были провести ряд наблюдений, сопоставлений, сравнений. Они выдвигали ряд предположений, обсуждали каждый вариант ответа. Чтобы выбрать дом для овала, дети выделяли существенные признаки фигур. Они отмечали, что в первом домике живут фигуры с углами, а во втором - фигуры без углов. У овалов нет углов.
Дети сделали вывод, что он может поселиться в домике, где живут круги. Правилен третий вариант ответа. Воспитатель помогает сформулировать вывод. Фигуры бывают угольные и округлые. Овал является округлой фигурой.
Проблемная задача поставила детей в ситуацию, в которой у них появилось удивление и ощущение трудности (или одно только ощущение трудности, которое, однако, они преодолели. Если эти условия отсутствуют, то задача уже перестаёт быть для них проблемной. Важно научиться воспитателю видеть эти проблемы и дать возможность решить это противоречие самому ребёнку.
Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с…загадки, проблемы. Чтобы у дошкольника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.