Людмила Воронцова
Опыт работы на тему «Музыкально–ритмические движения — универсальное средство творческого развития детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы обусловлена тем, что осуществляя программные задачи по музыкальному развитию на занятиях, праздниках, в развлечениях и других видах деятельности, я обратила внимание на то, что дети охотно, с удовольствием включаются в разучивание и исполнение танцевальных постановок, в которых не только можно освоить элементарные ритмические движения, но и изобразить конкретных персонажей, выразительно передать их действия. Это навело меня на мысль – уделять больше внимания музыкально– ритмической деятельности.
Публикация «Опыт работы на тему „Музыкально–ритмические движения — универсальное средство творческого развития детей“» размещена в разделах
- Музыкально - ритмические движения
- Опыт работы, практика
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
При помощи движения ребенок познает мир. Выполняя различные движения в играх, танцах, дети углубляют свои познания о действительности. Музыка вызывает двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает движения, а определяет их сущность. Моя задача состоит в том, чтобы развить в детях умение быстро выполнять предлагаемые им движения и, в случае надобности, уметь затормозить их, т. е. развивать активное торможение. Музыка – своего рода раздражитель, который обусловливает реакцию, как в сторону возбуждения, так и в сторону торможения. На занятиях можно наблюдать, как вялые, пассивные дети становятся активными, а возбужденные –дисциплинированными. В процессе занятий музыкально-ритмическими движениями укрепляется организм ребенка; развиваются музыкальный слух, память, внимание; воспитываются морально-волевые качества, ловкость, точность, быстрота, целеустремленность, вырабатываются такие свойства движения, как мягкость, пружинистость, энергичность, пластичность; улучшается осанка детей. Музыкальный ритм способствует упорядочению движения и облегчает овладение им. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей восприятия музыкальных образов и умения отразить их в движении.
Музыкально-ритмические построения, национальные пляски, инсценировки, хороводные игры с пением, построенные на лучших образцах народной, русской классической и современной музыки, формируют нравственный облик ребенка, развивают музыкальность и художественный вкус, воспитывают любовь к Родине.
Значение музыкально– ритмических движений в жизни ребенка заключается в том, что они:
обогащают эмоциональный мир детей и развивают музыкальные способности;
развивают познавательные способности;
воспитывают активность, дисциплинированность, чувство коллективизма;
способствуют физическому совершенствованию организма.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей развития и формирования творческих способностей дошкольников посредством музыкально – ритмических движений.
Длительность работы над опытом составляет 3 года.
Диапазон опыта охватывает организацию образовательного процесса с детьми среднего, старшего и подготовительного к школе возраста дошкольников.
Теоретическая база опыта основана на исследовании методик, посвященных развитию у дошкольников творчества в танце на основе обучения их языку выразительных движений.
Теоретической базой для опыта стали публикации С. Л. Слуцкой "Танцевальная мозаика", Н. А. Ветлугиной "Музыкальное развитие ребенка", программа "Са-фи-дансе" Ж. Е. Филирева, Е. Г. Сайкина.
Технология и информация опыта работы :
Условия возникновения опыта :
С сентября 2013 года я осуществляю педагогическую деятельность в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении – детский сад №32 «Антошка», который с августа 2014 года является подразделением МБОУ "ЦО №1".
В настоящее я работаю в девяти группах :
– вторые младшие № 6, 11, 12
– средние группы №7, 10
– старшие группы №8, 9
– подготовительные группы № 1, 4
Выбор темы продиктован необходимостью поиска новых методов и форм развития и формирования музыкальных способностей дошкольников посредством музыкально– ритмических движений.
Музыкально– ритмические движения – это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры, пляски и упражнения. В основе музыкально– ритмического воспитания лежит развитие у детей способности воспринимать музыкальные образы и умение отражать их в движении.
Целью педагогического опыта является обеспечение положительной динамики развития творческих способностей дошкольников посредством выполнения музыкально– ритмических движений под программный и современный репертуар.
Задачи:
– развитие двигательных качеств и умений;
– развитие координации движений;
– формирование правильной осанки;
– обогащение двигательного опыта детей программными и современными движениями;
– развитие творческих способностей, потребности в самовыражении под музыку;
– учить радоваться своим и коллективным успехам.
Каждое музыкальное занятие начинается с выполнения музыкально– ритмических упражнений под классическое попурри в современной обработке. Это дает возможность с самого начала настроить детей на необходимый для занятий "дух", и после основных частей, таких как слушание музыки и пение, мы преступаем к разучиванию композиций и танцев, рекомендуемых программой. Часто провожу и доминантные занятия, целиком посвященные развитию музыкально-ритмических движений.
Помимо тех движений, которые должны освоить дети в течении своего пребывания в детском саду, я стала включать и те, которые относятся к современной хореографии, что вызвало у воспитанников большой интерес. Первый такой экспериментальный опыт сложился при подготовки подготовительной группы к Новому году. Мной был взят и переработан сценарий на сюжет "Снежная королева" и музыка, написанная поэтом и композитором Андреем Морсиным, который в 1996 году создал сказку–мюзикл с этим названием. Так же для сцены во дворце была взята мелодия из мюзикла "Ромео и Джульетта" – "Les Rois du Monde" и для заключительного хоровода " В лесу родилась елочка" в современной аранжировке.
Наблюдая за тем, как активно дети влились в работу над предстоящем праздником, с каким интересом они осваивали новые движения и вслушивались в современные композиции, пытались на репетициях эмоционально передать характеры своих героев, я увидела что вместе с этим повысился и общий уровень их музыкальных способностей : улучшилось чувство ритма, координация; дети стали лучше чувствовать музыку и выразительно выполнять танцевальные движения; на последующих занятиях увеличилась активность и в таких направлениях как пение, слушание музыки, игра на музыкальных инструментах, музыкально–дидактических играх. Проанализировав свою работу я решила внедрять такую практику начиная с детей 3–4 лет.
К подбору музыки на музыкальные занятия надо относиться очень серьезно, использовать музыку, доступную для восприятия ребенка. Мною используются детские песни, песни из мультфильмов, эстрадные и классические произведения в современной обработке. Все это очень хорошо сочетается с программной музыкой. Я рассчитываю и дальше продолжать работу над развитием и формированием творческих способностей именно в таком направлении.