Папки-передвижки

Изобразительная деятельность в детском саду. Опыт работы «Обучения детей седьмого года жизни рисованию пейзажа»

Марина Червяцова (пелло)
Изобразительная деятельность в детском саду. Опыт работы «Обучения детей седьмого года жизни рисованию пейзажа»

Пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства. Знакомство детей с этим жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, её красоте, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к родному краю.

Художественный пейзаж помогает развивать эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание. Пейзажная живопись не только доставляет радость детям, но и вдохновляет их на творчество.

Публикация «Изобразительная деятельность в детском саду, Опыт работы „Обучения детей седьмого года жизни рисованию пейзажа“» размещена в разделах

Мы предполагаем, что совершенствованию обучения детей рисованию пейзажа будут способствовать следующие педагогические условия:

– отбор содержания и организация предварительной работы, деятельности по ознакомление детей с пейзажем;

– чтение художественных произведений, позволяющих формировать, закреплять, обобщать представления детей о природе и пейзажной живописи;

– организация уголка изобразительной деятельности способствующего закреплению и расширению представлений о пейзажной живописи;

– составление перспективного плана работы по ознакомлению детей с пейзажем и обучению рисованию природы;

- организация индивидуальной работы с детьми по наблюдению за природой и отображению ее на картинной плоскости;

– осуществление преемственности занятий с изобразительной деятельностью с занятиями по развитию речи, экологии (окружающий мир, математике и т. д. ;

разработка комплекса дидактических игр, направленных на формирование у детей представлений о пейзаже и способах его плоскостного изображения.

Работа проводилась группа№1 «Светлячок» в три этапа:

1 этап - выявление начального уровня сформированности умений детей старшего дошкольного возраста рисовать пейзаж.

2 этап - Организация работы по обучению детей старшего дошкольного возраста рисованию пейзажа.

3 этап - выявление эффективности работы.

На первом этапе, стояла задача выявить начальный уровень сформированности у детей знаний, умений, навыков в области создания пейзажа изобразительными средствами рисунка.

Поскольку диагностических заданий по выявлению у детей уровня сформированности умений и навыков изображения пейзажа, в литературе представлено не было, мы разработали диагностику выявления уровня умений и навыков детей в области рисования пейзажа.

Диагностика включает в себя ряд параметров: предварительный замысел; организация плоскости; работа с изобразительным материалом и оборудованием, работа с листом бумаги; технические навыки.

При проведении заданий мы столкнулись с тем, что одни дети чётко знают, что, как и чем они хотят рисовать, но некоторые дети без образца, без помощи воспитателя были неуспешны в изобразительной деятельности проявили растерянность и не знали с чего начать.

Анализ результатов диагностики показал, что в начале года рисунки соответствую: низкий уровень – (78%, средний уровень – (17%, высокий уровень – (5%).

Перед нами стоит задача повысить уровень развития изобразительных знаний, умений и навыков детей старшего дошкольного возраста рисования пейзажа, с помощью различных педагогических методов и приемов.

После выявления начального уровня сформированности у детей умений рисовать пейзаж мы перешли к 2 этапу.

Цель состояла в формировании у детей должного уровня навыков, умений рисовать пейзаж на плоскости листа посредством реализаций педагогических условий, которые были выделены нами в начале исследования. Работа строилась по следующим направлениям:

1. Формирование у детей представлений об элементах различных видов пейзажа : городского, сельского, простого пейзажа, сказочного.

2. Формирование у детей предварительного замысла.

3. Обучение у детей ориентировки на плоскости листа.

4. Работа с изобразительным материалом и оборудованием.

5. Развитие способностей детей к использованию в изображениях всех средств выразительности рисунка (формы, цвета, композиции, колорита, пятна, линии);

6. Стимулирование стремления детей к созданию неповторимых, оригинальных образов в пейзажном рисовании, используя правила композиционного построения рисунка соответственно возрасту.

7. Разработка перспективного плана, отображение в нём тем занятий, которые помогут сформировать знания, умения, навыки у детей старшего дошкольного возраста при рисовании пейзажа.

8. Взаимодействие занятий рисованием пейзажа с другими видами деятельности.

9. Подбор дидактических игр направленных на формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о специфике пейзажа и умений отображать её при создании изображения.

Второй этап начался с конца сентября, мы составили перспективный план на год.

Подобрали дидактические игры, направленные на формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков отбора элементов пейзажа и его составления.

- деревянные пазлы «Времена года»;

- «Узнай живой мир».

- «Найди приметы».

- Сделали своими руками дидактическую игру «Собери пейзаж»;

- Пазлы «Времена года»

- «К какому дереву принадлежит этот лист»;

- Развивающая игра – лото «Где растет огурчик»;

Перспективный план помог сделать работу целенаправленной и планомерной. В нем было отражено тематическое распределение материала на год, показано взаимодействие занятий с другими видами деятельности.

Работа по развитию детского изобразительного творчества в рисовании пейзажа мы строили в соответствии с требованиями Базисной программы развития ребенка - дошкольника «Истоки», которые нацеливают на формирование у каждого ребёнка нравственно – эстетических чувств при встрече с прекрасным в природе и искусстве и, в частности, при знакомстве с поэзией и пейзажами.

Мы использовали основные методы для развития эстетического восприятия и детского творчества : наблюдение явлений и объектов природы, описанных в поэтических произведениях; беседы о природе; рассматривание иллюстраций и пейзажных картин; показ некоторых приёмов изображения; анализ рисунков, выявляющий степень творчества ребёнка при передаче образа природы в рисунке.

Перед каждым занятием проводится предварительная работа в неё входили следующие виды деятельности : знакомство с художниками, экскурсии в галерею детского сада; экскурсии в парк; наблюдения на участках за природой, беседы о разных временах года; рассматривание картин по временам года; чтение стихов, составление рассказов; слушание музыки; приглашение в группу известного художника - пейзажиста Нилова Владимира Николаевича, который рассказывал о своей работе и показывал, как правильно надо писать пейзаж; пересказ об увиденном на экскурсии.

От второго этапа мы перешли к третьему этапу. Анализ мониторинга в группе «Светлячок» показал, что у детей в конце года формирования знаний, умений, навыков соответствуют: средний уровень – 59%, высокий уровень – 41%.

По сравнительной голограмме, третьего этапа можно сделать вывод, что с помощью педагогических условий, приёмов, методов, перспективного плана уровень у детей вырос. Задачу о повышения уровня развития изобразительных знаний, умений и навыков детей старшего дошкольного возраста рисования пейзажа, с помощью различных педагогических методов и приемов мы выполнили.

Анализируя рисунки детей на третьем этапе, мы выявили, что все дети рисуют широкую полосу (фриз, линию горизонта, дети заполняют всё пространство листа, видно уменьшение и увеличение предметов, уменьшенные предметы дети располагают дальше, предметы рисуют выше, видна динамика.

Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что в начале года у детей были выявлены две большие трудности в создании пейзажных рисунков.

Первая трудность состояла в том, что у детей страдала самостоятельность, а также сохранение каждым ребёнком своего индивидуального замысла.

Вторая – заключалась в том, что у многих детей сложился определённый штамп, стереотип рисования.

Данные трудности нам не удалось полностью преодолеть. В связи с этим не планируем останавливаться на достигнутом, и видим перспективу продолжения нашей работы в заданном направлении.

Прикреплённые файлы:

prezentacija1_7uh41.ppt | 16074,5 Кб
 
Публикации по теме:

Консультация для родителей «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста». Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и возрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и.

Электронное пособие для детей старшей группы «Наша область — Еврейская Автономия» Нравственно-патриотическое воспитание невозможно без формирования знаний традиций своей малой Родине. Особую актуальность приобретает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Изобразительная деятельность в детском саду. Опыт работы «Обучения детей седьмого года жизни рисованию пейзажа»
Опубликовано: 22 мая 2014 в 08:50
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД