ИРИНА МУРАШОВА
Опыт работы на тему: «ТРИЗ технология как система развития криативной личности ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Вашему вниманию я представляю опыт работы на тему : «ТРИЗ технология как система развития криативной личности ребенка»
Публикация «Опыт работы на тему: „ТРИЗ технология как система развития криативной личности ребенка“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
В настоящее время актуальность развития коммуникативных способностей дошкольников не вызывает сомнений и приобретает первостепенное значение, как один из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка. Процесс воспитания и обучения ребёнка- это взгляд человечества в будущее (слайд 1).
Изучив современные механизмы воспитания творческой личности и проанализировав все имеющиеся возможности повышения уровня развития речи и познавательной активности детей, мы пришли к выводу, что необходимо использовать в традиционной технологии воспитания и обучения инновационную, которая предполагает получение знаний не в готовом виде от педагога, а самостоятельный поиск ответов на вопросы (слайд 2).
Знакомясь с инновационными технологиями, которые используются в дошкольном образовании, мы остановилась на применении технологии Теории Решения Изобретательных Задач, так как на наш взгляд, ее применение позволяет достичь наиболее высоких результатов в работе по развитию речи детей. Ведь методы и приёмы технологии ТРИЗ направлены на развитие мышления, воображения, творческих способностей детей и, конечно, речи дошкольников.
Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях, ТРИЗ занимает особое место.
Теория решения изобретательских задач - была разработана около 50 лет Эффективность данной-педагогики заключается в ее инструментальности и достаточной гарантированности формирования исследовательских умений у обучающихся. За эти качестваТРИЗ называют технологией (слайд 3).
Цель технологии - научить детей мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Целью опыта является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой-поисковой активности, стремления к новизне; развитие речи и творческого воображения.
Для дошкольников-это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
Теория решения изобретательских задач используется в дошкольной педагогике не так давно. Методика развивается, трансформируется в различные формы подачи материала. Отмечается достаточно устойчивый характер овладения такими основными понятиями, как формулировка и разрешение противоречий, нахождение и использование ресурсов, стремление к идеальному конечному результату. К счастью, детям не свойственны стереотипы мышления взрослых, дошкольники не только совершенствуют навыки творческого мышления, но и расширяют свой кругозор, развивают свои познавательные способности, развивают речь.
ТРИЗ позволяет снять психологические барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Кроме того, подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем.
(слайд 4)
Чтобы стимулировать творческую активность детей и устранить отрицательное воздействие психологической инерции, используются различные методы и приёмы, применяемые в решении изобретательских задач (ТРИЗ). Вот некоторые из них:
Мозговой штурм (слайд 5)
Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.
Метод Мозгового Штурма я использую на занятии, для активизации мыслительных операций, развития, ассоциативных связей, как групповое и индивидуальное обсуждение разнообразных проблемных ситуаций. Например, нужно придумать и сочинить необычную музыку, а музыкальных инструментов нет. Как быть? Что же делать? То есть ставится некая задача, решение которой дети предлагают сами. Главное в том, чтобы ребенок сам мог выдвигать разные, даже самые невероятные и нереалистические идеи и решения.
Синектика (слайд 6)
Это так называемый метод аналогий:
а) личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Примерные варианты заданий:
изобрази будильник, который забыли выключить;
покажи походку человека, которому жмут ботинки;
изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, восторженного кролика;
представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прохрюкай "В лесу родилась елочка…", промяукай "Солнечный круг…" и другие варианты;
б) прямая аналогия.
в) фантастическая аналогия.
Синектика всегда проводится в паре с мозговым штурмом.
Да-нет-кА (слайд 7)
С помощью этого метода можно начинать образовательную деятельность.
Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.
Это вид загадки в которой отгадывать нужно при помощи вопросов, на которые можно ответить «да» или «нет».Задачи «Да-нетки» решаются постепенным сужение круга поиска. В своей работе использую объктивные «Да-нетки» (загадывается один объект).
Системный оператор (слайд 8)
Мир системен. Любой объект можно рассматривать как единое целое (систему, можно мысленно поделить его на части, каждую часть можно поделить на ещё более мелкие части. Все системы существуют во времени. Они сталкиваются, взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга.
Одной из важнейших задач обучения является задача закрепления и систематизации полученных знаний. Чаще всего системный оператор используем в работе проектно-исследовательской деятельности
«Волшебные кольца Луллия» (слайд 9).
Такой известный методический прием, как Кольца Луллия, является эффекитивным механизмом развития речи, воображения и совершенствования грамматической стороны речи.
Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.
Цели ставятся разные, в зависимости от той индивидуальной работы, которую запланировал воспитатель.
Задачи:
Формировать ассоциативность, диалектичность и системность мышления. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов; обогащение опыта ребенка; насыщение знаний о различных областях действительности.
Результативность педагогического опыта (слайд 10).
Практика показала, что методы и приёмы ТРИЗ работают, как минимум, в четырё хнаправлениях: речь, мышление, воображение, эмоционально- волевая сфера. У детей работа с творческими задачами способствует повышению уровня речевого развития. Речь детей становится более осознанной и произвольной. У них закрепляются и навыки самостоятельной работы. Они обладают умением сравнивать и обобщать. Умеют вербализовать (словесно выражать) шаги решения творческой задачи в форме развёрнутых связных высказываний.
Мы с уверенностью можем сказать, Теория Решения Изобретательных Задач даёт детям возможность проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить и высказывать свои мысли, развивая речь.
Слайд 11.