Ольга Николаевна Хапова
Опыт работы по краеведению. Воспитание гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Базовая модель обобщенного опыта на тему : "Воспитание гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста"
Как у маленького деревца, поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжение нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитание у своих детей чувства безграничной любви к Родине. (В. А. Сухомлинский)
Публикация «Опыт работы по краеведению, Воспитание гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно — исторического опыта поколений - одна из серьезных проблем нашего времени.
В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получили ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей? Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Иногда можно наблюдать равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Воспитание чувства патриотизма у дошкольника - процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и вдохновения. Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.
За время перестройки «развалились» детские общественные организации, пионерия, октябрята. Несмотря на политическую окраску, эти организации объединяли детей. У нас появилось поколение, у которого «нет ничего». Программа «Наша Родина - Россия» направлена на то, чтобы показать корни нашей национальной культуры. Народные промыслы, история России, рассказы - о знаменитых россиянах, все это подводит ребенка к истокам русского народа, развивает гордость за страну, в которой он живет, побуждает его к изучению истории родного края.
Обязательное условие воспитания начал патриотизма - забота воспитателя о том, чтобы обучение на занятиях было связано с детской деятельностью и практическими делами. Чтобы увидеть результат своей работы, необходимо, чтобы дети были активными, эмоциональными участниками на занятиях.
Многовековая история человечества свидетельствует, что любая цивилизация выдерживала самые суровые испытания, пока были живы традиции, пока не оскудела историческая память. И, наоборот, самые процветающие сообщества рушились, когда исторические уроки и традиции предавались или просто уничтожались.
Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. И этот процесс надо формировать дошкольного возраста воспитанием любви к своей малой родине как к источнику патриотического начала.
Важно донести до детей мысль : спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину. Патриотические чувства детей могут выражаться в соответствующих поступках и поведении: уважительное отношение к участникам Великой Отечественной войны, героям труда, бережное отношение к природе родного края, любовь к своему детскому саду.
Условия возникновения и становления опыта.
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев воспитательной работы. Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они детям? Внимательные наблюдения за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволили мне делать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым, и с будущим. '
Фундамент будущего человека закладывается в детстве. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому-то все, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера - оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности. При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно - образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Если у дошкольников такого рода качества не будут сформированы надлежащим образом, то восполнять возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным.
С 2010 года я начала вести кружковую работу по краеведению и работать над темой «Воспитание гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством кружковой работы по краеведению». Мой опыт работы — это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели - воспитанию патриотических чувств, любви и гордости за свою Родину.
Начиная работу, я поставила перед собой следующие задачи:
Воспитывать у детей любовь к Родине, к родному краю и его истории; учить видеть историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, парков, скверов);
Приобщать к культуре и традициям русского народа; воспитывать лучшие качества, присущие ему;
Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их речевую культуру;
Культивировать эмоциональное, поэтическое отношение к природе, свойственное нашим предкам.
В МБДОУ № 71 - ЦРР – Д/С созданы все условия для успешной реализации рабочей программы кружковой работы по краеведению. В детском саду оборудован мини-музей «Куклы моей прабабушки». Каких только кукол там нет: Десятиручка, Зайчик на пальчик, Кувадка, Рождественский ангел.
В детском саду имеется мини-музей с образцами народных промыслов Тульской и других областей России. Здесь можно увидеть Филимоновскую, Дымковскую, Каргопольскую игрушки, Хохлому, Жостовские подносы, Гжель, Скопинскую керамику.
Для успешной реализации программы подобрана художественная литература, иллюстрации, репродукции, дидактические игры, подборка стихотворений о родном крае, пословиц о Родине, дружбе, народных примет. В работе используется аудиоаппаратура для слушания музыкальных произведений о Родной земле, мультимедийные презентации.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления материала к занятию можно назвать мультимедийные презентации. Использование презентаций позволяет проводить занятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, обеспечивает наглядность, привлекает большое количество дидактического материала
Ко Дню Победы открывает свою работу выставка - экспозиция фотоматериала боевых действий. На этой выставке также представлены каски, оружие, личные вещи солдат, которые были найдены на метах сражений.
Все это воздействует не только на сознание детей, но прежде всего на их чувства, воображение.
Сформирована система работы с родителями по проблемам гражданско-патриотического воспитания. Со стороны родителей я получаю помощь, поддержку, встречаю искреннее понимание и одобрение. Родители организуют посещение музеев, выставок, экскурсии к памятным метам, достопримечательностям. Я даю родителям рекомендации по. доступному ознакомлению детей памятниками. На групповых родительских собраниях я рассказываю, что нового узнают дети в детском саду, советую какие книжки прочитать.
В группе оформлена зона гражданско - патриотического воспитания, где дети могут в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае, городе, стране. Имеется широкий спектр фотографий с видами родного города, страны, климатических зон России, подобраны картины с изображением родных пейзажей, иллюстрации народных промыслов, изделия народных промыслов, настолько — печатные игры, образцы Российского герба, флага, герба г. Тулы. В совместной деятельности я широко использую. дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры с детьми, которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности - игровой, формировать у детей ответствующие программным задачам знания и навыки. В совместную деятельность я включаю беседы о родном городе, городах России, животных родного края.
Важной частью работы по воспитанию любви к Родине является формирование у детей представлений о людях нашей страны. Подобраны репродукции портретов знаменитых россиян: А. Суворова, Дм. Донского, А. Пушкина, Л. Толстого, Ю. Гагарина, М. Кутузова, Г. Жукова. Таким образом, в группе созданы благоприятные условия для работы по патриотическому воспитанию дошкольников.