Опыт работы по нравственно-экологическому воспитанию дошкольников «Я и мир вокруг меня» (1 этап)

Светлана Михайловна Даниленко
Опыт работы по нравственно-экологическому воспитанию дошкольников «Я и мир вокруг меня» (1 этап)

Актуальность:

Взаимодействие человека с природой - проблема современности. С каждым годом её звучание становится сильнее, уже сейчас в полной мере ясно, что планируемое человеком производство материальных благ порой одновременно выступает и как непланируемое им «производство» губительных эффектов, причём в таком масштабе, что это грозит полным уничтожением всего живого на земле, включая и самого человека.

Большие беды рождает человеческое равнодушие, жестокость, безразличие. От недоброжелательного отношения друг к другу, к природе, страдают окружающие люди, исчезают леса, загрязняется воздух и вода. Все эти современные проблемы могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры.

Первым звеном нравственно-экологического образования и воспитания является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте закладываются его отношения к окружающему миру.

Цель работы:

Разработать проект «нравственно-экологическое воспитание детей дошкольного возраста».

Задачи:

1. Разработать содержание работы с детьми дошкольного возраста по возрастам.

2. Разработать проектную деятельность с детьми старшего возраста.

3. Создать условия для проектной деятельности.

Гипотеза:

«Если в течение трёх лет я смогу дать детям представления о самых простых правилах поведения в обществе, буду способствовать формированию у' детей здоровых привычек и воспитывать бережное отношение ко всему живому, думаю, что тогда смогу воспитать в детях: отзывчивость, сочувствие к другим людям, ответственность, заботу обо всей окружающей удивительной и прекрасной природе».

Работу разделила на три этапа.

Тема первого этапа:

Научно-методическая работа «Я и мир вокруг меня».

Цель: Воспитание культуры поведения у детей среднего дошкольного возраста.

Почему начала именно с этого?

Потому что взрослые редко говорят с детьми о соблюдении определенных правил в

быту. А ведь это очень важно начинать нравственное воспитание, именно с простых советов о том, как вести себя дома, на улице, в парке и в других местах. То есть, помочь ребёнку понять необходимость норм и правил поведения.

Ребёнок - это индивидуальность со своими чувствами, переживаниями, поэтому общепринятые нормы и правила поведения воспринимаются и усваиваются ими по-разному. В этом возрасте у детей не развита социальная восприимчивость, способность понять интересы других людей, понять то, что все люди, животные, растения нуждаются в любви и сострадании. Поэтому очень важна организация условий и ситуаций, помогающих детям понять значение дружбы, помощи другим.

Задачи:

1. Разработать содержание работы.

2. Разработать диагностику по воспитанию культуры поведения у детей среднего возраста.

3. Отслеживать результаты работы с детьми.

Задачи в работе с детьми:

1. раздел «Уверенность в себе»

- Помочь ребёнку познать свои характерные особенности предпочтения.

11. раздел «Чувства, желания, взгляды»

- Научить детей осознанно воспринимать свои эмоции, чувства и переживания

- Понимать эмоциональное состояние других людей.

111. «Социальные навыки»

- Формировать коммуникативные навыки у детей.

- Обучать нормам и правилам поведения.

Опыт работы по нравственно-экологическому воспитанию дошкольников «Я и мир вокруг меня» (1 этап)

В начале года провела педагогическую диагностику с целью выявления знаний

детей среднего возраста о культуре поведения. Анализ начальной диагностики показал, что в целом по группе у детей мало знаний о себе, о культуре поведения. У 50 детей не сформированы понятия «друг», «дружба». У детей есть знания о добрых, вежливых словах, но из наблюдений можно сделать вывод, что они не вошли в привычку. У 45 детей нет друзей, и только трое переживают из-за этого. Более 70 детей не знают, как вести себя в общественных местах. Они знают только, что надо вести себя «хорошо»; а как это? 50 детей не знают, что такое природа и зачем её беречь;зачем любить.

Учитывая результаты диагностики, я составила перспективный план

педагогической деятельности по формированию доброжелательных отношений к окружающему их миру, по воспитанию уверенности в себе, по воспитанию социальной культуры поведения.

Формы работы с детьми:

В течении года провела такие занятия: «Я узнаю себя», «Все мы разные»,«Ласковые слова», «Каждой вещи своё место», и другие;

- кукольный театр «Друзья»;показала сказки «Кот, петух и лиса», «Лиса и заяц».

Читали с детьми вежливые сказки: «Здравствуйте, до свидания!», «Мы едим, едим.», «Чучело»;

Такие сюжетно-ролевые игры, как «Семья», «Больница», «Путешествия на

корабле, на поезде» помогли сплочению детей, помогли узнать себя. Дети учились правилам поведения в семье, в общественных местах. Эти игры расширили кругозор детей. Например, путешествуя на кoрабле по воде, встретились с разными растениями и животными, которые живут в воде вместе. Такие словесные игры, как «Я радуюсь, когда.», «Я грущу, когда.», помогли детям понять эмоциональное состояние других людей, животных. Помогли выразить свои эмоции, чувства, переживания.

Дети рисовали себя, свою семью, своих друзей. Дарили подарки друг другу, взрослым, детям из Дома ребенка. Совместно сделали подарок для котёнка (сшили ему подушку).

Провела с детьми беседы:

- с кем ты хочешь дружить?

- советы Мудрого Филина «Как вести себя в гостях».

Трудились на участке вместе:

- убирали вместе листья;

- укрывали снегом деревья;

- сажали комнатные и садовые растения (ухаживали за ними).

Провела акцию «Кормушка»:

- выращивали зелёный корм для птиц;

- кормили птиц;

- наблюдали за ними.

В дошкольное отделение часто приезжали разные театры и во время спектакля дети показывали знания о правила, поведения в общественных местах. Вся работа по привитию детям навыков культуры поведения не возможна без родителей. В течение года они были лучшими помощниками. Вместе мы провели:

- Презентацию семей;

- Праздники:

- День рождение группы;

- Вот и стали мы на год взрослей.

Совместный труд сплачивает и взрослых и детей. Какая у детей была радость от того, что их родители посадили кусты и цветы на участке, украсили участок к лету. Радость от того, что вместе построили зимний городок и разместили кормушки, сделанные мамой и папой.

Большое значение для воспитания детей имеет развивающая среда. В группе был создан уголок «Мои любимые предметы», куда дети приносили книжки, игрушки, другие предметы и рассказывали, почему они их любят. Вместе читали любимые сказки детей.

Выпускали сборники «Витаминка» на разные темы:

- «Правила поведения для воспитанных детей»

- «Моя семья»

- «Бережное отношение к вещам»

- «Детский сад наш дом».

Они были красочно оформлены, привлекали детей, заставляли детей задуматься о том, что можно делать, а что нельзя.

Вместе с детьми сделали «Коробочки добрых дел», которые побуждали к

нравственным поступкам, желание совершать добрые дела.

Введение в жизнь группы ритуала «Минутки вхождения в день» способствовали формированию внимательного отношения детей друг к другу.

Результаты:

В конце года провела сравнительную диагностику с детьми контрольной группы.

Результатом систематической работы стало то, что у детей нашей группы представления о культуре поведения в быту, в природе достаточно высокие, чем в контрольной группе. У детей вошло в привычку употреблять добрые слова в повседневной жизни. Они более активнее, эмоциональнее в беседе, увереннее в себе.

Дети нашей группы стали боле осознанно понимать,что все,что их окружает – надо беречь. Надо оказывать посильную помощь - людям, растениям, животным. у детей достаточный уровень знаний о

культуре поведения. У 80 детей сформировались понятия о дружбе, добре и зле, и других понятиях. Они стали меньше ссориться, стали защищать других детей. Дети стали испытывать гордость, если поступят хорошо и наоборот - неловкость, если поступали плохо.

Я считаю, что результатом моей работы в средней группы стало то, что дети изменились:

- они лучше узнали себя;

- начали осознавать основные эмоциональные состоянии, в этом очень помогли знакомые сказки;

- изменилось отношение к другу и представление о том, каким он должен быть.

Дети стали более наблюдательными, любознательными.

1 Постепенно, выполнение правил начало восприниматься детьми, как нечто положительное, его можно обозначить словом «надо». Это слово выступает для ребёнка не только, как знание (надо поступать так-то, но и непосредственное переживание необходимости поступать так, а не иначе.

И то, что сейчас дети не всегда выполняют общепринятые правила поведения, им очень сложно поставить интересы других людей выше своих, говорит о том, что процесс узнавания себя и мира вокруг - это непрерывный процесс.

Считаю, что в дальнейшем надо продолжить уделять внимание таким вопросам, как:

1. Осознание ребёнка себя, как часть природы.

2. Формирование экологически грамотного поведения в быту, в природе.

3. Уважительное отношение к людям, к природе.

4. Понимание неповторимости красоты окружающего мира.

Публикации по теме:

Экотропа — как средство экологического воспитания дошкольников Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком.

Проект по формированию экологической культуры для детей второй младшей группы «Экология для малышей»! МБДОУ Детский сад № 296 г. Уфа, Республика Башкортостан Составил воспитатель: Жеребцова Кристина Фёдоровна Сроки проекта: май 2014. Тема:.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Птицы
  • Насекомые и пауки
Автор публикации:
Опыт работы по нравственно-экологическому воспитанию дошкольников «Я и мир вокруг меня» (1 этап)
Опубликовано: 7 февраля 2015 в 07:37
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 января. День Емели на МААМ

Небылицам и сказочным историям посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы прочитать ребенку сказку про Емелю и позаниматься с ним творчеством и...

21 января. Международный день объятий

Не забудьте в этот день обнять своих родных, близких, деток и даже себя! В этом холодном мире так важно делиться друг с другом душевным теплом и позитивной энергией. Очередной тематический день мы...

Фотоотчет «Переделка ненужных вещей в нужные»
Даже из ненужных вещей, отслуживших свой срок, можно сделать достаточно полезные вещи. Даже из ненужных вещей, отслуживших свой срок, можно сделать...
Конспект НОД по логоритмике в старшей логопедической группе «Прогулка в лес»
Тема: «Прогулка в лес». Цель: преодоление речевого нарушения путём развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в...
Конспект занятия по рисованию «Портрет Снежной королевы» в подготовительной группе
Цель: Продолжить знакомство детей с портретным жанром. Развивать воображение, умение проявлять творческую инициативу. Задачи: 1. Вызвать интерес к...