Марина Алексеенко
Опыт работы по образовательной программе математического развития «Школа 2000»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеллектуальное развитие дошкольников - это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития ума.
Интеллектуальные способности находят отражение в умении анализировать, сравнивать, обобщать, сопоставлять, синтезировать, проявляются в особенностях развития речи ребенка, внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления. Развитие интеллектуальных способностей тесно связано с воспитанием определенных личностных качеств.
Разновидностью интеллектуальных способностей являются познавательные способности.
Публикация «Опыт работы по образовательной программе математического развития „Школа 2000“» размещена в разделах
- Математика. Конспекты уроков
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опыт работы, практика
- Темочки
В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.
Математическое развитие дошкольников — это качественные изменения в формах их познавательной активности, которые происходят в результате овладения детьми элементарными математическими представлениями и связанными с ними логическими операциями. ___
В современном российском образовании приоритетным является развивающее образование.
Для сравнения вспомним системы образования.
Догматическая система – установка ЗАПОМНИ!
Наглядная система – ПОЙМИ и ЗАПОМНИ!
Развивающая система – ПРИДУМАЙ!
___
Главная цель развивающего образования – самоопределение, самореализация т. е. применение знаний в жизни.
Главная цель на дошкольной ступени – всестороннее развитие ребёнка :
1) развитие его мотивационной сферы («я хочу»)
2) создание условий для максимального раскрытия его индивидуальных особенностей («я такой»)
3) развитие интеллектуальных и творческих способностей («я придумал»)
___
Как видим знания, умения, навыки уходят на второй план, а приоритетным является развитие ребенка
В своей практической педагогической деятельности я применяю
образовательную программу математического развития
«Школа 2000-», которая для реализации целей опирается на дидактические принципы.
1. Принцип деятельности помогает мне осуществлять интеллектуальное развитие детей
В основе его лежит проблемно- поисковый метод обучения, когда знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сопоставления существенных признаков, установления взаимозависимостей
-Особое внимание уделяю неправильным ответам, помогаю понять ошибочность решения и подвожу к поиску нового способа.
Например, в игре «Волшебные кружочки» дети, последовательно переворачивая двусторонние кружочки, знакомятся с составом чисел. При измерении длины удава разными мерками (попугаями, обезьянами, слонами, дети получают разные результаты измерения. Но почему так получается – ведь длина удава не меняется? Дети сами делают вывод о том, что чем больше мерка, тем меньше раз она умещается, и наоборот. Таким образом, у них формируется представление о зависимости результата измерения от величины мерки.
___
2. Принцип минимакса обеспечивает индивидуальный путь развития : каждый ребенок продвигается вперед в своем темпе
В Программе прописаны : уровень А, уровень Б (даём много, требуем мало.)
3. Принцип психологической комфортности обеспечивает эмоциональный комфорт.
Первостепенное значение имеет, создание для каждого ребенка ситуации успеха. («Я могу.»).
В игре «Математическая рыбалка» применяется и принцип минимакса и принцип психологической комфортности. Чтобы поймать рыбку, надо устно выполнить цепочку действий с числами, продиктованную воспитателем.
-Каждый ребенок, соизмеряя свои возможности, решает сам, как он будет ловить рыбку: пользоваться помощницей - линейкой или справится самостоятельно.
-Главное итог: никто из детей не вернулся с рыбалки без улова
___
4. Принцип креативности ориентирует меня на организацию творческой деятельности
-Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает у него самостоятельность и познавательный интерес.
Детям предлагаются задания, которые требуют от них творческого участия («придумать», «найти», «составить», «выбрать», «нарисовать» и т. д.). А они развивают не только ум, но и познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что – то новое.
5. Принцип вариативности обеспечивает развитие нестандартного мышления, умение находить разные способы решения.
Например, при изучении темы «сравнение совокупностей», детям предлагается набор геометрических фигур один на двоих.
Задание: - Разделите фигуры на две части так, чтобы между ними можно было поставить знак равенства (=).
Способ выполнения не предлагается, дети ищут его самостоятельно методом проб и ошибок, затем каждый ребёнок из одинаковых наборов геометрических фигур складывает свой или узор или сюжетную картину по своему усмотрению.
В этом задании наблюдается и принцип творчества, и принцип вариативности: из одинакового набора геометрических фигур получаются разные картины.
___
Таким образом, изложенные выше принципы обеспечивают интеллектуальное развитие детей, формируют познавательные интересы, творческое мышление и, что не мало важно, помогают осуществлять личностное развитие.
Дети, закончившие курс обучения по программе «Школа 2000…» значительно лучше адаптируются в школьной среде, более коммуникабельны, умеют выражать в речи свои наблюдения, комментировать действия, логически мыслят, умеют делать умозаключения.
___
А теперь рассмотрим практические вопросы организации учебного процесса.
Для наглядности сопоставим традиционный (объяснительно- иллюстративный) метод обучения с деятельностным.
Основные этапы метода
Объяснительно – иллюстративный метод.
1. Сообщение темы
2. Объяснение материала
3. Тренировочные упражнения
Деятельностный метод.
1. Учебная задача: «проблемная ситуация»
2. Учебные действия: «открытие» детьми нового знания
3. Самостоятельное применение «нового» в других игровых ситуациях.
Авторы программы «Школа 2000…» Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина, Е. Е. Кочемасова разработали технологию деятельностного метода, основанную на результатах психолого – падагогических исследований Выготского Л. С. ,Гальперина П. Я., Занкова Л. В., Давыдова В. В. и др. Рассмотрим подробнее этапы технологии
___
Технология деятельностного метода (этапы)
1. Введение в игровую ситуацию
Мотивация детей на включение в игровую деятельность: создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность, т. е. обозначение «детской» цели.
2. Актуализация знаний. Организация предметной деятельности детей, в которой актуализируются знания, мыслительные операции детей, необходимые для следующего шага. 3. Затруднение в игровой ситуации.
В игре должна возникать ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи («мы это не знаем, не умеем, у нас не получается», «почему не получилось). Вывод: надо подумать, как выйти из затруднительной ситуации.
4. Открытие детьми нового знания.
Воспитатель предлагает детям систему вопросов и заданий, подводящих их к самостоятельному «открытию» нового свойства или отношения. В результате обсуждения он подводит итог, знакомя с общепринятой терминологией.
Чёткая фиксация нового понятия.
5. Включение «нового» знания в систему знаний ребёнка, применение «нового» в других игровых ситуациях.
Проводятся игры, где дети используют новое знание или умение с комментированием вслух алгоритма, свойства с применением математической терминологией. В старшей и подготовительной группах возможна работа в учебной тетради.
Возможно проведение дидактических игр, не связанных с темой занятия, направленных на тренировку задатков к мыслительной деятельности.
6. Итог занятия
Фиксация воспитателем и детьми нового знания в устной речи и осмысление их деятельности на занятии с помощью вопросов: «Где были?», «Что узнали нового?», «Где пригодится новое?», «Кому помогли?», «Что было интересно?», «Что было трудно?».
Воспитатель отмечает: «Смогли помочь, потому что научились, узнали…»
Важным в работе с дошкольниками считаю не только дать знания, а главное научить применять их в значимой для них практической деятельности. В качестве такой деятельности выступают игра, лепка, рисование, труд, конструирование. Применяя знания и умения в свободной деятельности, дети самоутверждаются и самореализовываются как личность.
___