Опыт работы «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»

Елена Звягинцева
Опыт работы «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»

«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»

Выбирая тему по самообразованию, я, не сомневаясь, решила, что это будет именно проектно-исследовательская деятельность. Потому что данный вид деятельности помогает развивать в ребёнке столь необходимые сегодня качества такие как, любознательность, активность, побуждает интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Проектно-исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Мне всегда была ненавистна роль стороннего наблюдателя.

Что же я такое, если я не принимаю участие?

Чтобы быть, я должен участвовать.

В группе «Цыплёнок» на протяжении последних четырёх лет внедрена и активно используется в образовательном процессе технология проектов. Это позволило изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, развить у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, стать увереннее в своих силах, помочь ребёнку успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс учреждения.

Предпосылками использования метода проектной деятельности явились:

- видоизменение и совершенствование развивающей среды;

-использование инновационных технологий;

-адекватное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;

-многофункциональное взаимодействие с социумом.

Определившись с темой, «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»,

поставила перед собой цель:

Создание условий для развития познавательной активности ребенка через совместную деятельность педагога, родителей.

Для достижения цели определила следующие задачи:

1)Создать условия для обеспечения психологического благополучия и здоровья детей;

2)развивать познавательные способности, творческое мышление и воображение;

3)формировать предпосылки для поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

4)развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

5)развить желание участвовать в процессе совместной проектно-исследовательской деятельности.

Результаты проведенного анализа изученной литературы позволили прийти к выводу, что познавательное развитие связано с бурным развитием ролевой игры, рисования, конструирования. В процесс создания образов начинает включаться слово, вызывая или фиксируя за ним цепочку представлений или обобщений. К 5-7 годам в процесс развития включается специфическое планирование,которое можно назвать ступенчатым: ребенок планирует один шаг, выполняет его, видит результат и на его основе планирует следующий шаг.

При организации проектной деятельности вначале стала использовать на занятиях принцип интеграции, который направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, знакомство детей с домашними животными проходило на занятиях познавательного цикла, где ребята определяли роль домашних животных в жизни человека, сопереживали героям, на занятиях художественно-эстетического цикла – дети знакомились с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов. Дети охотно и с увлечением участвовали в решении проблемных ситуаций, долго вспоминая и делясь впечатлениями не только друг с другом, но и со всеми окружающими, в том числе и родителями – «Поможем медвежонку Винни-Пуху», «Следопыты», «Наш друг Снеговик».

В дальнейшем разработалаплан движения к цели:где подготовила ряд консультаций для родителей: «Что такое детское проектирование, «Роль совместного творчества в семье» познакомила родителей с изученными проблемами детей, предложив оказать помощь своему ребенку при реализации замысла, так как необходимо учитывать тот факт, что замысел дошкольника, как правило, опережает его технические возможности. Показала значимость совместной деятельности, которая позволяет установить доверительные отношения, лучше понять друг друга детям и родителям.

Родители охотно откликнулись на предложение участвовать в проекте: «Домашние животные».

Во все времена уделялось много времени защите, сохранению и развитию здоровья детей.

Проект по здровьесберегающим технологиям нашел положительный отклик со стороны родителей 2 младшей группы «Будь здоров- малыш»,

где формами работы стали встреча – круглый стол с родителями, совместный досуг,консультации: «Движение – это жизнь», «Закаливание ребенка»,занятия с проблемными ситуациями: «Зачем человек моется?», «Чтобы зубы были здоровыми?». Были проведены Дни открытых дверей, мероприятие «По дорожке здоровья».

Следующим этапом работы стал творческий проект «Лучшие в мире друзья – мамочка и я!», где дети средней группы проявили свою самостоятельную активность, выразили инициативу, высказали оригинальные идеи на занятиях познавательного и художественно-продуктивного цикла. Формами работы были представлены все виды деятельности: игровая, познавательная, исследовательская, музыкальная, театрализованная, изобразительная и продуктивная. При совместной деятельности родителей и детей были организованы творческий конкурс и выставка поделок «Творческая семья», где прослеживались благоприятный комфорт и активность со стороны детей и их семей. При проведении презентации проекта с родителями пришли к выводу, что проектная деятельность важна тем, что отражает интересы ребенка, поддерживается уникальное видение мира, свойственное ребенку, стимулируется его познавательная активность, повышается креативность за счет расширения пространства возможностей в момент обсуждения различных вариантов, предлагаемых сверстников. Кроме того, дошкольник получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что идея должна представлять ценность не только для него, но и для других.

Информационно-творческие. проекты на тему:«Покормите птиц зимой»(средняя группа).Проект «Что нам осень подарила?» (старшая группа). Проект «Встречаем птиц».

Познавательно-творческий проект в старшей группе «Зимняя мозаика»

Цель: сформировать в сознании детей знания целостной картины мира о зиме, зимних явлениях, зимних развлечений через интеграцию образовательных областей.

Проект: «В гостях у у доброго,старого дедушки К. И. Чуковского»

Цель проекта:развитие речи и обогащение словарного запаса дошкольников на основе произведений Корнея Ивановича Чуковского.

Задачи:

1. Развитие интереса к книге как к источнику удовольствия, радости.

2. Знакомство детей с жизнью и творчеством К. И. Чуковского, закрепление и систематизация знаний сказок и стихов русского писателя.

3. Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев.

4. Развивать связную речь дошкольников, обогащать и активизировать словарный запас.

Своебразным звеном познавательной активности детей стал исследовательский проект в подготовительной группе «Измерение объема сыпучих и жидких тел».

В процессе работы над исследовательскими проектами обогащаются знания детей, дошкольники начинают добывать их самостоятельно, привлекая все доступные средства. Стимулируется не только познавательная активность, но и происходит влияние на содержание сюжетно-ролевых игр. Проверка выбранного варианта позволяет ребенку обрести уверенность в собственной позиции.

В ходе проектной деятельности у детей :

1. Развивается интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами.

2. Обогатился опыт детей о многообразии животных, сформировалось умение объединять в группы животных по признакам сходства.

3. Воспитывается стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в

деятельности и поведении.

Работая по внедрению проектного метода, отобрала методы и приемы, используемые мною при работе с детьми, учитывая возрастныеи индивидуальные особенности:

• наглядный;

• словесный;

практический;

• проблемно-поисковый;

• исследовательский;

• сюрпризный момент;

• элемент загадочности;

• создание воображаемой ситуации;

• использование музыки.

Используя проектирование, пришла к выводу, что этот метод представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.

Прежде всего в ходе моей работы по проектной деятельности расширились знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.

Кроме того, произошло развитие общих способностей детей – познавательных, коммуникативных и регуляторных. Выполняя проект, дети приобрели навык публичного изложения своих мыслей, необходимые социальные навыки – они стали внимательнее друг к другу, стали руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

При реализации проектов произошло влияние и на содержание игровой деятельности – игры стали более разнообразными, сложно структурированными, а сами дети стали интересны друг другу.

В ходе проектной деятельности дети оказались интересны родителям, поскольку выдвигали различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием, укрепились детско-родительские отношения.

Эффективное использование данной образовательной технологии привело к отчетливым позитивным изменениям в познавательном развитии детей, к личностному росту дошкольников, который выразился в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ.

Реализовав внедрение новой образовательной технологии – проектную деятельность в воспитательно-образовательный процесс, считаю, что достигла цели, так как развитие свободной творческой, познавательно- активной, креативной, позитивно - социализированной личности ребенка является актуальной темой в системе дошкольного образования и неразрывно связана со всеми видами деятельности: обучающей, игровой, исследовательской, экспериментальной, трудовой …

Реализуя, в течение трех лет, метод проектной деятельности, исходя из результатов проведенного мною мониторинга,можно сделать следующие выводы:

- Действуя самостоятельно, дети научились разными способами находить информацию об интересующих их предметах и явлениях;

- Дети свободно делятся своими впечатлениями о событиях, происходящих в их жизни, умеют выразить свою точку зрения, не боятся высказывать свои предложения;

- Полученные знания мои воспитанники используют для создания новых объектов деятельности;

- Участвуя в реализации проектов, дети ощущают себя значимыми в группе сверстников.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что проектная деятельность, предполагающая тесное сотрудничество и партнерство родителей, педагогов и детей, способствует созданию атмосферы психологического комфорта в группе. Благодаря направленности проектной деятельности на конкретный конечный результат и планированию практических действий для достижения поставленной цели она помогает повысить качество образовательного процесса.

Мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Сейчас вместе с детьми работаем над проектом «Путешествуй и играй, познавай любимый край». Уверена, что только со всеми участниками образовательного процесса мы сможем повысить качество образования наших воспитанников и достичь новых результатов.

Публикации по теме:

Коллекционирование, как средство развития познавательной активности у дошкольников с ОНР старшего возраста Коллекционирование, как средство развития познавательной активности у дошкольников c ОНР старшего возраста. Авторы проекта: Грацкая Алла.

Проектная деятельность как средство развития познавательной и творческой активности дошкольников (из опыта работы)Проектная деятельность как средство развития познавательной и творческой активности дошкольников (из опыта работы) «Проектная деятельность, как средство развития познавательной и творческой активности дошкольников» Содержание индивидуального профессионального.

Описание опыта работы «Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольника» Я хочу предложить Вашему вниманию опыт своей работы, на тему «Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольника».

Опыт работы. Нетрадиционная техника ИЗО как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста 1 слайд. Нетрадиционная техника изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Опыт работы «Пластилинография как средство развития художественно творческих способностей у детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Меня зовут Осинцева Евгения Анатольевна. Сегодня я хочу представить опыт работы по теме: «Пластилинография.

Опыт работы «Сюжетно-ролевая игра как средство развития навыков общения у детей дошкольного возраста» Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый.

Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через совместную проектную деятельность В. А. Сухомлинский:От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность Методическая разработка по направлению: «Познавательно-исследовательская деятельность» Образовательная область : «Познавательное развитие».

Проектная деятельность как способ развития познавательной активности детей 5–6 лет 1. Проблема развития познавательного интереса в отечественной и зарубежной науке. Вопросам развития познавательной деятельности дошкольников.

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников (фотоотчет)Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников (фотоотчет) Детство пора поисков ответов на разные вопросы. Малыш природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Транспорт
  • Насекомые и пауки
Автор публикации:
Опыт работы «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 6 июня 2016 в 20:43
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 июня. День отца

Капитану корабля под названием «Семья» посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы помочь детям поздравить отцов с праздником и всем вместе...

20 июня. День медицинского работника

Ежегодно в третье воскресенье июня свой профессиональный праздник отмечают люди, без помощи которых мы не обходимся с самого момента своего рождения (и даже раньше). Это работники медицины: врачи разных...


Горячие темочки