Марина Дружинина
Опыт работы по ознакомлению дошкольников с русским народным творчеством
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство детей с русским народным творчеством я провожу через все виды музыкальной деятельности:
-Пение и слушание (пеструшки, колыбельные, народные танцы, колядки, за клички)
-Танцевально-ритмическое движения (хороводы, танцы)
-Народны музыкальные игры (игры с пением)
-Элементарное музицировали (игра на русских народных инструментах).
Публикация «Опыт работы по ознакомлению дошкольников с русским народным творчеством» размещена в разделах
1. Все виды музыкальной деятельности я включаю как в организационные формы работы с детьми (музыкальные занятия, праздники и развлечения, занятия в кружках,так и в свободную музыкальную деятельность, выездные концерты, участие в конкурсах детского музыкального творчества.
2. Музыкальные занятия в основе которых лежит народный репертуар я повожу 1 раз в месяц, такие занятия тематические, полностью построены на народном репертуаре (все виды муз. деятельности, а также я включаю в репертуарный план каждого занятия пение, слушание, хороводы, игру на музыкальных инструментах. Для этого мной составлены перспективные планы по использованию народного репертуара для каждой возрастной группы по всем видам музыкальной деятельности. Конспекты тематических занятий по русскому народному творчеству объединены мной в тематические сборники по каждой возрастной группе.
3. Для органичного введения детей в мир русской народной культуры я организую и провожу праздники и развлечения согласно датам народного календаря : осенены - праздник урожая,покров, Рождество Христово, святки, Масленица, Пасха,Сороки-прилет птиц, начало весны, День Ивана купала и др. Мной составлено методическое пособие для педагогов ДОУ, в котором я описываю цель, задачи, принципы, формы работы с детьми по народному творчеству. В нем также представлены тематическое планирование народных праздников и сценарии праздников, и конспекты занятий.
4. Всем известно, что в детском саду можно выделить 3– х участников педагогического процесса: дети, педагоги и родители. Поэтому в системе музыкального развития дошкольников я выделяю также блоки «Педагогам о музыкальном развитии детей» и «Родителям о музыкальном воспитании».
5. Для педагогов ДОУ мной составлены методические рекомендации по организации музыкальной развивающей среды в ДОУ, они содержат: понятие, ее значение для музыкального развития дошкольников, структурные компоненты музыкальной среды (предметный компонент, собственно музыка, социальная среда, их описание. Для педагогов ДОУ я провожу консультации, открытые занятия и праздники и др. Мной составлен сборник консультаций: «Педагогам о музыкальном развитии детей», в который вошли такие консультации как: «Народная песня в музыкальном развитии дошкольника», «Игра как неотъемлемая часть воспитания детей в обрядовых праздниках» и др.
6. Родители наших воспитанников являются активными участниками всех мероприятий. На протяжении многих лет, я организую вечера для родителей в музыкально-литературной гостиной, сценарии этих встреч оформлены мной в тематический сборник. Для родителей также провожу консультации, которые представлены в сборнике «Родителям о музыкальном воспитании детей».
Отзывы родителей, руководителя городской вокальной студии «Алиса» показывают о повышении интереса родителей к народному творчеству, музыкальному развитии воспитанников. Количество родителей принимающих участие в мероприятиях детского сада растет год от года, что говорит о хороших результатах моей работы.
Результаты моей работы по использованию народного творчества во всех видах музыкальной деятельности, в разных формах работы с детьми, родителями и педагогами можно увидеть в фотоальбоме.
В результате внедрения в практику работы системы музыкального воспитания основанной на русском народном творчестве, рациональном использовании разных видов и форм деятельности у детей обогатился музыкальный репертуар, расширился словарный запас, дети стали петь выразительнее, научились петь протяжно, не прерывая слова. Улучшился мелодический и ритмический слух, расширились творческие способности. Доступность народного материала дает возможность детям использовать знакомые игры, песни, игру на музыкальных инструментах в самостоятельной деятельности. Благодаря знакомству с русскими народными обычаями и традициями дети поняли, что только человек, знающий и любящий творчество своего народа, может назвать себя русским человеком.
Для диагностики музыкального развития дошкольников мной разработаны критерии оценки музыкального развития детей и диагностические карты. Сравнительные результаты диагностики за 3 учебных года (2009-2013г) показывают рост высокого и среднего уровня музыкального развития детей всех возрастных групп.
Мои успехи в области музыкального развития дошкольников были неоднократно отмечены Почетными грамотами и Благодарственными письмами Комитета образов