Наталья Образцова
Опыт работы по развитию творческих способностей старших дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства
▼ Скачать + Заказать документы
Коллеги! Хочу представить вам опыт работы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства.
Важность развития творческих способностей для дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства подтверждена тем, что во ФГОС дошкольного образования оно входит в две образовательные области: «Художественно – эстетического развитие» и «Социально – коммуникативное развитие»
Публикация «Опыт работы по развитию творческих способностей старших дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства» размещена в разделах
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Эмоциональный язык искусства – самый легкий, верный и доступный мостик от души народа к душе ребенка.
Наблюдения показывают, что некоторых наших детей отличает неумение отойти от образа, воспринимаемого в начале организованной деятельности и не желание творить, т. е. добавлять что-то свое новое, необычное, а это и есть недостаток творческих проявлений.
Ведущая идея: создание системы работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
1. Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды, способствующей развитию речи детей.
2. Разработка и организация системы работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства.
3. Привлечение к сотрудничеству специалистов МБДОУ.
4. Привлечение родителей к сотрудничеству в создании в детском саду уютной домашней обстановки и богатой развивающей предметно - пространственной образовательной среды.
Изучая развитие творческих способностей в изобразительной деятельности в начале года мы провели следующие виды обследования:
• обследование по методике Г. Г. Григорьевой для выявления способностей к самостоятельному созданию и реализации замысла.
• обследование уровня интеллектуально-эстетического развития по методике Т. С. Комарова, Т. А. Ратановой.
Анализ результатов обследований показал, что тематика детских работ отличается стереотипностью, стандартностью, однообразием. Причем в некоторых работах видна оригинальность, что предполагает развитие творческого воображения, но недостаточно качество, техника выполнения изображения.
Задачами работы стали :
- обогащение представлений детей об окружающем мире;
- развитие замысла и технических умений у детей;
- ознакомление детей с нетрадиционными изобразительными материалами и техниками работы с ними.
Проводимая нами система работы включала в себе три основных этапа:
I этап: Накопление непосредственных впечатлений.
II этап: «Овладение техникой и развитие изобразительных умений и навыков детей в изобразительной деятельности».
III этап: «Творческий»
На первом этапе с детьми проводились экскурсии, тематические занятия, беседы о предметах народного быта, народных промыслах, Занятия по темам: встреча сретенья, масленица и т. д. На занятии по музыкальному развитию разучивались русские – народные, хороводные игры, песни; дети слушали русские - народные мелодии, особенно понравилась детям пляска «Веселый каблучок» и задорная «Кадриль». Дети показывали родителям и младшим детям драматизацию русской - народной сказки «Теремок». Для детей организовывались выставки предметов декоративно-прикладного искусства, рассматривание различных предметов той или иной видов росписи, составлялись совместно с помощью родителей альбомы по различным видам декоративно-прикладного искусства.
Параллельно с этим проводилась работа по обогащению развивающей предметно-пространственной образовательной среды разнообразными предметами народного промысла и различными изобразительными материалами для воплощения собственного творческого замысла.
Для этого было сделано следующее:
- пополнили предметно - развивающую среду изостудии и мини-центров групп художественно - эстетического развития предметами декоративно-прикладного искусства;
- обогатили предметно - развивающую среду разнообразными изобразительными материалами: цветной и бархатной бумагой, клеем, гуашевыми и акварельными красками, тушью, свечами, пластилином, соленым тестом, глиной, манкой, восковыми мелками,пастелью, тычками, трафаретами. ; дидактическими играми: «Собери узор», «Отгадай, какая роспись», «Продолжи узор», «Мозаика». Причем некоторые игры: «Продолжи узор», «Мозаика» дети делали сами для себя.
- Создали альбомы и наглядный материал (репродукции изделий по различным видам декоративно-прикладного искусства).
Мы старались, чтобы каждый ребенок мог реализовать свою потребность в свободных действиях с изобразительным материалом, приобрести свой опыт, свое представление об этих материалах. Создавая условия для творческого манипулирования с материалом, предлагали, как знакомый им материал: гуашь, акварель, восковые мелки, пластилин, так и менее знакомый: соленое тесто, тушь, пастель, уголь, бархатная бумага, печати из овощей, поролона, ватные палочки. Побуждали к действию с различными материалами и их комбинациями, а также знакомили с новыми необычными техниками: пальчиковый рисунок, печатанье трафаретами и руками (ладонью, боком, сгибом, кулачком, пластилинография и т. д. Матвей хотел попробовать все и сразу. Но так как не знал, как пользоваться пастелью, быстро охладел к этому материалу. При работе с тушью первый «открыл» способ выдувания причудливых форм из лужицы. Кате и Вике Ц. понравилось пальцеграфия, печатанье лошадками. Девочки придумали много интересных образов: рыбки, осьминог, петушок, медведь, бабочка, птички и так далее. Было видно, что дети манипулируют материалами с интересом. Очень радовались полученным результатам.
1. Дети накопили яркие эмоциональные впечатления;
2. Познакомились с нетрадиционными материалами, стали их использовать в свободной деятельности.
Эти достижения, позволили перейти ко II этапу.
II этап: «Овладение техникой и развитие изобразительных умений и навыков детей в изобразительной деятельности».
Данный этап способствовал формированию изобразительных умений и
навыков в соответствии с особенностями разных видов декоративно-прикладного искусства, формированию умения самостоятельно и творчески использовать их в свободной, самостоятельной деятельности.
Данный этап включал в себя серию занятий, которые были объединены единой тематикой. В организованной, мотивированной деятельности дети закрепляли знания, полученные на этапе ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства, и учились новыми способами работы с изобразительными материалами, с которыми дети познакомились и пробовали с ними действовать в предметно-развивающей среде группы. Полученные умения побудили детей самостоятельно применять полученные навыки.
Для рисования важно предлагать детям различные способы и материалы. Например, рисование мелом на доске позволяет ребенку исправить или заменить линию, штрих на новый.
Следующий этап – сюжетное рисование, его можно ввести, как игру «Рисуночное письмо». Ребенок или взрослый (кому обращено письмо) должен угадать какую роспись или узор задумал автор. Рисунки могут быть схематичными и обобщенными.
III этап: «Творческий»
Данный этап включал в себя занятия, в процессе которых дети имеют
возможность творчески решать постановленные изобразительные задачи. Занятия проводились в игровой форме и содержали в себе проблемные ситуации, решение которых завесило от самостоятельных творческих действий детей.
Мы предлагаем детям отправиться в сказочные путешествия, в которых возникала необходимость стать мастерами, художниками, прийти на помощь попавшим в беду или сделать подарок. Например, царь Берендей прислал детям посылку с необычными силуэтами посуды, а то не царское это дело на обычной посуде есть. Причем к такому выводу пришли сами дети, увидев в предложенном – силуэты посуды и вспомнив различные виды росписи и способы их рисования. Стали дети мастерами и выбрали понравившийся силуэт, материал и замысливали свой неповторимый узор. Особенно эффективны для развития инициативы, активности и самостоятельности, занятия, на которых дети сами придумывают содержание своих работ. Например: в проблемной ситуации, когда мастеров русских похитили злые силы не осталось на Руси радости, ярких красок, все кругом застелил серый дымок дети предложили не поддаваться унынию, а завести веселые хороводы, песни, а Алиса предложила разукрасить все вокруг яркими красками, что бы вернулась в мир радость и красота. Каждый становился мастером понравившегося ему больше всего вида декоративно-прикладного искусства : гжель, хохлома, городец, дымка. Активность детей достигается и путем их привлечения к анализу выполненных работ. Причем, вопросы педагогов направляют малышей не на сравнения рисунков, а на поиски наиболее выразительных средств изображения.
Дети самостоятельно пришли к выводу, что пластилин придает изделию объемность, гуашь - яркость, фломастеры - четкость линий, различные тычки и печатки упрощают рисование округлых форм.
Иногда дети на одном занятии не заканчивали работу, тогда мы предлагали им подумать дома, что еще и как поможет улучшить их замысел.
Ежемесячно устраивались индивидуальные выставки Кирилла Р., Вани Кул. «Волшебные птицы», а работы Алеши и Саши «Золотая хохлома» украсили группу.
Окончание III этапа обусловлено не только применением разнообразных навыков в творческой деятельности, но и развитием творческих замыслов детей, умений видеть зависимость выразительного образа от способов изображения. Дети стали более самостоятельными, инициативными, активными.
Параллельно с работой с детьми по развитию творчества в декоративном рисовании, мы осуществляли тесное сотрудничество с родителями.
*Участие родителей в оснащении группы игровым материалом
Совместные мероприятия:
*Праздники
*Развлечения
*выставки совместных работ
* фотовыставки Информирование:
*Консультации
*Памятки
При помощи таких форм мы приобщаем родителей к совместной педагогической деятельности в воспитании детей. Исходя из наших наблюдений, активность родителей возросла.
Повторная диагностика по методике Г. Г. Григорьевой показала, что количественные и качественные изменения произошли у каждого ребенка. Даже у детей высокого и среднего уровня увеличился положительный эмоциональный настрой, улучшилось техника. Дети научились сочетать несколько техник и приемов рисования.
Таким образом, результатами проделанной работы стали :
- развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства
- развитие способности самостоятельно создавать замысел и реализовывать его с использованием нестандартных материалов.
Перспективы работы следующие :
• Продолжать работу по развитию творчества детей.
• Продолжать работу по взаимодействию с родителями по развитию творчества детей при ознакомлении с народно – прикладным искусством.