Ирина Борисовна
Опыт работы по составлению перспективного плана по реализации задач поликультурного образования детей «Осень-художница»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта: «ОСЕНЬ- ХУДОЖНИЦА»
Цель: Расширять представления об отражении осени в произведениях искусства (поэтического, изобразительного, музыкального). Расширять представления о творческих профессиях. Воспитывать бережное отношение к природе.
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции областей Самостоятельная деятельность детей.
Образовательная деятельность. Образовательная деятельность в режимных моментах
Публикация «Опыт работы по составлению перспективного плана по реализации задач поликультурного образования детей „Осень-художница“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Планирование на осенний период
- Планирование. Планы работ
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
«Знакомство с народным календарем» – знакомство с важной частью культуры. Дать представления о календарно - обрядовых праздниках в осенний период, малоизвестных днях, которые издавна были известны на Руси и каждый имел свое значение (Покров, Зиновий –Синичник, Воздвижение). Обогатить язык детей народными поговорками, стихами, загадками, приметами. Дать знания о том, что люди делали в эти дни в старину, их обычаи.
На музыкальном занятии разучивание и пение песен об осени, хороводы, слушание муз. произведений.
Прослушивание музыкальных произведений об осени – «Осенняя песня» Чайковского, «Осень» Вивальди. Отметить, что самые трогательные стихи, картины, музыка написаны русскими поэтами, художниками, композиторами. Познакомить с некоторыми фактами жизни великого композитора П. И. Чайковского. Развивать интерес к его произведениям, желание слушать их.
Художественная мастерская «Мы художники». Рассмотреть осенние работы художников П. Кончаловский «Овощи», И. Хруцкий», «Плоды и цветы». Напомнить о жанре – натюрморт.
Предложить побыть «художниками», нарисовать свой натюрморт на осеннюю тематику. Развитие творчества, воспитание художественного вкуса, интерес к профессии художника.
Рубрика «Это интересно» - все об изменениях в природе осенью. Прочитать коротенькие рассказы «Почему деревья сбрасывают листву», «Как и почему желтеют листья», «Осенние деньки» - воспитание любознательности, интереса, любви к природе.
Осенние признаки в странах : Англия, Китай – сравнения с признаками осени в Сибири.
Чтение детям произведений сов. писателей об осени. Беседа по содержанию.
Создать условия для выражения творческих способностей у детей - краски, мелки, пластилин, фломастеры.
Воплощают свои замыслы, фантазию по предложенной теме «Осень»
Послушать с детьми звуки природы – шелест деревьев, шуршание подсохшей травы. Что напоминают эти звуки? - высказывания.
Выставка книг с иллюстрациями, картинами и пейзажами по теме «Осень» - рассматривание, делятся своими впечатлениями друг с другом.
Тема проекта: «Моя семья – мои родственники».
Цель проекта: Закрепить понятие дом, семья, семейный очаг. Формировать представления о родственных взаимоотношениях. Дать представление о семейной родословной.
Воспитывать внимательное и заботливое отношение к членам семьи. Закреплять представления о гендерной принадлежности.
Взаимодействие с родителями: Изготовление родословного древа.
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции областей Самостоятельная деятельность детей.
Образовательная деятельность детей
Образовательная деятельность в режимных моментах
Тема «Моя семья»
Цель: Формировать представления о составе семьи, используя фотографии членов семьи ребёнка; совершенствовать умение составлять короткий рассказ о свое семье; называя имена и отчества родных, понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье; развивать связную речь, познавательные интересы, логическое мышление; воспитывать любовь и уважение к членам семьи.
Тема: «Мой дом, моя семья»
Цель: дать детям знания о жизни и быте древних славян, их и уважения и душевных качествах, представление о родственных отношениях; вызвать интерес, чувство гордости и уважения к предкам; формировать уважительное, заботливое отношение к своим близким; познакомить с терминами родства: прабабушка, прадедушка.
Беседа – путешествие в прошлое «Места проживания наших предков, как строили дом в старину».
Рисование «За семейным столом» (сюжетное рисование) Беседа с детьми на тему «Твои права и обязанности в семье». Познакомить детей с правами и обязанностями, которые ребята должны помнить и соблюдать.
Побеседовать о кровном родстве - (бабушка, дедушка, муж, жена, сын, дочь, брат, сестра).
Пальчиковая гимнастика «Семья».
Игровое упражнение «Собери портрет мамы». Формировать умения составлять портрет из предложенных деталей, видеть сходство, любовь и уважение к родному человеку.
Рассматривание плакатов «Родословное древо». Иметь представление о родственных отношениях.
Викторина «Мои родные». Закрепить знания детей о своих родственниках: имена, отчества, место работы, увлечения, домашний адрес. Воспитывать любовь к близким людям, проявлять заботу.
Чтение художественной литературы А. Барто «У папы экзамен», Б. Алмазова «Горбушка» - представление о жанровых особенностях рассказа и стихотворения, о поэтах и писателях.
Беседа «Как на Руси детей воспитывали»
Рассказы из личного опыта «Чем славится моя семья» Организовать выставку семейных фотографий для просмотра детьми и составлением коротких рассказов о членах своей семьи.
«Рисуем свою семью». Развивать самостоятельность, творческие способности.
Тема проекта «Я и другие».
Цель проекта: расширять представления о своей принадлежности к человеческому обществу, о детстве ребят других стран, о правах детей в мире (Декларация прав ребенка, отечественных и международных организациях, занимающихся соблюдением прав ребенка (органы опеки, ЮНЕСКО). Помочь детям раскрыть сущность человека, осознать свою индивидуальность, особенность, неповторимость. Способствовать формированию понятия о том, что в любом сообществе людей (семья, детский сад, школа) действуют разные правила, которые выполняют все члены сообщества. Учить детей быть доброжелательными и терпеливыми в общении.
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции областей
Образовательная деятельность детей
Образовательная деятельность в режимных моментах
«Как я отношусь к другим детям».
Цель: развивать способность к оценке и самооценке, умение сравнивать, высказывать суждения, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, желание и умение считаться с правами других детей.
«Такие разные и такие похожие».
Цель: воспитывать доброжелательное отношение и терпимость к детям любой расы, национальности, веры, языковой группы, к детям с физическими недостатками.
Беседа. «Что означает моё имя».
Цель: Воспитывать чувство собственного достоинства, желание выбора и уверенность в его реальной возможности. Развивать понимание разумного выбора, невозможности выбора в ущерб другим.
Рисование «Кукла в национальном костюме».
Цель: Учить изображать характерные особенности костюма куклы в национальной одежде.
Час общения «Мы и наши имена»
Цель: Познакомить детей с историей возникновения имен, объяснить их происхождение. Совершенствовать культуру общения.
Рисование «Мой портрет» - передаем образ русского человека, его особенности. Игра «Я знаю имена друзей». Закрепить умения узнавать детей по голосу, развивать умение осознавать свою индивидуальность. Рассказать детям о том, как можно доказать, что ваше имя вам дали при рождении.
Знакомство со свидетельством о рождении.
Чтение Конвенции о правах ребёнка. Познакомить детей с положением Конвенции о правах ребёнка.
Домашнее задание : узнать, в каких случаях пользуются свидетельством о рождении. Какие ещё бывают документы у детей.
Игра «Назови своё имя и отчество». Закрепить знания о своём отчестве; развивать внимание, память.
Игра «Как вас можно назвать?» Предложить детям вспомнить, какие ласковые имена они слышат дома (как их называют мама, папа, бабушка, дедушка).
Ручной труд. Изготовление детских документов для сюжетно – ролевой игры (водительские права, пропуск, именных визиток).
Прослушивание и анализ аудиозаписей детских песен: «Рыжий, рыжий, конопатый…», «Песенка кота Леопольда».
Игра «Именины». Придумывать воображаемый подарок и с помощью мимики и жестов преподносить его сказочному герою. Развивать нравственные качества: нежность, заботу, дружбу.
Предложить детям для рассматривания кукол в национальных костюмах. Обратить внимание на одежду, обувь. Воспитывать доброжелательное отношение и терпимость к детям любой национальности.
Философские рассуждения «Почему люди дружат?». Учить детей рассуждать.
Игра «Имя и сказка». Учить детей создавать сказку, при названии своего имени выделять первую букву, быстро называть животное на эту же букву. Сочинять сказку из этих двух слов.
«Путешествие по миру». Во время путешествия рассказать детям о том, как их будут называть в других странах (Англия, Китай)
Выполнение рисунков на тему «Мои права» с комментариями детей, составление книги.
Этическая зарядка «Паутинка слов дружбы». Воспитывать доброжелательное отношение и терпимость друг к другу.
С подгруппой детей закрепить национальности Англии, Китая, знания о том, чем они отличаются от Россиян.
Рассказ педагога о человеке в истории и культуре. Познакомить детей с истоками цивилизации, развивать представления о человеке в истории и культуре России, Англии и Китае.
Чтение стихотворений на английском языке.
Организовать выставку познавательной литературы для рассматривания.
Просмотр видеофильма «Права детей в мультфильмах»
Игры – рассуждалки «Когда я вырасту…»
Тема проекта: «Природа и здоровье»
Цель: Расширять знания детей о строении своего тела, необходимости заботиться о своем здоровье.
Подвести детей к выводу о том, что человек «не господин и не раб природы, а его часть». Дать знания об экологических катастрофах и их влиянии на здоровье человека.
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции областей Самостоятельная деятельность детей с учетом интеграции областей
Образовательная деятельность. Образовательная деятельность в режимных
моментах
Тема: «Природа и мы. Чтение «Зеленая аптека»
Цели: Сформировать представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы). Познакомить с основными природными компонентами и их связями. Учить правильному поведению в природе.
Тема: «Природные ископаемые Земли и их польза для здоровья человека»
Цель: Формировать представления детей о природных ископаемых Земли и их пользе для здоровья человека (соль, глина); развивать познавательный интерес детей; проявление умений в исследовательской деятельности.
Тема: «Земля - наш общий дом».
Цель: Расширить представления о том, что Земля – общий дом всех людей и живых существ, живущих рядом с человеком;
формировать стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей;
закрепить понятие, что мы – люди – являемся частью природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и тоже: вода, солнце, воздух;
воспитывать ответственное и бережное отношение к окружающему миру, родной природы.
Рисование.
Тема «Я здоровым быть хочу, я здоровье берегу»
Познавательная беседа «Экологические катастрофы и экологические прогнозы» - формировать понятия об экологических катастрофах, какой вред здоровью они приносят, о мерах предосторожности, безопасности.
(Чернобыльская АЭС (Россия, цунами, землетрясения, наводнения в странах – Англии, Китай).
Обратить внимание детей на выставку «Природные богатства России»- фотографии, иллюстрации, альбомы, рисунки и т. д. Объединить общим названием «Природа и мы». При рассматривании рассказать детям о разнообразии природных ресурсов, о «кладовых» природы, развивая интерес к познанию, любознательность.
Рассматривание глобуса – форма, цвет водного пространства, гор, равнин. Раскрыть значение каждого из пространств, взаимосвязь между собой, человеком и его здоровьем.
Художественная литература о природе и здоровье человека. В. Шуграева «Письмо всем детям по одному очень важному вопросу», Д. Грабе «Моя семья» и др.
Побеседовать с детьми по теме «В здоровом теле – здоровый дух». Формировать ценностное отношение к своему телу; учить заботить о здоровье.
Пословицы и поговорки: «Здоровому и врач не надобен», «Здоровье дороже богатства», «Здоровье не уродит, никто не наградит», «Ум да здоровье всего дороже» - поговорить об их содержании.
Творческая игра «Фитобар» - формировать умение организовывать сюжет игры, распределять роли, закреплять знания о лекарственных растениях Сибири и других мест России.
Интервью «Как ты заботишься о своем здоровье?» - развивать умения детей составлять маленькие рассказы о заботе своего здоровья. Направить на логическое составление рассказа вопросами : Что ты делаешь по утрам? Как одеваешься на прогулку? и т. д.
Разрешение проблемной ситуации. Почему так говорят: «Если ты весел – ты здоров. Если хмур – заболел?» - размышления детей
Утро: Рубрика «Это интересно»
«Красная книга – сигнал опасности» - дать представление о том, что люди, плохо зная природу, погубили много растений и животных. Познакомить с охраняемыми растениями и животными. Взаимосвязь природы и человека.
«Словарик для детей» - дети по очереди достают из «сундучка – словарика» одну картинку, угадывают, что это, дают объяснительный ответ. Например: растения – они выделяют кислород, очищают воздух, полезны для человека (взаимосвязь природы и человека) и т. д.
Игра - путешествие «За здоровьем по всему свету». Умение отмечать экологически опасные и безопасные места в мире для здоровья человека (горы, моря, пустыни ит. д.)
Составление свода правил «Как сохранить здоровье души и тела» на основе полученных знаний по этой теме.
Самостоятельное рассматривание выставки – делятся друг с другом впечатлениями, рассказывают, используя ранее полученные знания.
«Библиотечка» - книжки по теме «Природа и человек». Развивать интерес к художественной литературе.
Творческая игра «Салон красоты» - самостоятельно развивают сюжет, используют знания о лекарственных травах, которые применяются в косметике, в ходе игры объясняют «посетителям» какие «крема», «лосьоны» можно использовать для роста волос, ногтей; воображение, творческая выдумка.
Тема проекта «С чего начинается Родина».
Цель проекта: Расширять представления детей о родном крае, о своём городе. Продолжать знакомить с особенностями и достопримечательностями своего региона – Сибири. Воспитывать любовь к своей «малой Родине»
Образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах
Познавательное развитие:
1. Тема: «О природе тайги, об озере Байкал, о крупнейших сибирских реках».
2. Тема «Мой город».
Цель: вспомнить с детьми достопримечательности своего города (с рассматриванием фотографий, иллюстраций, познакомить со стихами о городе Тайшете, развивать любознательность, внимание, память; формировать интерес к истории родного города.
3. Экологическая викторина «Сибирь – мой край родной» Систематизировать и обогащать знания о природе родного края, полученные на занятиях и в беседах, развивать основы экологической культуры, экологической воспитанности. Воспитывать любовь, чувство гордости к родному краю. 1. Путешествие по карте Иркутской области, отметить, где находиться город Иркутск, Тайшет, озеро Байкал. Дать понятие об особом рельефе Сибири, природных богатствах, полезных ископаемых.
2. Выставка детского журнала «Сибирячок», познавательной литературы о Байкале и Сибири.
3. Беседа – диалог «Наш край», «Население Сибири» - растительный и животный мир таежного края, кто населяет Сибирь.
4. Индивидуальная работа – достопримечательности нашего края 5 Рассматривание альбома о Байкале
6. Рассматривание фотографий города Иркутска.