Ирина Мелехова
Опыт работы по реализации проекта «Удивительная пуговица»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья «Есть ли у пуговицы друзья?»
Автор: Мелехова Ирина Борисовна
МБДОУ «Детский сад № 70» г. Сыктывкар
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Позвольте представить вам опыт работы по реализации проекта «Удивительная пуговица». Как познакомить ребенка с таким огромным миром, который настолько удивителен и разнообразен? Мы живём во время стремительных скоростей и высоких технологий. Мир предметов, и без того огромный, пополняется и расширяется. Мы уже не обращаем внимания на предметы, которыми пользуемся изо дня в день. А жаль, ведь некоторые из них, порой даже самые обычные, таят в себе много интересного. Эта философская идея нашла отражение в теме нашего проекта.
Публикация «Опыт работы по реализации проекта „Удивительная пуговица“» размещена в разделах
Основная цель данного проекта была направлена на развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к предметному миру посредством познавательно – исследовательской деятельности.
Исходя из поставленной цели были определены задачи проекта. Особое место отведено решению задач, направленных на организацию разных форм работы с детьми в познавательно – исследовательской деятельности.
Реализация проекта включала в себя несколько этапов.
Как возник наш проект? Первый этап проекта предусматривал постановку проблемы, мотивацию детей и постановку детской цели. Подсказка пришла неожиданно. Одна и з девочек принесла в группу большую огромную пуговицу, которая очень заинтересовала детей. Дети стали ее внимательно рассматривать, задавать вопросы «Почему она такая огромная?», «»Как ее пришивать?», «Для какой одежды она нужна?» Мы решили поддержать и развить дальше интерес детей к пуговицам.
Неоценимую помощь в этом нам оказала чтение сказки о пуговице. Суть этой сказки заключается в том, что пуговица много лет вместе с хозяйкой куртки мёрзла на морозе, мокла под дождём и в один момент нитка лопнула и пуговица упала на землю. Пуговица лежала на земле и думала – никому я не нужна. Но в этот момент она очутилась на чьей-то ладони, и ей стало тепло и уютно. Девочка, которая подняла пуговицу, очень обрадовалась находке, рассмотрела её и положила в коробку. Оказавшись в коробке, пуговица вновь загрустила и почувствовала себя одинокой и никому не нужной. «Мне так не хватает друзей» - сказала она.
Для постановки детской цели был задан вопрос – Как мы можем помочь пуговице?
Дети предложили собрать ей подружек, друзей.
На первом этапе нам важно было узнать, какие представления имеются у детей о пуговице. Для этого мы использовали модель двух вопросов: Что мы знаем? И что хотим узнать?
В ходе беседы с детьми были определены главные вопросы исследовательской деятельности:
-Что означает слово «пуговица».
-Чем пользовались люди до изобретения пуговиц.
- Какими были первые пуговицы.
- Из каких материалов делают пуговицы.
- Какие есть способы пришивания пуговиц.
-Для чего ещё помимо застёжки используют пуговицы.
Все эти вопросы легли в основу маршрутной карты, которые представлены на слайде и помогли спланировать дальнейшую работу в рамках проекта с детьми и родителями.
На втором – основном этапе преобладающим видом деятельности была познавательно – исследовательская деятельность, поэтому все формы работы с детьми в этом направлении были направлены на обследование и рассматривание пуговиц.
Опыты помогли нам узнать какими свойствами обладает пуговица.
Ломается – не ломается
Тонет – не тонет
Твёрдые – мягкие (поверхность)
Затем полученные знания дети применяли в ходе самостоятельной игровой деятельности.
1. Большая роль была отведена игровой деятельности. Использовались различные виды игры - это и игры по сенсорике:
«Разложи от большой до маленькой»
«Составь картинку»
«Найди пару»
«Сосчитайка»
2. Дидактические игры:
«На что похоже», «Чудесный мешочек», «Подбери по цвету», «играм - шнуровкам»,
3. Музыкально – дидактические игры: «Пуговичные песенки»
4. Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Ателье», «Галантерея»
Одной из важных форм работы стало коллекционирование. Это было самой интересной формой работы.
В ходе создания коллекции детьми распределяли для какой одежды нужны эти пуговицы, из каких материалов изготавливают пуговицы, какие они бывают по структуре, цвету, форме, размеру.
Детей очень удивило, что слово пуговица произошло от слова «пугать». Смысл понятия «пугать» заключается в оформлении пуговицы, т. е. пуговицы украшенные узорами выполняли роль оберегов, отпугивали злых духов. В результате деятельности с детьми у нас появились разные коллекции пуговиц.
Основной этап строился на основе интеграции разных видов деятельности и форм работы с детьми через преобладание продуктивной деятельности.
Это продуктивная деятельность–
Конструирование: «Гусеница»
Ручной труд «Бусы»
Лепка «Красивый цветок»
Рисование: «Волшебная пуговица»
Оказалось, что из пуговиц можно не только сделать много красивых вещей. В ходе продуктивной деятельности дети узнавали об истории возникновения пуговицы, обследовали её, сравнивали, определяли качества и свойства, рассматривали под лупой.
Большой интерес у детей в процессе речевой деятельности вызвало составление загадок, разучивание стихов, разбор пословиц, таких как:
• На чужой роток пуговицу не нашьёшь.
• Прост как пуговица.
• С солдата пуговицу не сорвёшь и др.
Знакомство детей с пословицами и поговорками успешно применялось нами и в процессе режимных моментов - при подготовке детей к прогулке.
Как в тематической неделе, так и в проекте мы использовали формы работы с детьми по приобщению к коми культуре, её традициям. Мы были удивлены, когда по теме нашего проекта нашли для чтения коми сказку «Шесть пуговиц».
На заключительном третьем этапе прошла презентация проекта, и каждый ребёнок представлял свою работу, выполненную совместно с родителями.
Результатом стала выставка детско – родительского творчества «Пуговичные шедевры».
Участие детей в проекте повысил познавательный интерес у детей, они стали интересоваться предметами которые их окружают, задавать вопросы.
Проект оказался интересным для всех.
Главное, чему научил проект детей и взрослых - это осознание того, что даже самая обычная вещь может хранить удивительную историю своего появления. Мы хотим всем вам пожелать - ищите, удивляйтесь, открывайте новое вместе с детьми.
Литература
Дыбина О. В. Что было до … : Игры-путешествия в прошлое предметов. М. : ТЦ Сфера, 1999
Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М. : ТЦ Сфера, 2002
Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005
Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками: под ред. Л. А. Венгера. – М: ИНТОР, 1996. – 128 с.
Ребенок в детском саду. Вып. 6. С. 71-76