Ирина Морозова
Опыт работы по созданию развивающей среды для художественно-эстетического и культурологического развития старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В прошлом году, приступая к работе в старшей группе, мы решили строить педагогический процесс несколько иначе, чем прежде. И к этому нас подтолкнуло ряд причин: технический прогресс влияет на психику и сознание детей (дети стихийно черпают колоссальный объём информации из СМИ, не подкреплённый комментариями взрослого; идёт пропаганда компьютерных игр, современное общество оказывает воздействие на детей (введение в жизнь иностранных праздников (День Святого Валентина, Хеллоуин и др., развитие спорта, туризма, промышленности и др., присутствие в группе детей разных национальностей и рас (татары, мордва, айзербаджанцы, корейцы, болгары, в семьях которых царит своя культура и религия, а также ФГТ к дошкольному образованию. Необходимость внесения чего-то нового в образовательную деятельность, расширение рамок, предусмотренных программой "Детство", соответствие нашей работы современному образу жизни, культуре детей и их семей - всё это привело нас к необходимости расширения и обогащения предметной и развивающей среды в группе, к новым способам, приёмам и формам работы с детьми.
Публикация «Опыт работы по созданию развивающей среды для художественно-эстетического и культурологического развития старших дошкольников» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Уголок творчества и ИЗО
- Темочки
Вашему вниманию сегодня мы хотим представить технологии создания развивающей среды для художественно-эстетического, культурологического развития детей старшего дошкольного возраста и наш опыт по организации продуктивной деятельности детей.
Перед собой мы поставили следующие задачи:
• расширять кругозор детей, знакомить с различными национальностями и расами, их культурой, традициями и ремёслами; воспитывать уважение ко всем народностям на земле;
• расширять у детей представления о нетрадиционных техниках в художественной деятельности, возможности использования различных материалов в работе;
• развивать воображение, творческие и практические возможности; развить специфические навыки и умения, связанные с нетрадиционными техниками;
• создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников; реализации самостоятельной продуктивной деятельности.
В основу нашей работы легли следующие технологии создания развивающей среды : информационно коммуникативные, технологии мастерских, игровые технологии и интеграция.
Рассмотрим каждую из них.
1. Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).
В настоящее время современное общество неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Применение ИКТ (ноутбук, интерактивная доска, CD-проигрыватель, телевизор и т. д.) в предметно-развивающей среде нашей группы :
- дает возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;
- позволяет увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;
- одновременно используется графическая, текстовая и аудиовизуальной информация;
- с помощью компьютера или ноутбука можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать в процессе непрерывной образовательной деятельности (воспроизведение звуков животных, работу транспорта и т. д.) ;
- способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, внимания, воображения детей дошкольного возраста.
Поскольку выявлено, что у большинства детей дошкольного возраста преобладает визуальное восприятие над слуховым, то именно ИКТ, которое обладает мультимедийностью, помогает сделать взаимодействие между педагогом и ребенком более интересным и динамичным, позволяет «погрузить» дошкольника в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия. Созданная предметно-развивающая среда способствует приобщению детей к активной самостоятельной деятельности, развитию их индивидуальности.
2. Игровые технологии.
Образовательный процесс требует от детей большого умственного и нервно-психического напряжения. Как развивать умственную деятельность дошкольников, не нанося вред здоровью? Необходимо большое внимание уделять профилактике укрепления здоровья. Применение игровой технологии обучения – это один из главных секретов хорошего самочувствия детей и высокой активности в продуктивной деятельности. Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов, активизируют деятельность.
Игровые технологии тренируют память, помогают выработать речевые умения, навыки, стимулируют умственную деятельность, развивают внимание и познавательный интерес к предмету.
Непосредственная образовательная деятельность часто проходит в виде игры, а результаты продуктивной деятельности используются для игр и оснащения предметной среды группы : изготовление предметов для игры и познавательно-исследовательской деятельности, например, конструирование самолетов, корабликов, мебели и посуды для кукол, разных персонажей, изготовление макетов и панно и т. д.
3. Технологии мастерских.
Присутствие в группе детей разных национальностей натолкнуло нас на идею создать мастерские, в которых дети, совместно с воспитателем или самостоятельно могут творить, создавать свои шедевры, используя различные нетрадиционные техники. Одновременно, такие мастерские расширяют кругозор детей, географические познания, интерес к культуре другого народа и уважение к людям, формируются умения и навыки работы с различными материалами.
Например, при работе в японской мастерской, с помощью воспитателей, ИКТ и обогащенной соответственно предметной среды группы, дети знакомились с такими техниками, как оригами - искусство складывания фигурок из бумаги; суми э - традиционная японская живопись тушью. Английская мастерская познакомила детей с искусством квиллинга -создание изображения из бумажных крученых полосочек и скрапбукинга - изготовление открыток, книг из вырезок. Открытие первых двух мастерских вызвало большой интерес у детей и их родителей и в дальнейшем идеи о создании новых мастерских уже шли от них самих. Разнообразие товаров для творчества, доступность просмотра мастер-классов в интернете было сопутствующей подмогой в нашей работе. Дети и их родители буквально "заболели" новыми техниками, фонтанировали идеями о декорациях группы, музыкального зала к утренникам, костюмов; в группе появилось множество поделок, предметов, игр, стендов, сделанных руками воспитанников и их семей. С подачи детей стали создаваться новые мастерские и новые техники, учителями-наставниками уже выступали не только воспитатели, но и сами дети и даже их родители (Мастерская необычных вещей - использование "умного" пластилина - хэндгам, поп-ап - объёмные изображения, марморирование - изображение с помощью цветной масляной воды и многое другое). Таким образом, при внедрении в педагогический процесс данных технологий, мы решили ещё одну глобальную на данное время задачу: приобщение родителей к жизни и творчеству своих детей, а также к жизнедеятельности группы.
4. Технология интегрированного обучения.
Потребность в использовании интеграции диктуется ФГТ и объясняется целым рядом причин:
• интегрированные занятия развивают потенциал самих воспитанников, побуждают к активному познанию окружающей действительности, развитию мышления, коммуникативных способностей;
• форма проведения интегрированной деятельности нестандартна, интересна; снимается утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, повышается познавательный интерес;
• за счет усиления межпредметных связей высвобождаются часы, которые можно использовать для развивающей деятельности воспитанников, а также дополнительных занятий практической направленности;
• интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества воспитателя.
В своей работе мы использовали интеграцию таких областей как "Музыка и художественное творчество", "Познание и художественное творчество", "Коммуникация и художественное творчество".
Например, создание произведений для собственной художественной галереи («Птицы нашего края») связано, в основном, с художественной изобразительной деятельностью, чтением художественной литературы и познанием, что позволяет знакомить детей с различными жанрами изобразительного искусства, с животным миром нашего края, создавая различные по тематике и материалам экспозиции. С интеграцией таких областей, как "Познание" и "Художественное творчество" связано собрание различных коллекций для интерактивных музейных экспозиций, создаваемых в каждой возрастной группе. Творческие работы детей являются обязательной частью музейных экспозиций, таких как "Кошки", "Куклы", "Глина", "Слоны", "Дерево", "Геральдика" и других. Созданные макеты («Скотный дворик», «Планета детства», "Самарская Лука" и др.) находят своё применение в сюжетно-ролевых и дидактических играх. Изготовление украшений – сувениров связывает детскую жизнь с традициями и обычаями нашей страны, региона, других стран ориентирует на художественное оформление пространства группы и целого детского сада. Примерами могут быть пригласительные билеты, афиши, праздничные панно, елочные игрушки и подарки близким, что, опять же, благотворительно влияет на преемственность детского сада и семьи. Создание книг предусматривает изготовление книг на основе рассказов детей или иллюстрированию какого-либо произведения. Работа в данном контексте связывает продуктивную деятельность с познавательно-исследовательской, со словесным творчеством детей, способствует освоению чтения и письма (книга «Азбука»). В нашей группе также создаются книги экологического содержания: «Как звери к зиме готовились», «Путешествие в Африку» и другие. Изготовление предметов для собственного театра подразумевает контекст для разнообразных работ : изготовление декораций, реквизита, элементов костюма, материалов для кукольного театра, например «На цирковой арене», «Щелкунчик», что перекликается с музыкально-художественной областью.
Таким образом, на основе результатов мониторинга, личных наблюдений, общения с детьми, родителями, узкими специалистами нашего ДОУ, мы пришли к выводу, что работаем мы в правильном и нужном направлении: увеличился уровень способностей и умений воспитанников, улучшился климат взаимоотношений между детьми, воспитателями и родителями, расширился кругозор и спектр практических действий дошкольников, идёт постоянное пополнение и обогащение предметной среды группы за счёт рукотворных предметов, моделей, картин, игр, пособий и т. д., непрерывно раскрывается творческий потенциал всех участников пед. процесса.