изольда жукова
Опыт работы по театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие творчества у дошкольников в театрализованной деятельности»
В дошкольном возрасте театрализованная деятельность является устойчивым увлечением почти всех детей, увлекая ребенка в сказочный мир искусства, она заметно для самого ребенка становится источником творческого развития.
Театрализация занимает весомое место, наряду с другими видами деятельности, театрализация оказывает большое внимание на развитие у ребенка творческих способностей, образного мышления.
Публикация «Опыт работы по театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Создание творческой атмосферы помогает раскрыться каждому ребенку как личность, применяя собственные возможности и способности. Дошкольный возраст – это тот период, когда театрализованная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением почти всех детей, увлекая ребенка в сказочный мир искусства, она заметно для самого ребенка становится источником творческого развития.
Основная задача моей работы : раскрытие творческой личности ребенка в целом и его артистические способности в частном.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.
Театрализованная деятельность направлена на восприятие, осмысление художественного образа и передачу этого образа. Она выступает как самоценная, наравне с игровой, музыкальной и изобразительной.
И как любая другая, она имеет свои этапы: ориентировка, замысел, подготовка, исполнение.
Для более полноценного развития у детей творческих способностей во всех возрастных группах с моей помощью создана музыкальная развивающая предметная среда:
- музыкальные игрушки и инструменты;
- куклы и атрибуты, необходимые для занятий театрализованной деятельностью
- технические средства для слушания аудиокассет, грампластинок и сама фонотека – звукозаписи, грампластинки и аудиокассеты с музыкальными произведениями, песнями для самостоятельной деятельности детей;
- элементы театральных костюмов для различных персонажей;
- музыкально-дидактические пособия и игры (мною была разработана картотека игр, направленных на развитие музыкальных способностей и психических процессов: памяти, мышления, внимания, которые помогают формировать у детей достаточно сложные понятия о музыке простыми и доступными средствами.
Основная работа театральной студии проходит в форме занятий, система проведения которых предполагает четыре последовательных этапа.
1-этап Знакомство с театром. Дети знакомятся с театром, смотрят представления, которое им показывает взрослый или старшие дети.
(Там где принципы) Просмотр представления необходим для накопления детьми впечатлений и их мотивации к театрализованной деятельности.
2-ой этап – подготовка к представлению. Предварительная работа с детьми начинается за 2-1, 5 месяца до представления и предполагает:
- чтение сказки, просмотр мультфильма и др. ;
-дидактические игры, этюды для развития воображения, фантазии
- выполнение упражнений для рук, пальцев рук, на развитие и тренировку различных групп мышц;
- упражнения на развитие координации движений, выразительности пластики тела, на развитие голоса и речи.
3-ий этап – игры-импровизации с куклами и без кукол, этюды, тренинги.
На этом этапе в ходе игровых действий дети осваивают элементы сценических действий.
знакомятся с некоторыми театральными профессиями, пополняют словарный запас, формируют грамотную речь.
4-ый этап – выступление. Освоение техники и управления куклой на ширме и на полу. Разучивание монологов, диалогов, разыгрывание сценок для кукольных спектаклей либо для постановки и драматизации.
На этом этапе дети учатся общаться со зрителем, осваивают «азбуку» культуры поведения в театре как зрителей и как артистов, обучаются диалоговому общению, чувству партнерства, учатся двигаться и ощущать пространство сцены (по одному и в коллективе).
Работа показывает последовательность усложнения заданий и поведение детей к конкретному результату – выступлению.
Разные формы организации в развитии театрализованной деятельности способствуют развитию в ребенке самостоятельности, инициативы, фантазии.
Свою работу я провожу в тесном контакте с воспитателями детского сада. Радость с кукольным театром стала ежедневной. Осуществляя эстетическое воспитание детей, развивается их творчество.
В своей работе я руководствуюсь, следующими принципами:
- один из главных принципов работы : доставить детям радость, удовольствие от творческих игр, от познания собственных возможностей, от общения;
- принцип доступности и индивидуализации, который предусматривает возрастные особенности ребенка и в связи с этим посильные для него задания, индивидуализация подразумевает индивидуальные особенности ребенка (улучшение врожденных способностей, задатков малыша);
- принцип систематичности – один из ведущих. Имеются в виду непрерывность и регулярность занятий. В противном случае наблюдается снижение достигнутого уровня умелости;
- принцип заинтересованности, новизны, сюрпризности;
- принцип подбора доступного и интересного материала;
- принцип наглядности понимается как широкое взаимодействие всех внешних и внутренних анализаторов, непосредственно связывающих ребенка с окружающей действительностью (совместное изготовление красивых костюмов, атрибутов);
- принцип воспитания гармоничной личности, умеющей видеть прекрасное в жизни и людях.
Данный опыт может быть использован в работе с детьми (3-7 лет, музыкальными руководителями, воспитателями, а также родителями для постановки детских спектаклей и в домашних условиях. Таким образом, развивая театральное творчество – дети постоянно играют, постигают мир и самого себя. Театр целиком захватывает воображение детей. В воображении ребенка появляются новые образы и представления, фантазия начинает активно работать. Театрализованная сказка активизирует ребенка, развивает и тренирует память, мышление, фантазию выразительность речи и движений.
Благодаря целенаправленной работе по развитию творческих способностей в театрализованной деятельности наблюдаются следующие результаты:
- развивается художественный вкус;
- расширяется музыкальный кругозор детей;
-развивается активный интерес к театрализованным играм (как с куклами, так и без них);
-развивается эмоциональное состояние детей, передавая его движениями, жестом, мимикой;
-развивается творческая самостоятельность и ответственность путем исполнения пластических композиций, выразительность движений;
- у детей отмечается индивидуальность и оригинальность в передаче игровых образов;
- дети могут самостоятельно проявлять творчество в разыгрывании ролей;
-у детей развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;
Обобщала свой опыт работы на районном методическом объединении музыкальных руководителей.