Получи документы

Опыт работы по теме «Формирование системы знаний об источниках опасности и средствах их предупреждения»

Татьяна Копылова
Опыт работы по теме «Формирование системы знаний об источниках опасности и средствах их предупреждения»
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.

Дети – наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Это диктует необходимость начинать обучение детей правилам безопасного поведения с дошкольного возраста.

Публикация «Опыт работы по теме „Формирование системы знаний об источниках опасности и средствах их предупреждения“» размещена в разделах

Актуальность опыта : Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Естественная любознательность ребенка может стать небезопасной для него в познании окружающего мира. Поэтому необходимо сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях. Эти задачи стоят как перед родителями, так и перед нами, воспитателями. Ведь ребенок при неумелом поведении в помещениях детского сада, на игровой или спортивной площадке может нанести вред своему здоровью. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. Именно поэтому формирование у детей основ безопасности актуально в современном дошкольном образовании. Новизна опыта заключается в том, что показан путь адаптации федеральной программы «Безопасность» к требованиям ФГОС и условиям конкретного дошкольного учреждения, чётко обозначены направления работы, система обучения детей правилам безопасного поведения осуществляется через взаимодействие педагогов ДОУ, родителей воспитанников, насыщена методами и приемами, влияющими на эмоциональную сферу, что положительно сказывается на результатах. Таким образом, осознав важность данного вопроса, я поставила перед собой цель: формирование и систематизацию у детей, осознанного выполнения общепринятых норм и правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях повседневной жизни, стимуляция развития у дошкольников самостоятельности, ответственности за свое поведение. Для достижения поставленной цели мною были определены следующие задачи в работе с детьми :

1. Формировать знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни»;

2. Формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;

3. Расширять и систематизировать знания детей о правилах общения с незнакомыми людьми;

4. Расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с домашними животными;

5. Закрепить у детей знания о правилах поведения на улице, дороге, транспорте;

Так же были поставлена задача в работе с родителями : Повышать уровень компетентности родителей по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности.

Свою работу в данном направлении я выстроила в соответствии с общеобразовательной программой «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы и учебно-методическим пособием «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стё ркиной по следующим разделам: «Ребёнок и его здоровье»; «Ребёнок и другие люди»; «Ребёнок на улицах города»; «Ребёнок дома»; «Ребёнок и природа».

В своей деятельности я использую наиболее приемлемые формы

работы с детьми дошкольниками: непосредственно образовательную деятельность, просмотр видеоматериалов, мультимедийных презентаций, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые тренинги, игры-беседы, игры-инсценировки, прогулки, экскурсии, дидактические игры, развлечения по каждой теме, направленные на приобретение детьми не только теоретических знаний, но и практического опыта.

В разделе «Ребёнок и его здоровье», основой которого является создание устойчивой мотивации и потребности в сохранение своего здоровья и здоровья окружающих я проводила ознакомительные беседы: «Запомните, детки таблетки – не конфетки», «Скорая помощь», «Безопасность в доме» и др. В образовательной деятельности «Опасные предметы дома» систематизировала у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими. Формировала умение у детей самостоятельно следить за своим здоровьем, обучала несложным приёмам самооздоровления (полоскание горла, хождение по дорожкам здоровья, гимнастика пробуждения, учила оказывать себе элементарную помощь, прививала любовь к физическим упражнениям и др.

В разделе «Ребёнок и другие люди» дети должны иметь представление о возможной опасности общения с незнакомыми людьми. В беседах рассматривались и обсуждались типичные ситуации «Если ты гуляешь один», «Если чужой приходит в дом» и др., обращала внимание детей на то, что может быть опасно оставаться наедине с незнакомым человеком. На примере героев сказок «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заячья избушка, «Гуси – лебеди» знакомила детей с правилами безопасности. Проводились практикумы и тренинги для отработки защитных навыков поведения. Разыгрывались ситуации правильного и неправильного поведения дома, рассматривались плакаты, иллюстрации «Правила безопасности для дошкольников».

В разделе «Ребёнок на улицах города» закреплялись и углублялись знания о правила дорожного движения, с детьми были проведены беседы «Знакомство с улицей», «Пора не пора – не ходи со двора», «Правила поведения в транспорте» и др.

В играх-тренингах закреплялось представление : «Улица», «Тротуар», «Проезжая часть», «Перекрёсток», «Пешеходная зона», «Островок безопасности».

Рассматривались потенциально опасные ситуации, которые могут возникнуть в играх во дворе дома, ребята учились мерам предосторожности. Воспитанники детского сада принимают активное участие в городских конкурсах по безопасности дорожного движения.

На конкурс «светофорик» была представлена поделка, выполненная совместно с воспитателями и дошкольниками… Расширила представления детей об особенностях различных видов транспорта (наземный, подземный, воздушный и водный). Ребята познакомились с транспортом специального назначения «Скорая помощь», «Пожарная», «Полиция» и их особыми правилами движения по улице. В утренний отрезок времени использую «минутки безопасности», на которых повторяем и закрепляем основные моменты соблюдения правил безопасности. Через сюжетно-ролевую игру «Транспорт», закрепила понятие о правилах поведения в общественном транспорте.

Дидактические игры «Светофор», «Собери знак», «Дорожные знаки», «Знак заблудился» помогают лучше усвоить правила дорожного движения

Для ознакомления детей с правилами противопожарной безопасности в разделе «Ребёнок дома» с детьми были проведены беседы «Пожарный - герой, он с огнём вступает в бой», «Детские шалости с огнём», «Пусть ёлка новогодняя нам радость принесёт» и др. Моя задача – научить каждого ребёнка правильно реагировать в экстремальных ситуациях, дать представление о причинах пожара, формировать правильное отношение к огнеопасным предметам, научить детей вызывать помощь по телефону, заучивать номера телефонов экстренных служб, знать свой домашний адрес и уметь описать место происшествия. Для достижения поставленных задач провела такие занятия «Будь осторожен с огнём», «Путешествие в Простоквашино». Закрепить понятие «Пожарная безопасность», сформировать умение правильно действовать в экстренных ситуациях; обобщить знания о правилах техники безопасности в быту, детям помогла Игра викторина «Что? Где? Когда?».

Для ознакомления детей с правилами поведения в природе в разделе «Ребёнок и природа» мы беседовали с детьми на темы «Домашние и бездомные животные», «Съедобные и не съедобные грибы», «Лекарственные растения» и др.

В играх-тренингах закреплялось представление : о правила поведения на воде, встрече с насекомыми. Рассматривались потенциально опасные ситуации, которые могут возникнуть в играх с бездомными животными, ребята учились мерам предосторожности с незнакомыми растениями и насекомыми и т. д. Просматривая презентацию «Природа и человек», дети познакомились с правилами поведения в природе, после просмотра самостоятельно смогли сделать выводы о том, что нельзя разорять птичьи гнёзда, муравейники, рвать полевые цветы, уносить из леса домой животных, вырезать надписи на деревьях, мусорить и разбивать стекло в природе, обижать насекомых. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы информация, заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребенка к ее поиску. С этой целью в группе я отвела место, для разных дидактических игр: «Черный ящик», «Умники и умницы», «Добрые и плохие поступки», «Что необходимо пожарному?», «Горит – не горит», «У светофора», «Предметы - источники пожара», «Разложи картинки по порядку», «Собери картинку». Детей это очень интересует, они подолгу стоят, рассматривают, думают, рассуждают. Так же был создан уголок безопасности в группе где представлены : макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор, различные виды транспорта, маленькие куклы (пешеходы). Пособия для сюжетно - ролевых игр «Автобус», «Шофер», «Спасатели», «Скорая помощь», «Мы - пожарные». Создана библиотека, в которой имеются познавательная и художественная, иллюстрации, видиофильмы, диски.

Работа с родителями по формированию основ безопасности жизнедеятельности

информационно - аналитические,

• досуговые,

• познавательные,

Самая популярная форма работы с родителями – досуговая. Подобные мероприятия сплачивают семьи наглядно - информационные. Одной из продуктивных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Мы используем нетрадиционные формы проведения родительского собрания: круглый стол, совместно с детьми семинары - практикум «Безопасность детей на улицах города», «Формирование у детей навыков безопасного поведения по пожарной безопасности». Очень эффективная форма работы с родителями – наглядно-информационная. Мы проводим мероприятия, совместно с родителями: мастер-классы, интеллектуальные игры, открытые занятия.

Наглядно – информационные формы работы включают в себя познавательный материал для родителей (рекомендации, буклеты) представленный в виде стендов и поделок: «Азбука безопасности», «Правила важные - правила безопасные», информационный стенд для родителей по формированию навыков ОБЖ у дошкольников.

Для выявления результативности опыта работы, мною была проведена диагностика с детьми старшего дошкольного возраста.

Тема: «Формирование элементарных основ безопасности жизни и здоровья старших дошкольников».

Цель: Выявить уровень развития у детей элементарных основ безопасности жизни и здоровья старших дошкольников.

Вывод: Результаты диагностики показали, что у детей сформированы элементарные представления о целостной картины мира, развиты интегративные качества, усвоение программы по образовательным областям составляет – 85%.

-Дети стали внимательнее друг к другу, руководствуются не только собственными мотивами, сколько установленными нормами; Дети стали более внимательными на дорогах города, в транспорте, в быту, в природе. Научились правильно вести себя с незнакомыми людьми. Стали больше внимания уделять гигиеническим процедурам, занятиям физкультурой и спортом. Некоторые дети именно нашей группы совместно посещают ДЮСШ, бассейн. Родители больше стали задумываться о здоровом и безопасном образе жизни своей семьи, о необходимости его соблюдения не только в детском саду, но и дома.

Все сказанное позволяет сделать вывод, что сегодня мы имеем следующий результат:

В ДОУ организована, система работы по формированию элементарных основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста

- Родители вовлечены в воспитательно-образовательную деятельность.

- У детей развиваются основы безопасности жизнедеятельности.

Считаю, что комплексная работа педагогического опыта очень результативна, поэтому буду продолжать её по данному направлению, внося разнообразные технологии, методы и приёмы.

Публикации по теме:

Опыт работы «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников» Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях - одна из самых актуальных. Подготовить человека к чрезвычайным.

Из опыта работы «Формирование системы знаний о лесе у детей старшего дошкольного возраста» Цель: Разработать и адоптировать педагогическую технологию формирования системы знаний о лесе у детей старшего дошкольного возраста. Задачи:.

Обобщает опыт работы «Формирование экологической культуры личности дошкольников» Обобщает опыт работы по теме «Формирование экологической культуры личности дошкольников». Актуальность данной темы не вызывает сомнений,.

Опыт работы «Формирование гражданско-патриотических чувств у дошкольников» Защита проекта Вначале реализации проекта мы использовали ввод в игровую ситуацию (приглашение в путешествие по России) и вместе с детьми.

Опыт работы «Формирование основ жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» В течение трех лет приоритетным направлением моей деятельности является формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности. Ни для.

Опыт работы «Формирование речевой культуры у младших дошкольников» На протяжении нескольких лет своей педагогической деятельности я работала логопедом в детском саду. В настоящее время воспитатель. Начав.

Опыт работы по теме «Формирование навыков столового этикета». Актуальность. Этикет – это свод конкретных норм и правил поведения в обществе, которые регламентируют, регулируют поведение людей в различных.

Опыт работы по теме «Формирование экологической культуры у дошкольников» В нашем детском саду создана благоприятная среда для саморазвития педагогов. Меня заинтересовала работа по теме «Формирование экологической.

Опыт работы по теме «Растим здорового ребенка» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 городского округа Вичуга Обобщённый опыт работы воспитателя.

Проект «Проектирование работы по формированию системы знаний о родном городе у детей старшего дошкольного возраста»Проект «Проектирование работы по формированию системы знаний о родном городе у детей старшего дошкольного возраста» Происходящее в настоящее время реформирование дошкольного образования ставит одной из своих задач патриотическое воспитание детей дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по теме «Формирование системы знаний об источниках опасности и средствах их предупреждения»
Опубликовано: 7 февраля 2018 в 23:44
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по теме «Формирование системы знаний об источниках опасности и средствах их предупреждения»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Копылова (УИ 653321) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД