Елена Васькович
Опыт работы «Художественно-эстетическое развитие в процессе конструктивной деятельности детей младшего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др).
Публикация «Опыт работы „Художественно-эстетическое развитие в процессе конструктивной деятельности детей младшего возраста“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Конструированию во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующий развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.
Детское конструирование – это результативная деятельность дошкольников по средствам которой дети моделируют конструкции разнообразных объектов. В процессе знакомства с моделированием различных построек ребенок начинает осознавать, что каждый объект может нести художественный образ, соответственно развивается воображение.
Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель, исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
Цель:
Создать условия для художественно-эстетического развития личности ребенка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе конструирования
Задачи:
1. Формировать знания о деталях строительного материала, их свойствах, различиях.
2. Формировать умение видоизменять постройки в соответствии с условиями.
3. Формировать умения использовать конструктивные навыки в самостоятельной детской деятельности.
4. Обогащать РППС новыми конструкторами, схемами для конструирования.
5. Взаимодействовать с родителями в целях развития их компетентности по вопросам художественно-эстетического развития личности в процессе конструирования.
Начиная работу по конструированию в 2 младшей детского сада, я, прежде всего, внимательно изучила данный раздел в Комплексной образовательной программе "Детство" и книгу О. Э. Литвиновой "Конструирование с детьми раннего дошкольного возраста".
Подобрала методическую литературу и с большим интересом ознакомилась со статьями, которые помогают мне грамотно планировать ООД по конструированию и использовать игры с конструкторами в повседневной жизни.
Была создана предметно-развивающая среда :
Кубики (деревянные, тканевые, пластмассовые). Являются самым первым материалом для конструирования. Уже годовалые малыши с удовольствием разрушают башню из кубиков, и это вполне можно считать первыми играми с конструктором.
Строительные наборы: деревянный конструктор разного размера, пластмассовые конструкторы разного размера и вида
Большие мягкие модули. Мягкие конструкторы – материал их изготовления – изолон, он нетоксичен и приятен к телу малыша. С их помощью можно создавать как плоские игрушки, так и объемные.
Магнитные конструкторы состоят из намагниченных пластин, палочек и шариков, «прилипающих» друг к другу. Из такого конструктора легко составляются оригинальные, стильные и блестящие объемные модели.
Решетчатый конструктор, детали которого напоминают решеточки. Этот развивающий детский конструктор отличается своей универсальностью и простотой сборки. Конструктор помогает развитию пространственного мышления, навыков классификации и сортировки предметов по цветам и форме
Конструкторы типа Лего. Такой набор состоит из различных по цвету и размеру деталей, которые «надеваются» друг на друга с помощью специальных креплений. Каждый родитель может выбрать для своего ребенка конструктор, подходящий для его возраста : для начинающих строителей – крупные детали, для детей постарше – более мелкие.
Суставные – соединительные элементы, словно суставы.
Схемы по конструированию. Они помогает развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать и сопоставлять предметы по признакам, развивать творческие способности детей в свободно игровой деятельности.
В своей работе я использовала следующие методы и приемы:
1. Наглядные: показ, пример, наблюдение, рассматривание.
2. Информационно-рецептивные: совместная деятельность ребенка и взрослого.
3. Репродуктивные: уточнение и воспроизведение известных действий по образцу.
4. Словесные: убеждение, поощрение, беседа, объяснение, художественное слово.
Вся система работы строится в образовательной деятельности, В Ходе ООД и в совместной деятельности ребенка со взрослым в режимных моментах, в ходе взаимодействия с родителями и через создание пространственной предметно-развивающей среды.
Организованная деятельность в группе реализуется по перспективному плану, составленному в начале года и проводится 1 раз в месяц. Конспекты занятий я беру из книги Ольги Эдуардовны Литвиновой. Все конспекты хорошо продуманы, в них очень хорошо прописана организация работы, использованы разные методы работы. Занятия которые я проводила очень нравились детям.
В занятиях я использовала сюрпризные моменты: внесение куколок, животных, машин.
Создание проблемной ситуации. Животным надо перебрать на другую сторону реки, что надо сделать?
Мы учили персонажей названию строительных деталей. Покажем мишке кубик, а покажите желтый кубик.
Играли в игру "Обезьянки" в которой детки за мной повторяли названия деталей и последовательность действий. Проигрывали в игры "Чего не стало? "Что изменилось"
В своей работе я большой внимание уделяла песенкам и стишкам, под которые делали упражнения
Дети с кубиком идут,
желтый (красный, синий, зеленый) кубик нам несут.
Уронили кубик. Ой!
Принесем теперь другой.
Когда мы конструировали предметы мебели, мы вспоминали сказку "Три медведя" и проигрывали ее.
Большое внимания я уделяла обследованию построек. Все постройки мы анализировали. Из чего строится поделка, как располагаются детали, Когда мы стоили предметы мебели мы четко проговаривали как ставить кирпичик и кубик.
В начале года мы строили высокие разноцветные башни. Дети закрепляли названия основных цветов, уточняли, что башня может быть высокой, низкой, сами выбирали цвет и высоту башни.
Когда мы конструировали предметы мебели (стул, стол, диван, кресло) мы стремились строить это для конкретных персонажей, чтобы постройка подходила персонажу. Дети сопоставляли размер персонажа и выбирали необходимый конструктор.
Дети испытывали желание играть в машинками во время их переправы через мост. Строили арки и подбирали нужную машины для игр с ней. Когда на занятии деткам была поставлена цель построить забор для домашних животных, они с удовольствием строили заборы для них. Все постройки которые мы делаем во время образовательной жизни переносятся в их самостоятельную деятельность. Они строят мостики, предметы мебели, заборчики. На занятиях я стремилась постепенно усложнять задания детям, всё чаще предлагала подумать самим, как построить, не показывая приёмов работы. Например: «Построй такие ворота, как у меня, но чтобы они были высокие и под ними могла проехать вот эта машина
У ребёнка, создавшего на занятии постройку, обязательно возникает желание поиграть с ней, поэтому, разрабатывая содержание занятия, их структуру, я стремилась построить процесс обучения конструированию таким образом, чтобы ребёнок удовлетворил свою потребность поиграть с созданным сооружением.
В совместной деятельности в режимных моментах с детьми у которых возникает затруднения при освоении программы проводятся конструированием с каждым ребёнком в отдельности, когда у деток возникают трудности в постройках я строю постройку с ним индивидуально. Я играю с ними в игру "Обезьянка", Мы закрепляем названия строительных деталей в играх "Покажи, что назову", "Чудесный мешочек", "Чего не стало", "Найти то, что скажу". Чтобы дети усвоили названия деталей строительного материала, я использовала не только специально организованную деятельность, но и процесс уборки материала после образовательной деятельности и игр
Часто дети сами начинают придумывать замыслы построек. Они превращаются в строителей, надевают каски, берут инструменты. Иногда они строят мосты, гаражи, иногда придумывают с помощью модулей предметы мебели, сооружают ракету, делают машину.
Очень часто они играют с магнитным конструктом, с помощью него строят домики, ракеты, цветочки.
В работе по конструированию необходимо постоянно обогащать детей впечатлениями и представлениями о различных сооружениях, транспортных средствах; знакомить с их функциональным назначением, строением. Я целенаправленно рассматривать с детьми реальные объекты, сравнивала их с изображениями (слайды, иллюстрации, рассказывала о них, используя стихи, песенки для более яркого восприятия:
Строим вместе новый дом:
Вот крылечко, вот балкон.
Будет в доме Бобик жить
И свой домик сторожить.
Использовала разговоры с малышами о том, что они видели в процессе наблюдений; обращала их внимание на существенное, объяснять непонятное, отвечала на детские вопросы, комментировала ответы малышей. Важно, чтобы такое общение было не только групповым, но и индивидуальным. Необходимо задавать детям вопросы, требующие развернутого ответа : «Почему ты построила такой высокий забор вокруг заюшкиного домика?» Развивающим методическим приемом является придумывание с детьми интересных историй, связанных с постройками и обыгрывающими игрушками.
Конструирование в процессе совместной игры объединяет детей. В процессе конструирования они учатся совместно обсуждать план постройки, приходить к общему решению, учатся подчинять свои желания конструктивным замыслам, которые поддерживает большинство, а также отстаивать свои соображения по поводу более удачного варианта постройки.
В совместной деятельности мы часто проигрываем постройки, я предлагаю детям другие варианты ситуаций. Дети придумывают свои сюжеты для игр.
Самостоятельная продуктивная деятельность детей связана с игрой, которая даёт ребёнку свободу выбора цели и способствует развитию воображения и творчества. Предметная среда для самостоятельной продуктивной деятельности детей также должна способствовать творчеству в работе с материалом и достижению целей. Необходимо иметь не только сами материалы, но и образцы, которые дети используют в свободной деятельности. Воспитатель должен позаботиться о том, чтобы был достаточный запас соответствующих материалов, который должен быть доступен детям, находиться в зоне рабочих столов, где дошкольники располагаются для самостоятельной деятельности : индивидуально или в компании сверстников. В самостоятельной деятельности мы закрепляем поученные знания, совершенствуем опыт детей в постройках. а также в самостоятельной деятельности дети выбирают любой тип конструктора с которым хотят играть.
Работа с родителями :
1. Я проводила с консультации по конструированию. Пополняла родительский уголок информацией по конструированию
2. Привлекала родителей к созданию с детьми поделок из природных материалов. Привлекала их к строительству горки на территории участка.
3. Для родителей было проведено открытое занятие по конструированию.
Проделанная мною работа на конец года дала положительные результаты:
1. У детей развилась познавательная деятельность, обогатился словарный запас.
2. Дети различают и называют основные формы деталей строительного материала в процессе создания простейших построек. Проявляют интерес к плоскостному конструированию (накладывают вырезанные геометрические фигуры на изображения; выкладывают изображения по образцу, по словесной инструкции).
3. С помощью взрослого сооружают элементарные постройки по образцу, используют детали строительного материала, могут строить самостоятельно.
4. Дети в игре используют дополнительные сюжетные игрушки, соразмерные масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п.).
5. Дети обыгрывают постройку, у них развились конструкторские навыки и умения. (Начало сюжетно – ролевой игры).
6. Приобщились к порядку (аккуратно разбирают постройки, складывают, убирают игрушки).
7. Сформированы навыки общения со сверстниками и взрослыми.
8. Положительная динамика развития ребенка в конструктивной деятельности.
9. Возросла компетентность родителей по вопросу воспитания у детей раннего возраста интереса к конструктивной деятельности.
10. Созданы в группе условия для ежедневного свободного, конструирования с использованием конструктивных материалов.
Перспектива:
1. Продолжить работу по развитию конструктивной деятельности детей Разработать систему мероприятий по работе с родителями используя нетрадиционные формы работы.
2. Дальнейшая работа по усовершенствованию предметно – развивающей среды в группе.