Получи документы

Опыт работы «Художественно-эстетическое развитие в процессе конструктивной деятельности детей младшего возраста»

Елена Васькович
Опыт работы «Художественно-эстетическое развитие в процессе конструктивной деятельности детей младшего возраста»

Актуальность

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др).

Публикация «Опыт работы „Художественно-эстетическое развитие в процессе конструктивной деятельности детей младшего возраста“» размещена в разделах

Конструированию во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующий развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.

Детское конструирование – это результативная деятельность дошкольников по средствам которой дети моделируют конструкции разнообразных объектов. В процессе знакомства с моделированием различных построек ребенок начинает осознавать, что каждый объект может нести художественный образ, соответственно развивается воображение.

Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель, исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Цель:

Создать условия для художественно-эстетического развития личности ребенка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе конструирования

Задачи:

1. Формировать знания о деталях строительного материала, их свойствах, различиях.

2. Формировать умение видоизменять постройки в соответствии с условиями.

3. Формировать умения использовать конструктивные навыки в самостоятельной детской деятельности.

4. Обогащать РППС новыми конструкторами, схемами для конструирования.

5. Взаимодействовать с родителями в целях развития их компетентности по вопросам художественно-эстетического развития личности в процессе конструирования.

Начиная работу по конструированию в 2 младшей детского сада, я, прежде всего, внимательно изучила данный раздел в Комплексной образовательной программе "Детство" и книгу О. Э. Литвиновой "Конструирование с детьми раннего дошкольного возраста".

Подобрала методическую литературу и с большим интересом ознакомилась со статьями, которые помогают мне грамотно планировать ООД по конструированию и использовать игры с конструкторами в повседневной жизни.

Была создана предметно-развивающая среда :

Кубики (деревянные, тканевые, пластмассовые). Являются самым первым материалом для конструирования. Уже годовалые малыши с удовольствием разрушают башню из кубиков, и это вполне можно считать первыми играми с конструктором.

Строительные наборы: деревянный конструктор разного размера, пластмассовые конструкторы разного размера и вида

Большие мягкие модули. Мягкие конструкторы – материал их изготовления – изолон, он нетоксичен и приятен к телу малыша. С их помощью можно создавать как плоские игрушки, так и объемные.

Магнитные конструкторы состоят из намагниченных пластин, палочек и шариков, «прилипающих» друг к другу. Из такого конструктора легко составляются оригинальные, стильные и блестящие объемные модели.

Решетчатый конструктор, детали которого напоминают решеточки. Этот развивающий детский конструктор отличается своей универсальностью и простотой сборки. Конструктор помогает развитию пространственного мышления, навыков классификации и сортировки предметов по цветам и форме

Конструкторы типа Лего. Такой набор состоит из различных по цвету и размеру деталей, которые «надеваются» друг на друга с помощью специальных креплений. Каждый родитель может выбрать для своего ребенка конструктор, подходящий для его возраста : для начинающих строителей – крупные детали, для детей постарше – более мелкие.

Суставные – соединительные элементы, словно суставы.

Схемы по конструированию. Они помогает развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать и сопоставлять предметы по признакам, развивать творческие способности детей в свободно игровой деятельности.

В своей работе я использовала следующие методы и приемы:

1. Наглядные: показ, пример, наблюдение, рассматривание.

2. Информационно-рецептивные: совместная деятельность ребенка и взрослого.

3. Репродуктивные: уточнение и воспроизведение известных действий по образцу.

4. Словесные: убеждение, поощрение, беседа, объяснение, художественное слово.

Вся система работы строится в образовательной деятельности, В Ходе ООД и в совместной деятельности ребенка со взрослым в режимных моментах, в ходе взаимодействия с родителями и через создание пространственной предметно-развивающей среды.

Организованная деятельность в группе реализуется по перспективному плану, составленному в начале года и проводится 1 раз в месяц. Конспекты занятий я беру из книги Ольги Эдуардовны Литвиновой. Все конспекты хорошо продуманы, в них очень хорошо прописана организация работы, использованы разные методы работы. Занятия которые я проводила очень нравились детям.

В занятиях я использовала сюрпризные моменты: внесение куколок, животных, машин.

Создание проблемной ситуации. Животным надо перебрать на другую сторону реки, что надо сделать?

Мы учили персонажей названию строительных деталей. Покажем мишке кубик, а покажите желтый кубик.

Играли в игру "Обезьянки" в которой детки за мной повторяли названия деталей и последовательность действий. Проигрывали в игры "Чего не стало? "Что изменилось"

В своей работе я большой внимание уделяла песенкам и стишкам, под которые делали упражнения

Дети с кубиком идут,

желтый (красный, синий, зеленый) кубик нам несут.

Уронили кубик. Ой!

Принесем теперь другой.

Когда мы конструировали предметы мебели, мы вспоминали сказку "Три медведя" и проигрывали ее.

Большое внимания я уделяла обследованию построек. Все постройки мы анализировали. Из чего строится поделка, как располагаются детали, Когда мы стоили предметы мебели мы четко проговаривали как ставить кирпичик и кубик.

В начале года мы строили высокие разноцветные башни. Дети закрепляли названия основных цветов, уточняли, что башня может быть высокой, низкой, сами выбирали цвет и высоту башни.

Когда мы конструировали предметы мебели (стул, стол, диван, кресло) мы стремились строить это для конкретных персонажей, чтобы постройка подходила персонажу. Дети сопоставляли размер персонажа и выбирали необходимый конструктор.

Дети испытывали желание играть в машинками во время их переправы через мост. Строили арки и подбирали нужную машины для игр с ней. Когда на занятии деткам была поставлена цель построить забор для домашних животных, они с удовольствием строили заборы для них. Все постройки которые мы делаем во время образовательной жизни переносятся в их самостоятельную деятельность. Они строят мостики, предметы мебели, заборчики. На занятиях я стремилась постепенно усложнять задания детям, всё чаще предлагала подумать самим, как построить, не показывая приёмов работы. Например: «Построй такие ворота, как у меня, но чтобы они были высокие и под ними могла проехать вот эта машина

У ребёнка, создавшего на занятии постройку, обязательно возникает желание поиграть с ней, поэтому, разрабатывая содержание занятия, их структуру, я стремилась построить процесс обучения конструированию таким образом, чтобы ребёнок удовлетворил свою потребность поиграть с созданным сооружением.

В совместной деятельности в режимных моментах с детьми у которых возникает затруднения при освоении программы проводятся конструированием с каждым ребёнком в отдельности, когда у деток возникают трудности в постройках я строю постройку с ним индивидуально. Я играю с ними в игру "Обезьянка", Мы закрепляем названия строительных деталей в играх "Покажи, что назову", "Чудесный мешочек", "Чего не стало", "Найти то, что скажу". Чтобы дети усвоили названия деталей строительного материала, я использовала не только специально организованную деятельность, но и процесс уборки материала после образовательной деятельности и игр

Часто дети сами начинают придумывать замыслы построек. Они превращаются в строителей, надевают каски, берут инструменты. Иногда они строят мосты, гаражи, иногда придумывают с помощью модулей предметы мебели, сооружают ракету, делают машину.

Очень часто они играют с магнитным конструктом, с помощью него строят домики, ракеты, цветочки.

В работе по конструированию необходимо постоянно обогащать детей впечатлениями и представлениями о различных сооружениях, транспортных средствах; знакомить с их функциональным назначением, строением. Я целенаправленно рассматривать с детьми реальные объекты, сравнивала их с изображениями (слайды, иллюстрации, рассказывала о них, используя стихи, песенки для более яркого восприятия:

Строим вместе новый дом:

Вот крылечко, вот балкон.

Будет в доме Бобик жить

И свой домик сторожить.

Использовала разговоры с малышами о том, что они видели в процессе наблюдений; обращала их внимание на существенное, объяснять непонятное, отвечала на детские вопросы, комментировала ответы малышей. Важно, чтобы такое общение было не только групповым, но и индивидуальным. Необходимо задавать детям вопросы, требующие развернутого ответа : «Почему ты построила такой высокий забор вокруг заюшкиного домика?» Развивающим методическим приемом является придумывание с детьми интересных историй, связанных с постройками и обыгрывающими игрушками.

Конструирование в процессе совместной игры объединяет детей. В процессе конструирования они учатся совместно обсуждать план постройки, приходить к общему решению, учатся подчинять свои желания конструктивным замыслам, которые поддерживает большинство, а также отстаивать свои соображения по поводу более удачного варианта постройки.

В совместной деятельности мы часто проигрываем постройки, я предлагаю детям другие варианты ситуаций. Дети придумывают свои сюжеты для игр.

Самостоятельная продуктивная деятельность детей связана с игрой, которая даёт ребёнку свободу выбора цели и способствует развитию воображения и творчества. Предметная среда для самостоятельной продуктивной деятельности детей также должна способствовать творчеству в работе с материалом и достижению целей. Необходимо иметь не только сами материалы, но и образцы, которые дети используют в свободной деятельности. Воспитатель должен позаботиться о том, чтобы был достаточный запас соответствующих материалов, который должен быть доступен детям, находиться в зоне рабочих столов, где дошкольники располагаются для самостоятельной деятельности : индивидуально или в компании сверстников. В самостоятельной деятельности мы закрепляем поученные знания, совершенствуем опыт детей в постройках. а также в самостоятельной деятельности дети выбирают любой тип конструктора с которым хотят играть.

Работа с родителями :

1. Я проводила с консультации по конструированию. Пополняла родительский уголок информацией по конструированию

2. Привлекала родителей к созданию с детьми поделок из природных материалов. Привлекала их к строительству горки на территории участка.

3. Для родителей было проведено открытое занятие по конструированию.

Проделанная мною работа на конец года дала положительные результаты:

1. У детей развилась познавательная деятельность, обогатился словарный запас.

2. Дети различают и называют основные формы деталей строительного материала в процессе создания простейших построек. Проявляют интерес к плоскостному конструированию (накладывают вырезанные геометрические фигуры на изображения; выкладывают изображения по образцу, по словесной инструкции).

3. С помощью взрослого сооружают элементарные постройки по образцу, используют детали строительного материала, могут строить самостоятельно.

4. Дети в игре используют дополнительные сюжетные игрушки, соразмерные масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п.).

5. Дети обыгрывают постройку, у них развились конструкторские навыки и умения. (Начало сюжетно – ролевой игры).

6. Приобщились к порядку (аккуратно разбирают постройки, складывают, убирают игрушки).

7. Сформированы навыки общения со сверстниками и взрослыми.

8. Положительная динамика развития ребенка в конструктивной деятельности.

9. Возросла компетентность родителей по вопросу воспитания у детей раннего возраста интереса к конструктивной деятельности.

10. Созданы в группе условия для ежедневного свободного, конструирования с использованием конструктивных материалов.

Перспектива:

1. Продолжить работу по развитию конструктивной деятельности детей Разработать систему мероприятий по работе с родителями используя нетрадиционные формы работы.

2. Дальнейшая работа по усовершенствованию предметно – развивающей среды в группе.

Публикации по теме:

Художественно-эстетическое развитие дошкольников в процессе ознакомления с нетрадиционными техниками выполнения изображений Каждый взрослый и ребенок постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда,.

Опыт работы «Развитие сенсорики и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игр» Слайд 1 Доклад из опыта работы «Развитие сенсорики и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры».

Обобщённый опыт работы «Развитие речевой активности у детей младшего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский № 25 городского округа Вичуга Обобщённый опыт работы воспитатель.

Опыт работы «Активизация двигательной деятельности детей младшего возраста в режиме дня» Физическое развитие, укрепление и сохранение здоровья детей – приоритетное направление деятельности нашего ДОУ. Мы, педагоги первой младшей.

Опыт работы на тему «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализацию сказок» Опыт работы на тему: «Развитие речи детей младшего возраста через театрализацию сказок" Выступление свое хочу начать с эпиграфа А. С. Пушкина.

Опыт работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования» В условиях быстроменяющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому,.

Опыт работы «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру» В дошкольной педагогике одним из вопросов требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры. Успешность.

План работы по самообразованию «Художественно-эстетическое развитие детей с использованием нетрадиционных техник рисования» План работы по самообразованию «Художественно-эстетическое развитие детей с использованием нетрадиционных техник рисования» Образовательная.

Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории №3 «Ивушка» городской.

Статья «Художественно-эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста». Художественно-эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста. В современном обществе очень ценится творчество. К тому же творческие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Художественно-эстетическое развитие в процессе конструктивной деятельности детей младшего возраста»
Опубликовано: 9 марта 2019 в 11:44
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД