Татьяна Агошина
Опыт работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях быстроменяющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, т. е. владеть универсальными учебными действиями. Ребенок с рождения является первооткрывателем, пытливым исследователем того мира, который его окружает. Как ответить на многие вопросы маленьких первооткрывателей? Как удовлетворить детское любопытство, причем сделать это не формально, а объяснить законы природы на доступном для детей элементарном научном уровне? Как максимально использовать пытливость детского ума, подтолкнуть ребенка к познанию мира и развитию творческого начала? Большую роль в этом направлении играет познавательно-исследовательская деятельность, протекающая в форме экспериментирования. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, первооткрывателем. При этом взрослый не учитель и наставник, а равноправный партнер, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
Публикация «Опыт работы „Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Наблюдая за детьми в группе, пришла к выводу, что недостаточно развит познавательный интерес, владением разнообразными способами познания окружающего мира, слабо производят мыслительные операции (затрудняются задавать вопросы, отвечать на поставленные им вопросы, анализировать, сравнивать, группировать. У большинства детей предпосылки поисковой деятельности развиты недостаточно хорошо. А ведь всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса. Я предположила, что при систематической, планомерной и целенаправленной работе произойдут существенные положительные изменения показателей познавательной активности в процессе экспериментирования.
Цель
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
Формировать интегрированные качества личности дошкольника.
Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
Развивать познавательные, умственные способности, мышление, речь, предпосылки поисковой деятельности, интерес к процессу экспериментирования через интеграцию образовательных областей.
Развивать умение пользоваться специальной терминологией, приборами, самостоятельно выбирать средства и способы действий, проверки предположений, озвучивать или фиксировать результат эксперимента.
Для более полного исследования проблемы, среди родителей была проведена анкета «Познавательная активность детей», «Выявление отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей». Результаты анкетирования родителей выявили, что мало кто из родителей считает, что экспериментирование способствует развитию познавательной активности. Дома не проводят с детьми опыты, эксперименты, считают, что для этого необходимо специальное оборудование.
Проведена диагностика познавательной активности дошкольника с учетом возрастных особенностей. По результатам диагностики был выстроен цикл направлений и разработан тематический план.
Работа с детьми строилась по принципу от простого к сложному. Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его. А также она должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).
Опыты проводились как отдельный вид деятельности, так и как игра или часть организованной деятельности. Так же опытнической деятельностью занимались в процессе режимных моментов и использовались на прогулке как часть наблюдения.
В начале своей работы я больше сама проводила эксперименты со всей группой детей, подгруппой и индивидуально, так как у детей не было достаточно знаний, умений и навыков, старалась заинтересовать детей, используя для этого различные приё мы: загадки, приход героя, сюрпризов и другие… Постепенно при систематичной планомерной работе при накоплении детьми знаний, дети все чаще стали в самостоятельной деятельности выбирать экспериментирование. Дети уверенно стали высказывать предположения, находить пути решения, доказывать результат, появилось стремление экспериментировать дома, используя приобретённые знания и умения.
Эти результаты были бы не столь значительные без активного взаимодействия, просвещения родителей. Прежде всего, я старалась, чтобы была совместная деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребёнка и взрослого, даёт возможность ребёнку почувствовать себя взрослым, а взрослому лучше понять ребёнка. Родители вместе с детьми собирали различный материал для исследования, экспериментирования, участвовали в выставках: «Царство моря», «Вода водица - всем пригодиться», «Наши меньшие друзья», «Моя семья на даче», «Кормушка для птиц». Вместе с детьми родители изготовляли и дидактические игры по экологии : «Магазинчик», «Семена» «Что растёт в…», «Найди такую же», «Овощи и фрукты» и другие. Большую помощь оказали в изготовлении костюмов маленький ученый.
Для просвещения родителей в области познавательного развития посредствам экспериментирования проводились родительские собрания «Значение детского
экспериментирования в развитии ребнка», «Растим любознательных». В родительском уголке постоянно обновлялись консультации: «Я исследователь», «О роли природы в развитии ребёнка дошкольного возраста», «О значении природного окружения для развития речи пятилеток», «Значение домашних животных для нравственного воспитания ребёнка», «Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?» и другие.
Таким образом, при систематической, планомерной, целенаправленной работы произошли существенные изменения в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста, посредством использования экспериментировании
Значит, экспериментирование нужно рассматривать эффективным средством развития познавательного развития детей дошкольного возраста.