Папки-передвижки

Опыт работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования»

Татьяна Агошина
Опыт работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования»

В условиях быстроменяющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, т. е. владеть универсальными учебными действиями. Ребенок с рождения является первооткрывателем, пытливым исследователем того мира, который его окружает. Как ответить на многие вопросы маленьких первооткрывателей? Как удовлетворить детское любопытство, причем сделать это не формально, а объяснить законы природы на доступном для детей элементарном научном уровне? Как максимально использовать пытливость детского ума, подтолкнуть ребенка к познанию мира и развитию творческого начала? Большую роль в этом направлении играет познавательно-исследовательская деятельность, протекающая в форме экспериментирования. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, первооткрывателем. При этом взрослый не учитель и наставник, а равноправный партнер, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

Публикация «Опыт работы „Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования“» размещена в разделах

Наблюдая за детьми в группе, пришла к выводу, что недостаточно развит познавательный интерес, владением разнообразными способами познания окружающего мира, слабо производят мыслительные операции (затрудняются задавать вопросы, отвечать на поставленные им вопросы, анализировать, сравнивать, группировать. У большинства детей предпосылки поисковой деятельности развиты недостаточно хорошо. А ведь всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса. Я предположила, что при систематической, планомерной и целенаправленной работе произойдут существенные положительные изменения показателей познавательной активности в процессе экспериментирования.

Цель

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

Формировать интегрированные качества личности дошкольника.

Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

Развивать познавательные, умственные способности, мышление, речь, предпосылки поисковой деятельности, интерес к процессу экспериментирования через интеграцию образовательных областей.

Развивать умение пользоваться специальной терминологией, приборами, самостоятельно выбирать средства и способы действий, проверки предположений, озвучивать или фиксировать результат эксперимента.

Для более полного исследования проблемы, среди родителей была проведена анкета «Познавательная активность детей», «Выявление отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей». Результаты анкетирования родителей выявили, что мало кто из родителей считает, что экспериментирование способствует развитию познавательной активности. Дома не проводят с детьми опыты, эксперименты, считают, что для этого необходимо специальное оборудование.

Проведена диагностика познавательной активности дошкольника с учетом возрастных особенностей. По результатам диагностики был выстроен цикл направлений и разработан тематический план.

Работа с детьми строилась по принципу от простого к сложному. Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его. А также она должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).

Опыты проводились как отдельный вид деятельности, так и как игра или часть организованной деятельности. Так же опытнической деятельностью занимались в процессе режимных моментов и использовались на прогулке как часть наблюдения.

В начале своей работы я больше сама проводила эксперименты со всей группой детей, подгруппой и индивидуально, так как у детей не было достаточно знаний, умений и навыков, старалась заинтересовать детей, используя для этого различные приё мы: загадки, приход героя, сюрпризов и другие… Постепенно при систематичной планомерной работе при накоплении детьми знаний, дети все чаще стали в самостоятельной деятельности выбирать экспериментирование. Дети уверенно стали высказывать предположения, находить пути решения, доказывать результат, появилось стремление экспериментировать дома, используя приобретённые знания и умения.

Эти результаты были бы не столь значительные без активного взаимодействия, просвещения родителей. Прежде всего, я старалась, чтобы была совместная деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребёнка и взрослого, даёт возможность ребёнку почувствовать себя взрослым, а взрослому лучше понять ребёнка. Родители вместе с детьми собирали различный материал для исследования, экспериментирования, участвовали в выставках: «Царство моря», «Вода водица - всем пригодиться», «Наши меньшие друзья», «Моя семья на даче», «Кормушка для птиц». Вместе с детьми родители изготовляли и дидактические игры по экологии : «Магазинчик», «Семена» «Что растёт в…», «Найди такую же», «Овощи и фрукты» и другие. Большую помощь оказали в изготовлении костюмов маленький ученый.

Для просвещения родителей в области познавательного развития посредствам экспериментирования проводились родительские собрания «Значение детского

экспериментирования в развитии ребнка», «Растим любознательных». В родительском уголке постоянно обновлялись консультации: «Я исследователь», «О роли природы в развитии ребёнка дошкольного возраста», «О значении природного окружения для развития речи пятилеток», «Значение домашних животных для нравственного воспитания ребёнка», «Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?» и другие.

Таким образом, при систематической, планомерной, целенаправленной работы произошли существенные изменения в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста, посредством использования экспериментировании

Значит, экспериментирование нужно рассматривать эффективным средством развития познавательного развития детей дошкольного возраста.

Прикреплённые файлы:

opyt-isledovate_p9dc6.ppt | 17180,5 Кб
 
Публикации по теме:

Инновационный педагогический опыт «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста» .

Обобщённый опыт работы «Развитие речевой активности у детей младшего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский № 25 городского округа Вичуга Обобщённый опыт работы воспитатель.

Описание опыта работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности» Описание опыта работы по теме: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности» Использование.

Развитие познавательной активности и креативности мышления у детей старшего дошкольного возраста в процессе реорганизации Все мы знаем, что главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в современных условиях является обеспечение.

Опыт работы «Развитие познавательной активности ребёнка в опытно-экспериментальной деятельности» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 3 «РАДУГА» Г. ТЫНДА АМУРСКОЙ ОБЛОСТИ Опыт работы Развитие.

Организация работы по формированию познавательной активности детей старшей дошкольной группы методом экспериментирования Младенец, всего лишь несколько дней появившийся на свет, уже наблюдает за действиями мамы, прислушивается к ее голосу, прикасается к ней.

Опыт работы «Развитие коммуникативных навыков у детей средней группы в процессе экспериментирования» В статье раскрыта роль экспериментальной деятельности детей при ознакомлении их со свойствами и качествами материалов рукотворного мира.

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Чтобы избежать развития у детей.

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования. Ребенок – природный исследователь.

Консультация «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста» Статья Тема: Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста. Воспитатель: Бурдакова Наталья Петровна Ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
Опубликовано: 3 марта 2019 в 20:03
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД