Лучший педагог года

Организация работы по формированию познавательной активности детей старшей дошкольной группы методом экспериментирования

Ирина Фалалеева- Оболенская
Организация работы по формированию познавательной активности детей старшей дошкольной группы методом экспериментирования

Младенец, всего лишь несколько дней появившийся на свет, уже наблюдает за действиями мамы, прислушивается к ее голосу, прикасается к ней руками. Так начинается познание малышом окружающего мира и осознание себя его частицей.

Познание – обусловленный развитием общественно исторической практики процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении человека, результатом которого является новое знание о мире. Специально организованное познание составляет сущность учебно – воспитательного процесса.

Публикация «Организация работы по формированию познавательной активности детей старшей дошкольной группы методом экспериментирования» размещена в разделах

Познавательная направленность рождается вместе с ребенком, однако, несмотря на то, что познавательную направленность можно отнести к врожденным потребностям, она не всегда может перейти в познавательную активность, так как ее формирование зависит от разных факторов.

Для того чтобы правильно выстроить траекторию развития познавательной активности ребенка, надо учесть многие условия: интересы ребенка, его способности, выбранные формы и методы развития познавательной активности. Вопрос развития познавательной активности изучался многими отечественными педагогами: Щукиной Г. И., Щербаковой Е. И., Платоновой Т. А., Матюшкиным А. М., Вербицким А. А., Годовиковой Д. Б. и другими. Однако, следует подчеркнуть, что до настоящего времени не сложилась целостная концепция развития познавательной активности старших дошкольников в условиях современного дошкольного образовательного пространства.

Анализ работ позволяет выявить противоречия между потенциальными возможностями образовательного пространства как средства развития социальной активности старших дошкольников и функционирующей системой его организации в реальной практике дошкольных учреждений.

Итак, в начале нашей статьи рассмотрим, что же такое познавательная активность ребенка?

Познавательная активность - деятельностное состояние личности, характеризующееся стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями. (Педагогический словарь).

В своих работах Т. А., Платонова А. М Матюшкин., А. А. Вербицкий рассматривают познавательную активность как внутреннюю мотивацию, побуждающую ребенка к деятельности. [30, 21]. Г. И. Щукина считает, что познавательную активность следует рассматривать как личностное образование, которое выражает интеллектуальный отклик на процесс познания, живое участие, мыслительно-эмоциональную отзывчивость ребенка в познавательном процессе. По мнению Е. И., Щербаковой познавательная активность – это проявление самостоятельности, инициативы, творчества в процессе деятельности, стремление узнать, постичь, понять, найти, испытать радость успеха от самостоятельно найденного пути решения познавательной активности. Т. И. Шамовой дает толкование познавательной активности как деятельному состоянию, которое проявляется в отношении ребенка к предмету и процессу этой деятельности [24].

Оптимизация познавательной активности детей в воспитательно-образовательном процессе постоянно привлекает внимание исследователей и практических работников, поскольку есть необходимость в совершенствовании педагогического процесса в дошкольных учреждениях. Этими фактами обусловлена актуальность проблемы.

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, направленных на содействие развитию познавательной активности детей, творческих способностей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, основанная на возросших требованиях к универсальности знаний.

Экспериментальная деятельность детей рассматривалась в работах многих ученых. Н. Н. Поддьяков исследовал специфику и виды детского экспериментирования; О. В. Дыбина, И. Э. Куликовская, Л. Н. Прохорова и Н. Н. Совгир рассмотрели возможности детского сада в организации экспериментальной деятельности [21]. Все их работы сводятся к выводу, что метод экспериментирования в современном образовании наиболее эффективный в развитии познавательной активности детей. «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» (Н. Н. Поддьяков, 1995г.)

Большинство примерных программ развития дошкольного образования включают в себя экспериментальную деятельность. ДОУ № г. Липецка ведет образование по программе «Детство». Целью примерной основной образовательной программы «Детство» / под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой (2014 год) является: создание каждому ребенку в детском саду возможности для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру [4].

Работая по программе «Детство», в своей работе стараюсь активно использовать метод экспериментирования. В данной программе экспериментирование внедряется со второй группы раннего возраста (2–3 года). Занятия с применением данного метода строятся, прежде всего, по принципу доступности и элементарности в проведении и понимании. Принцип заключается в следующем: результат работы остается неизвестным только для детей; работа нацелена на приобретение знаний и понятий, не содержит научности; опыты безопасны; в работе используются предметы бытового и игрового назначения.

Активно используются различные методы эксперимента : демонстрационный (эксперимент проводит воспитатель, дети наблюдают и делают вывод, фронтальный (эксперимент проводят сами дети); (эксперимент проводится единожды, цикличный (эксперимент повторяется через определенный промежуток времени).

Опытно - экспериментальная деятельность ДОУ включает в себя несколько направлений: совместная деятельность педагога и детей (наблюдения, труд, художественное творчество); самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории);совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах). Структура проведения экспериментальной деятельности выстраивается из следующих этапов:

- определение темы эксперимента

- определение цели

- формулирование задач исследования.

- выбор методики эксперимента.

- знакомство с инструкций работы

-предположение результатов.

-выполнение работы.

-соблюдение правил безопасности.

-наблюдение результатов.

- фиксирование результатов.

-анализ полученных данных.

- отчет о проделанной работе и ее результате.

-формулирование выводов.

Большое внимание в ДОУ уделяется созданию условий для проведения самостоятельных экспериментов, проводимых детьми. В группе отведены специальные зоны:

- для приборов;

- для выращивания растений;

- для хранения материалов (природного, «бросового»);

- для проведения опытов;

- для неструктурированных материалов (стол «песок - вода» или ёмкость для воды, песка, мелких камней и т. д.).

В проведении экспериментальной работы используются различные материалы, предметы, инструменты: наборы для опытов с инструкциями-картинками; игрушки для исследований – шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов; различные природные материалы – песок, вода, глина, скорлупа, шерсть; измерительные приборы – весы, мерные емкости, песочные часы, линейки; инструменты – пипетки, шпатели, мерные ложки, зубочистки, прозрачные и цветные стекла; другая насыщенная предметная среда – зеркало, увеличительное стекло, соль, магниты; писчие принадлежности для фиксации результатов.

Метод экспериментирования применяется в различных видах деятельности: по формированию элементарных математических представлений; формированию целостной картины мира, речевому развитию, в художественно - эстетической деятельности. В группе составлена картотека конспектов, которая содержит эксперименты для детей на различную тематику: «В чем можно измерить дорогу от дома до детского сада?», «Что легче?», «Измеряем объем»; «Что быстрее утонет?», «Как легко выучить стихотворение», «Свойства воды», «Как получить любимый цвет?», «Как посадить цветы», «Как вырастить лук», «Почему бывает ветер?», «Разноцветный льдинки», «Как рождается звук?», «Что происходит в природе весной, летом, осенью, зимой», «Путешествие капельки» и другие.

Опыт работы показывает, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью в группе проводятся родительские собрания, консультации, на которых объясняется родителям, важность добывания детьми знаний в труде и самостоятельно. Родителям в этом отводится роль наставника и помощника. Совместно с родителями дети подготовили проекты: «Наша дружная семья», «Все работы хороши- выбирай на вкус», «Сказка про Осень».

Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная экспериментальная деятельность позволяет дошкольникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

К. Е. Тимирязева писала : «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». Из этого следует, что за методом экспериментирования - будущее.

Публикации по теме:

«Воздух-невидимка». Занятие по формированию познавательной активности детей в процессе экспериментирования «Воздух – Невидимка» Составитель: Лукманова Мумина Баласиевна МКДОУ «Ласточка» Цель занятия: - развивать познавательную активность в процессе.

Картотека игр-экспериментирования в старшей дошкольной группе -"Подводная лодка из яйца" Возьмите 3 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое.

Консультация для воспитателей «Роль экспериментирования в развитии познавательной активности детей раннего возраста» «Экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в дошкольном возрасте, основу которой составляет познавательная активность….

Методические рекомендации для воспитателей. Развитие познавательной активности детей старшей группы через экспериментирование .

Опыт работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через совместную проектную деятельность»Опыт работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через совместную проектную деятельность» Содержание Введение Актуальность Теоретическая база Результативность Введение.

Опыт работы «Развитие познавательной активности детей во время поисково-исследовательской деятельности» Собенниковой О. Ю. Актуальность. Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Проект «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством экспериментирования» Автор: Кипурова Елена Николаевна - воспитатель МБДОУ д/с №83 Участники: дети, родители, сотрудники и специалисты МБДОУ д/с № 83 Вид: инновационный.

Развитие познавательной активности у старших дошкольников с нарушением зрения в процессе экспериментирования Развитие познавательной активности у старших дошкольников с нарушением зрения в процессе экспериментирования Ребенок с нарушением зрения.

Содержание коррекционной работы по формированию познавательной и речевой активности дошкольников с речевыми нарушениями СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Приемы формирования.

Фотоотчет о видах деятельности и формах работы по формированию толерантной культуры с детьми старшей дошкольной группыФотоотчет о видах деятельности и формах работы по формированию толерантной культуры с детьми старшей дошкольной группы Проблема толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России- стране многонациональной, с множеством разнообразных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы по формированию познавательной активности детей старшей дошкольной группы методом экспериментирования
Опубликовано: 6 октября 2018 в 10:27
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД