Получи документы

Опыт работы по теме «Использование ИКТ на логопедических занятиях»

Жанна Саенко
Опыт работы по теме «Использование ИКТ на логопедических занятиях»

ВВЕДЕНИЕ

Условия возникновения, становления опыта работы

Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы на логопункте в дошкольном образовательном учреждении общеразвивающего вида.

Публикация «Опыт работы по теме „Использование ИКТ на логопедических занятиях“» размещена в разделах

Общепризнанно, что одной из важнейших предпосылок полноценного развития ребенка и процесса социальной адаптации является правильная речь. Нарушение речи в той или иной степени отрицательно влияет на все психическое развитие ребенка, отражается на его деятельности и поведении.

Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий. Большинство детей, посещающих логопедические пункты, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости.

Чтобы заинтересовать их, нужны нестандартные подходы, новые технологии, индивидуальные программы развития. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью компьютерных технологий. При использовании ИКТ на логопедических занятиях в детском саду позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия

В связи с этим я определила для своей работы следующее направление: «Использование информационно коммуникативных технологий на логопедических занятиях»

Актуальность

Практика показывает, что при систематической работе с ребенком нарушения его речи можно исправить. Поэтому поиски эффективных приемов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.

Таким образом, целесообразность применения компьютерных технологий в процессе коррекции речевой патологии у детей очевидна.

Учитывая ее практическую значимость для коррекции речевых нарушений у детей, мною были выделены следующие цели и задачи:

Цель: Разработать систему коррекционно-логопедической работы с дошкольниками с использованием информационных компьютерных технологий.

Задачи:

1. Способствовать повышению мотивационной готовности ребенка к совместной деятельности с логопедом.

2. Формировать у ребенка активную позицию полноправного участника коррекционного процесса.

3. Формировать и развивать языковые и речевые средства, коммуникативные навыки, высшие психические функции.

4. Способствовать сокращению сроков овладения детьми полноценной речевой деятельностью, являющейся залогом успешного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми.

5. Осуществлять индивидуализацию коррекционного процесса, учитывая образовательные потребности каждого ребенка.

В работе с детьми опираюсь на следующие принципы:

Принципы реализации ИКТ на логопедических занятиях

Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Работа по коррекции речевой патологии проводится с опорой на зрительное и слуховое восприятие.

Системный подход к коррекции речевых нарушений.

Принцип системности и последовательности обучения. Компьютерные технологии позволяют использовать полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.

Принцип доступности обучения. Компьютерные технологии и методы их предъявления соответствуют возрастным особенностям дошкольников. Задания предъявляются детям в игровой форме.

Принцип индивидуального обучения. Компьютерные технологии предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.

Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образов и символов, исключающих субъективную оценку, в виде цифровых оценочных шкал, в устной форме.

Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания, варьируемого в зависимости от индивидуальных возможностей и коррекционно- образовательных потребностей, позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.

Принцип воспитывающего обучения. Использование компьютерных технологий позволяет воспитывать у детей – логопатов волевые и нравственные качества. Этому способствует и деятельность ребёнка, направленная на решение проблемной ситуации, желание достичь необходимого результата на повышенной мотивации деятельности.

Новизной данной разработки является комплексно-тематическое планирование речевого развития в средней, старшей, подготовительной группе по формированию лексико-грамматической, фонетико-фонематической стороны речи с использованием ИКТ для детей с ФФНР и ОНР- IV ур. речевого развития

Это занятия презентации по конкретным лексическим темам, эти презентации включают наглядный материал, схемы слов и предложений, карточки с заданиями, игры на развития грамматического строя речи, фонематического восприятия.

В своей работе использую презентации как собственные, так и с интернет ресурсов.

Основные направления, формы, методы работы по коррекции речи с использованием ИКТ :

• Обследование детей в начале учебного года проводилось с использованием компьютерной презентации «Комплексное логопедическое обследование детей с использованием компьютера».

• В течение года проводились фронтальные логопедические занятия в средней, старшей, подготовительной группе - 2 раза в неделю, 1 из них — с использованием мультимедиа и компьютерных презентаций.

• В течение года с каждым ребенком проводилось 2-3 индивидуальных (подгрупповых) занятия в неделю, одно из которых было с применением ИКТ.

Использование ИКТ уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе логопедических занятий :

1. При объяснении нового материала

2. При закреплении.

3. При повторении.

4. При обобщении.

5. При обследовании.

6. В коррекционной работе по формированию фонематического анализа и восприятия.

7. В коррекционной работе на лексическом уровне.

8. В коррекционной работе на синтаксическом уровне.

9. В коррекционной работе по развитию связной речи.

На индивидуальных и подгрупповых занятиях я использовала следующие формы работы с применением ИКТ :

1. При проведении артикуляционной гимнастики на свистящие, шипящие, сонорные звуки использовались компьютерные презентации, что несомненно повысило мотивацию и интерес детей к занятиям.

2. Для развития фонематического слуха и восприятия, звукового анализа и синтеза использовались задания компьютерной игры «Игры для Тигры», раздел «Фонематика», а так же игры из компьютерной программы «Учимся говорить правильно»

3. Во время постановки отсутствующих звуков у детей использовалась компьютерная игра «Игры для Тигры», раздел «Звукопроизношение».

4. Во время автоматизации поставленных звуков у детей использовались задания аудио диска «Учимся говорить правильно», презентации слайды.

5. Во время дифференциации поставленных и автоматизированных звуков у детей использовались задания компьютерной игры «Игры для Тигры», разделы «Фонематика», а так же компьютерной игры «Малышам о звуках».

6. Для пополнения словарного запаса и коррекции лексико-грамматического строя речи использовались задания компьютерной игры «Игры для Тигры», раздел «Лексика».

Кроме того, подготовленные в виде мультимедийной презентации материалы по проведению артикуляционной гимнастики или автоматизации звуков были предложены родителям вместо традиционных рекомендаций. Такой способ выполнения рекомендаций логопеда вызывал интерес не только детей, но и родителей, которые более усердно стали стимулировать детей к выполнению домашнего задания.

Использование в коррекционно-образовательном процессе компьютерных технологий способствовало формированию четкости и разборчивости речи, нормализации звукопроизношения, коррекции и развитию неречевого и речевого слухового гнозиса, формированию и развитию звукового анализа и синтеза и фонематичесих процессов, коррекции лексико-грамматических компонентов речи.

В конце года провела обследование речи с бально-уровневой системой оценки, анализ показал, что уровень сформированности речевых функций вырос.

Применяя компьютерные технологии, не обходимо соблюдать нормы СанПиНа, в котором учитывается размер экрана, высота установки, расстояние. А так же знать правила работы за компьютером :

Работая с детьми много лет, стараюсь идти в ногу со временем. Меня заинтересовала проблема использования компьютера на логопедических занятиях, поэтому к ней и обратилась. Не секрет, что именно логопедические занятия требуют большей наглядности для усвоения материла, чем какие-либо другие. Здесь на помощь приходит компьютер, с его неограниченными возможностями.

В заключение хочется отметить, используя в своей деятельности ИКТ, с целью повышения эффективности процесса коррекционно-логопедического воздействия, я решила следующие задачи:

повысила мотивацию детей к логопедическим занятиям;

сформировала сотрудничество и новые формы общения между ребенком и логопедом;

процесс автоматизации звуков, уточнение и обогащение словарного запаса детей проходил быстрей и интересней;

положительное эмоциональное состояние ребенка в процессе занятий, как залог успеха.

Говоря о перспективе, я планирую освоить другие компьютерные программы, продолжать пополнять педагогическую копилку своими презентациями и играми.

Публикации по теме:

«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.

Современные формы работы с детьми Обновление содержания образования требует от педагогов применения новых современных форм работы с детьми; -интегрированная образовательная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по теме «Использование ИКТ на логопедических занятиях»
Опубликовано: 13 октября 2014 в 09:15
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД