Папки-передвижки

Использование интерактивных форм в развитии интеллектуальных способностей детей

Наталья Троицкая
Использование интерактивных форм в развитии интеллектуальных способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы

1. Актуальность и важность интеллектуальных способностей детей

Сегодня много пишут и говорят о новых детях,об их уникальных интеллектуальных и даже телепатических способностях, о том, что они «пришли в этот мир, чтобы его изменить, сделать лучше и добрее».

Проблема исследования и развития интеллектуальных способностей современных детей, взрослеющих быстрее, чем родители, схватывающих всё на лету, впитывающих всё новое до бесконечности, состоит в том, что традиционные методы и методики устарели и не отражают «актуального уровня развития» детей.

Публикация «Использование интерактивных форм в развитии интеллектуальных способностей детей» размещена в разделах

А значит, педагогам и родителям нужно менять подходы в воспитании, а традиционные технологии заменять инновационными, использовать интерактивные формы, так как современные дети живут в новом информационном пространстве. Для многих из них компьютер – это неотъемлемая часть окружающего мира, что и доказывает актуальность темы моего опыта работы.

Согласно модели американского психолога Поля Торренса, интеллект служит базой креативности. Интеллектуал может и не быть творческим человеком, но человек с низким интеллектом никогда не будет креативным (творческим). В этом заключается важность развития интеллектуальных способностей.

Учёный Гилфорд (1959) выделили два способа поисков решения той или иной проблемы. Одни люди полагают, что есть только одно верное решение и пытаются его найти с помощью уже имеющихся знаний и логического рассуждения. Это конвергентное мышление. Другие ищут решение по всем возможным направлениям, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такой «веерообразный поиск» чаще всего приводит к оригинальным решениям – свойственен дивергентному мышлению.

Так как интеллект имеет большое значение для творческого развития детей, я начала более углублённо изучать литературу, искать эффективные способы и приёмы развития интеллектуальных способностей у дошкольников.

2. Интерактивные формы в структуре развития интеллектуальных способностей

Современные дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Нужно их только выявить и развить в доступной и интересной детям деятельности.

Это явилось отправной точкой для решения данной проблемы через использование интерактивных форм.

В психологии интеракция рассматривается, как способность взаимо-действовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или человеком.

В статьях и работах по педагогике, в разделах учебных пособий (Т. Ю. Аветова, Б. Ц. Бадмаев, Е. В. Коротаева, М. В. Кларин и др.) я встретила термин «интерактивное обучение», который в педагогической науке формируется и уточняется как совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог детей между собой и педагогом.

Таким образом, опираясь на мнение российских учёных Т. С. Паниной, Л. С. Вавиловой, которые считают, что интерактивные формы дают возможность в образовательном процессе активно взаимодействовать друг с другом, обмениваться информацией, искать всевозможные решения проблемных ситуаций, способствуют формированию дивергентного мышления, я пришла к выводу о необходимости использования интерактивных форм как эффективной и современной технологии.

3. Эффективные методы и приемы работы и наработанные технологии, которые позволили достигнуть хороших результатов в развитии интеллектуальных способностей

Работу по развитию интеллектуальных способностей, используя интерактивные формы, я начала проводить планомерно и гармонично, соответственно возрасту и учитывая индивидуальные возможности каждого ребёнка. В планировании заданий применяла принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение.

Усвоение знаний проходило в результате систематической работы в интересной для детей интерактивной форме: в виде обучающих игр с использованием ПК, логических игр, викторин, коллективной мыслительной деятельности (КМД, которая протекала в поисковых, созидательных ситуациях, модерации.

Для выявления уровня развития интеллектуальных способностей в начале учебного года было проведено диагностическое исследование по методике Р. М. Литвиновой «Жили-были» по следующим параметрам:

• самостоятельность мышления в виде готового образа, который может быть вымышленным или реалистичным;

• воображение – вымышленный образ, реалистичный образ;

• обобщение, как понимание того, что представленные герои являются одной семьёй.

Для исследования креативности использовала тесты П. Торренса.

Показатели диагностического исследования:

- средний уровень самостоятельности мышления=2,0 балла. Среди названных готовых образов только 13% детей (есть задатки творческого воображения) предложили нечто фантастическое вымышленное, следовательно, воображение основано только на полученных знаниях, творчества нет.

На основании результатов диагностики наметила основные направления работы:

1. Создание среды и необходимых условий для реализации поставленных задач.

2. Поиск и внедрение интерактивных форм, позволяющих активизировать интеллектуальные способности детей.

В связи с намеченными задачами определила следующие этапы работы:

- подобрать игры и задания, способствующие развитию интеллектуальных способностей;

- сделать подборку карточек для исследования креативности;

- организовать медиатеку развивающих игр в электронном виде;

- создать условия в группе для развития интеллектуальных спо- собностей;

- провести целенаправленную работу с родителями по данной теме.

Начала работу с подборки игр и заданий логического характера, составив и систематизировав рисунки разной сложности. Для этого модифицировала и расширила возможности известных логических игр, таких как: «Монгольская игра», «Вьетнамская игра», «Колумбово яйцо», «Пифагор», «Волшебный круг», «Пентамимо», «Танграм».

Перечисленные игры помогли развить творческие способности, логи-ческое и пространственное мышление, активизировали развитие интеллектуальных способностей, стали незаменимыми помощниками в организации развлечений и конкурсов, при проведении родительских собраний в нетрадиционной форме.

Для более успешной работы традиционные игры «превратила» в электронные, создав медиатеку, куда вошли «старые игры на новый лад».

С помощью электронных игр решала несколько задач:

- научить детей воспринимать новую информацию;

- развивать наблюдательность, активность;

- познакомить детей с правилами работы на ПК.

Наглядный материал и использование авторских образных игрушек - мальчика Бита и девочки Байты, помогли погрузить детей в волшебный мир компьютера, который является неотъемлемой естественной частью окружающего мира.

В группе организовала уютный, практичный, эстетически оформленный центр интеллектуального развития. В него вошли: дидактические игры с математическим содержанием, развивающие игры Никитина, кубики Кооса, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, логические игры - «Монгольская игра», «Вьетнамская игра», «Колумбово яйцо», «Пифагор», «Волшебный круг», «Пентамимо», «Танграм», дидактические игры в электронном варианте, игры на развитие мелкой моторики и т. п., авторские образные игрушки - Бит и Байта.

4. Организация работы с родителями

Чтобы добиться наилучшего результата, к развитию интеллектуальных способностей детей привлекла родителей своей группы.

Провела анкетирование родителей, показавшее, что 67% опрошенных не считают необходимым уделять внимание приобретению логических игр для самостоятельной деятельности детей дома.

94% родителей затрудняются назвать 2-3 игры, способствующие развитию интеллектуальных способностей.

По результатам анкетирования, индивидуальных бесед был составлен план работы с родителями на учебный год.

Чтобы расширить кругозор родителей разработала и представила разнообразные консультации, советы, практическую помощь. Организовала выставки и работу с папками-передвижками.

В процессе общего сотрудничества родители осознали важность работы по развитию интеллектуальных способностей детей, что способствовало их активизации, формированию осознанного отношения к данному направлению педагогической деятельности.

5. Планирование дальнейшей работы:

1. Заострить внимание на проведении индивидуальной работы с детьми, оставшимися на низком уровне;

2. Систематически использовать логические игры и задания в совместной деятельности с детьми;

3. Пополнить медиатеку новыми играми в электронном виде;

4. Использовать интерактивные формы и другие материалы моего опыта работы по другим направлениям комплексной программы «Детство».

Библиографический список:

1. Башкирова Н. Современный ребенок и его проблемы: детский сад, школа, телевизор, дом, Интернет, улица. – СПБ., 2007.

2. Барашникова И. А., Барашникова А. А. Учись, играя. Тренировка интеллекта. – Харьков, 1997.

3. Белова Е., Ищенко И. Одаренный ребенок. Что могут сделать для него родители? /Д/ в 1992 № 78

4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. – Л., 1992.

5. Гнездилов А. В. Лабиринты волшебного замка. - СПб., 2007.

6. Гильфорд Дж. Три стороны интеллекта (Психология мышления). – М., 1995.

7. Дормидонтова Л. П. Развитие творческих способностей дошкольников: (научно-методическое пособие). – Ульяновск, 2008.

8. Ильин М. Н., Парамонов Л. Г. Тесты для детей. – СПб., 1997.

9. Запорожец А. В. Козлова С. А. Дошкольная педагогика. – М., 2004.

10. Концепция дошкольного образования //Д/в. – 1989, № 4.

11. Кудрявцев В. Т. Смысл человеческого детства и психологическое развитие ребёнка. – М., 1997.

12. Кудрявцев В. Т. Диагностика творческого потенциала и интеллектуальной готовности к развивающему школьному обучению. – М., 1999.

13. Кудрявцев В. Т. От педагогики повседневности – к педагогике развития. //Д/в – 2004 -№11, 2005 - №4.

14. Литвинова Р. М., Мазикина В. Н. Ребёнок в пространстве Ставрополя и Ставропольского края. – Ставрополь: СКИПКРО, 2004.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Инновационный педагогический опыт «Развитие речи дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры» Актуальность опыта Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании и развитии речи детей дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых.

Роль взрослых в создании предметно-пространственной среды для развития исследовательской деятельности детей раннего возраста Сегодня много пишут и говорят о новых детях,об уникальных интеллектуальных и даже телепатических способностях. О том, что они «пришли в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование интерактивных форм в развитии интеллектуальных способностей детей
Опубликовано: 29 декабря 2014 в 23:11
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование интерактивных форм в развитии интеллектуальных способностей детей» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Троицкая (УИ 199609) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД