Галина Котельникова
Опыт работы «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет.
Публикация «Опыт работы „Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Устное народное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия. Отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка.
Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней.
Многие исследователи отмечают интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определённо влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей дошкольного возраста. Мною были изучены известные методики работы по использованию устного народного творчества, приемы и формы работы, которые предлагались Ю. Г. Илларионовой, Е. И. Тихеевой, А. М. Бородич, С. С. Бухвостовой, О. С. Ушаковой, А. П. Усовой, А. Я Мацкевич, В. В. Шевченко и др.
С помощью произведений устного народного творчества можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Цель работы: повышение уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста, с помощью использования произведений устного народного творчества.
Задачи:
1. Формировать у детей навыки художественно-речевой деятельности с помощью произведений устного народного творчества.
2. Развивать у детей способность воспринимать и понимать литературный материал, основанный на произведениях устного народного творчества.
3. Формировать у детей представления о различных формах устного народного творчества.
4. Пополнять и обогащать словарь эпитетами, сравнениями, названиями предметов быта и т. д.
5. Расширять элементарные представления воспитанников о жизни русского народа и его культурного наследия.
6. Воспитывать интерес и любовь к русскому фольклору.
Формы работы с детьми:
• Беседы;
• Занятия на основе метода интеграции;
• Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов;
• Экскурсии;
• Дидактические игры;
• Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
• Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
• Использование народных игр, в том числе хороводов.
Предполагаемый результат:
• Формирование у детей устойчивого интереса к истории и культуре русского народа;
• Наличие у детей представлений о различных формах устного народного творчества.
• Наличие у детей способности воспринимать и понимать литературный материал, основанный на произведениях устного народного творчества.
• Сформированность навыков художественно-речевой деятельности.
Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста (на основе диагностики речевого развития О. Ушаковой, Е. Струниной).
В ходе диагностики были исследованы следующие речевые умения:
• точно употреблять слова в различных грамматических формах и значениях;
• понимать разные значения многозначного слова; самостоятельно подбирать синонимы и антонимы;
• уровень осознания смысловых отношений между словами;
• гладкость и плавность изложения, отсутствие прерывистости и повторений, запинок, пауз в связной речи;
• умение вычленять звуки в словах;
• уровень развития навыка речи – доказательства;
• уровень ориентировки на смысловую сторону слова и выражения.
Критерии оценки уровня развития речевых умений:
Низкий уровень:
Ребёнок не составляет предложение, а повторяет предъявляемое слово. Не может подобрать синонимы, антонимы. В речевой ситуации подбирает неточные по смыслу слова. Не может определить значение слова и пословицы. Загадку отгадывает неверно. Практически не знает пословиц, загадок.
Средний уровень: Ребёнок составляет предложение из двух слов. Правильно подбирает синонимы и антонимы по смыслу, но не в требуемой грамматической форме. Речь чистая, правильная, ребёнок может испытывать затруднения в произношении отдельных звуков. Называет обобщающие слова, но не всегда правильно, исправляет при помощи взрослого. Может дать объяснение пословицы, но не совсем точно. Знает пословицы, потешки.
Высокий уровень: Ребёнок составляет предложение из трёх и более слов. Правильно подбирает синонимы и антонимы в пословицах, в речевой ситуации. Инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, передаёт содержание близко к тексту. Не имеет речевых ошибок. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями. Правильно поясняет значение пословицы, отгадывает загадки. Знает много пословиц, поговорок, потешек.
Итоги диагностики речевых умений детей старшего дошкольного возраста.
В конце учебного года после проведения работы по развитию речи детей средствами устного народного творчества были замечены такие изменения:
• у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок.
Литература:
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М. : Академия, 2000.
2. Кандрашова Н. В. Устное народное творчество в воспитании старших дошкольников Воспитатель ДОУ. – 2011. - №2
3. Князева О. Л, Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – С-Пб. Детство- Пресс 2002 .
4. Бударина Т. А., Маркеева О. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. - С-Пб. Детство-Пресс. 2001.
5. Лапшина Г. А. Календарные и народные праздники в детском саду. Выпуск 1. осень – зима. Волгоград: Учитель, 2007
6. Лапшина Г. А. Календарные и народные праздники в детском саду. Выпуск 2. Весна. Волгоград: Учитель, 2009.
7. Петров В. М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д. Весенние праздники игры и забавы для детей. -М. ТЦ СФЕРА 1998.
8. Лунина Г. В. Воспитание детей на традициях русской культуры – М: ЦГЛ, 2005.
9. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей Дошк. воспитание. -1990.-№7.
10. Шинкарь Г., Новикова И. Использование фольклора в работе с детьми старшего возраста Дошк. воспитание. -1990.-№10.
11. Дошкольное воспитание - 2002 №1 стр. 28, №11 стр. 27.