МААМ-картинки

«Пословицы и поговорки — педагогический гений народа»

Светлана Васильева
«Пословицы и поговорки — педагогический гений народа»

Гений, дух, характер народа проявляется в его пословицах.

Фрэнсис Бэкон

Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Еще великий русский педагог К. Д. Ушинский охарактеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения народа.

Публикация «„Пословицы и поговорки — педагогический гений народа“» размещена в разделах

Одним из древних жанров народного творчества являются пословицы. Пословицы возникли во время первобытного строя, задолго до появления литературных памятников. Поскольку они передавались из уст в уста, главной их особенностью стали точность, лаконичность содержания. Записывать пословицы начали еще в глубокой древности. Один из первых сборников составлен Аристотелем, а в России сборник пословиц появился в конце XVII века.

Самое известное собрание «Пословицы русского народа», содержащее 25 000 пословиц, составлено В. И. Далем.

Пословицы – это удивительный материал для размышления о природе стихотворного языка. Они мало изучены с точки зрения теории стихосложения, но ни у кого не вызывает сомнения то, что большая часть пословиц – не что иное как стихи, которые способствуют развитию памяти, чувства юмора.

Пословица – это коротенькая притча. Полная пословица состоит из двух частей: из картины общего суждения и из толкования, поучения. Иногда вторая часть опускается, предоставляется сметливости слушателя, и иногда пословицу почти не отличишь от поговорки. Вот пример такой пословицы : «Всякая рыба хороша, коли на уду пошла», или «Нет в тебе, так и не ищи на селе».

Все народные пословицы сложились в быту житейском и применение их очень разнообразно. «От пословицы нет взносу», приговор ее неотразим, все крайности сходятся, и потому «От пословицы не уйдешь», «Пословица ведется, как изба веником метется», «И на твою честь пословица есть». Кто ее сочинил – неизвестно, но все ее знают и ей покоряются. Это сочинение и достояние общее. И становится пословицею тогда, когда идет в ход, принимается и усваивается всеми.

Часто пословицу путают с поговоркой. Поговорка, по народному определению, цветочек, а пословица – ягодка. Поговорка – окольное выражение, но без притчи, без суждения, заключения; это одна первая половина пословицы. Поговорка заменяет только прямую речь, недоговаривает иногда и не называет вещи, но условно и ясно намекает. В место «Он глуп», она говорит «У него не все дома», «Под носом взошло, а в голове не посеяно».

Выражая, например, понятие одиночества, поговорка говорит : «Один, как маков цвет», «Один, как перст».

Поэтому поговорка очень близка к пословице : стоит прибавить лишь одно слово или сделать перестановку, и из поговорки вышла пословица. «Он сваливает с больной головы на здоровую», «Он чужими руками жар загребает» - это поговорки; та и другая говорит только о том, что человек заботится о себе, не щадя других. Но скажите: «Чужими руками жар загребать легко» или «Свалить с больной головы на здоровую не накладно», это уже будут пословицы, заключая в себе полную притчу.

Народное творчество доступно детям. Пословицы и поговорки, как произведение устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, а так же способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.

Ребенок нуждается в образах, звуках, красках. Все это в изобилии несет в себе народное творчество. Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком.

Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами. Если в языке детей промелькнет изредка поговорка, образное выражение – это будет большой наградой воспитателю за труды, но нарочито вызывать ребенка на это не следует. Пословицу можно ненавязчиво использовать в любой ситуации. Например, дети собираются на прогулку. Напомнить медлительному ребенку «Семеро одного не ждут». Или замечая, что ребенок оделся неаккуратно, сказать «Поспешишь – людей насмешишь». Во время прогулок пословицы могут помочь ребятам лучше понять различные явления, события. Весной, гуляя по парку и любуясь его красотой, свежестью, можно отметить, что «Весна красна цветами», об осени «Осень – красна плодами». А из постоянных наблюдений дети и сами могут заключить, что «Март – с водой, а апрель – с травой». Приучать детей к труду, воспитывать у них трудовые навыки, желания трудиться помогут пословицы о труде : «Терпение и труд все перетрут», «Дело мастера боится», «Кончил дело – гуляй смело».

Сначала надо объяснить смысл пословиц, научить детей их понимать, в каких ситуациях можно применять эти пословицы. Воспитывать дружеские взаимоотношения помогут такие пословицы, как «Человек без друзей, что дерево без корней», «Друзья познаются везде, не оставляй его в беде», «Гроза, грозись, а друг за друга держись». Употребляя пословицу, поговорку в тот момент, когда налицо есть иллюстрирующие ее факты, обстоятельства, скрытый в пословице или в поговорке смысл становится для ребенка ясен. Народные выражения живы только тогда, когда употреблены к месту и времени.

Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих. Сокровищница богатейшего русского языка открывается перед нами в блестящих произведениях народного творчества.

Взрослым надо заботиться о том, чтобы в живом слове, которое слышат дети повседневно, звучали бы драгоценные зёрна народного творчества. Только при этих условиях язык ребенка будет живым и ярким.

Публикации по теме:

«Радость творчества». Презентация проекта в средней группе Работая над проектом "Радость творчества", я поставила перед собой определенную цель:познакомить детей с народным творчеством. Народное искусство,.

Структурная схема планирования музыкальных занятий Уважаемые коллеги представляю вам структурную схему планирования музыкальных занятий различных типов по теме: Русское народное творчество".

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Пословицы и поговорки — педагогический гений народа»
Опубликовано: 10 сентября 2014 в 11:33
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД