«Пословицы и поговорки — педагогический гений народа»

Светлана Васильева
«Пословицы и поговорки — педагогический гений народа»

Гений, дух, характер народа проявляется в его пословицах.

Фрэнсис Бэкон

Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Еще великий русский педагог К. Д. Ушинский охарактеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения народа.

Одним из древних жанров народного творчества являются пословицы. Пословицы возникли во время первобытного строя, задолго до появления литературных памятников. Поскольку они передавались из уст в уста, главной их особенностью стали точность, лаконичность содержания. Записывать пословицы начали еще в глубокой древности. Один из первых сборников составлен Аристотелем, а в России сборник пословиц появился в конце XVII века.

Самое известное собрание «Пословицы русского народа», содержащее 25 000 пословиц, составлено В. И. Далем.

Пословицы – это удивительный материал для размышления о природе стихотворного языка. Они мало изучены с точки зрения теории стихосложения, но ни у кого не вызывает сомнения то, что большая часть пословиц – не что иное как стихи, которые способствуют развитию памяти, чувства юмора.

Пословица – это коротенькая притча. Полная пословицасостоит из двух частей: из картины общего суждения и из толкования, поучения. Иногда вторая часть опускается, предоставляется сметливости слушателя, и иногда пословицу почти не отличишь от поговорки. Вот пример такой пословицы: «Всякая рыба хороша, коли на уду пошла», или «Нет в тебе, так и не ищи на селе».

Все народные пословицы сложились в быту житейском и применение их очень разнообразно. «От пословицы нет взносу», приговор ее неотразим, все крайности сходятся, и потому «От пословицы не уйдешь», «Пословица ведется, как изба веником метется», «И на твою честь пословица есть». Кто ее сочинил – неизвестно, но все ее знают и ей покоряются. Это сочинение и достояние общее. И становится пословицею тогда, когда идет в ход, принимается и усваивается всеми.

Часто пословицу путают с поговоркой. Поговорка, по народному определению, цветочек, а пословица – ягодка. Поговорка – окольное выражение, но без притчи, без суждения, заключения; это одна первая половина пословицы. Поговорка заменяет только прямую речь, недоговаривает иногда и не называет вещи, но условно и ясно намекает. В место «Он глуп», она говорит «У него не все дома», «Под носом взошло, а в голове не посеяно».

Выражая, например, понятие одиночества, поговорка говорит: «Один, как маков цвет», «Один, как перст».

Поэтому поговорка очень близка к пословице: стоит прибавить лишь одно слово или сделать перестановку, и из поговорки вышла пословица. «Он сваливает с больной головы на здоровую», «Он чужими руками жар загребает» - это поговорки; та и другая говорит только о том, что человек заботится о себе, не щадя других.Но скажите: «Чужими руками жар загребать легко» или «Свалить с больной головы на здоровую не накладно», это уже будут пословицы, заключая в себе полную притчу.

Народное творчество доступно детям. Пословицы и поговорки, как произведение устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, а так же способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.

Ребенок нуждается в образах, звуках, красках. Все это в изобилии несет в себе народное творчество. Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком.

Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум,но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами. Если в языке детей промелькнет изредка поговорка, образное выражение – это будет большой наградой воспитателю за труды, но нарочито вызывать ребенка на это не следует. Пословицу можно ненавязчиво использовать в любой ситуации. Например, дети собираются на прогулку. Напомнить медлительному ребенку «Семеро одного не ждут». Или замечая, что ребенок оделся неаккуратно, сказать «Поспешишь – людей насмешишь». Во время прогулок пословицы могут помочь ребятам лучше понять различные явления, события. Весной, гуляя по парку и любуясь его красотой, свежестью, можно отметить, что «Весна красна цветами», об осени «Осень – красна плодами». А из постоянных наблюдений дети и сами могут заключить, что «Март – с водой, а апрель – с травой». Приучать детей к труду, воспитывать у них трудовые навыки, желания трудиться помогут пословицы о труде: «Терпение и труд все перетрут», «Дело мастера боится», «Кончил дело – гуляй смело».

Сначала надо объяснить смысл пословиц, научить детей их понимать, в каких ситуациях можно применять эти пословицы. Воспитывать дружеские взаимоотношения помогут такие пословицы, как «Человек без друзей, что дерево без корней», «Друзья познаются везде, не оставляй его в беде», «Гроза, грозись, а друг за друга держись». Употребляя пословицу, поговорку в тот момент, когда налицо есть иллюстрирующие ее факты, обстоятельства, скрытый в пословице или в поговорке смысл становится для ребенка ясен. Народные выражения живы только тогда, когда употреблены к месту и времени.

Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих. Сокровищница богатейшего русского языка открывается перед нами в блестящих произведениях народного творчества.

Взрослым надо заботиться о том, чтобы в живом слове, которое слышат дети повседневно, звучали бы драгоценные зёрна народного творчества. Только при этих условиях язык ребенка будет живым и ярким.

Публикации по теме:

«Радость творчества». Презентация проекта в средней группе Работая над проектом "Радость творчества", я поставила перед собой определенную цель:познакомить детей с народным творчеством. Народное искусство,.

Структурная схема планирования музыкальных занятий Уважаемые коллеги представляю вам структурную схему планирования музыкальных занятий различных типов по теме: Русское народное творчество".

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Птицы
Автор публикации:
«Пословицы и поговорки — педагогический гений народа»
Опубликовано: 10 сентября 2014 в 11:33
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 апреля. День березы

Белоствольной красавице, символу России, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям про березу и увлечь интересным...

11 апреля. День оптических приборов на МААМ

В преддверии Дня космонавтики предлагаем поговорить с детьми об оптических приборах. Ведь самые мощные из них – телескопы – с давних пор помогают людям изучать звёздное небо, узнавать больше о звёздах,...

Конспект НОД по формированию ФЭМП в 1 мл. группе. По теме: «Пространственные предлоги...
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений во второй группе раннего возраста. По теме: "Пространственные предлоги и наречия (...
Фотоотчет о лепке из пластилина «Муравей» с детьми 5-го года жизни по теме «Насекомые»
Цель: формировать у детей умение лепить из пластилина муравья. Задачи: - продолжать учить детей средней группы лепить из пластилина шарики и столбики,...
Групповой краткосрочный информационно-творческий проект к Дню космонавтики «Выше...
Уважаемые коллеги, в этом году вся наша огромная страна празднует юбилейную дату 12 апреля - 60 лет назад наш космонавт Юрий Гагарин впервые совершил полёт в...