Ковалева Елена
Опыт работы по теме «Роль сказок А. С. Пушкина в духовно — нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по теме "Роль сказок А. С. Пушкина в духовно - нравственном воспитании детей дошкольного возраста"
Ковалева Елена Алексеевна
Публикация «Опыт работы по теме „Роль сказок А, С, Пушкина в духовно — нравственном воспитании детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2019
Введение
В последнее время в средствах массовой информации очень часто стали поднимать вопросы духовности в нашем обществе, о духовном возрождении нашей страны. Взрослые обеспокоены тем, что теряют поколение, не могут воспитать его по своему образу и подобию, не сохранили семейные воспитательные традиции, не могут создать необходимый авторитет у своих детей.
Мир стал агрессивен по отношению к ребенку, а индустрия детства, оказывает разрушительное влияние на психику малышей, их нравственность и духовный мир. В одночасье куда-то исчезли наши добрые игрушки, книги, мультфильмы, дорогие сердцу образы из мира детства, литературные и мультипликационные герои, на которых выросло не одно поколение. Дети растут бездушными, злыми, детские сказки почти не интересны нашим детям, телевидение все больше и больше пропагандируют зло, жестокость, насилие, что наносит существенный вред ребенку. К сожалению, такие понятия как доброта, великодушие, отзывчивость в условиях современной культуры могут оказаться, незнакомыми нашим детям. Все это говорит об актуальности нравственно-духовного воспитания подрастающего поколения.
По моему мнению, народные сказки как нельзя лучше подходят для формирования и развития духовно-богатой личности с прочными нравственными устоями, но когда происходит утрата семейных ценностей и чтение художественной литературы становиться необычайной редкостью для детей в семье, то именно мы, педагоги должны сыграть ведущую роль в формировании основ духовно-нравственного воспитания детей.
Знакомство детей со сказками А. С. Пушкина
Свою работу я решила связать с творчеством А. С. Пушкина.
Во-первых, сказки Пушкина – народны, они основывались на жизни и быте простого народа.
Во-вторых, сказки Пушкина легко воспринимаются детьми дошкольного возраста, потому что написаны в стихотворной форме.
И, в-третьих, сказки А. С Пушкина привлекают детей динамичным сюжетом, необычайными ситуациями и событиями, сценами, полными чудес и превращений.
Свою работу я начала с анкетирования родителей:
1. Есть ли у вас дома сказки А. С. Пушкина?
2. Часто ли вы читаете их своим детям?
3. Беседуете ли вы с детьми после прочтения или рассказывания сказки?
Обработав анкеты, получились следующие результаты:
Результат для меня был с одной стороны ожидаем с другой стороны я была разочарована в том, что столь величайший поэт не востребован в нашем современном обществе.
На основании анкетирования, был составлен план работы и поставлены следующие задачи:
- приобщить ребенка к истокам национальной культуры;
- показать воспитательное значение сказок;
- раскрыть нравственно-эстетическую ценность сказок А. С. Пушкина.
О таланте А. С. Пушкина сложены целые легенды. Мы знакомы с творчеством великого поэта с детства. Поэтому я решила рассказать о том, как необходимо знакомить детей с его сказками.
Существует большое количество приемов и методом при работе с детьми по ознакомлению с художественной литературой, правильный подбор сказок, то есть, в соответствии с возрастом, мастерством рассказывания и наконец, организацией последующей деятельности ребенка, а именно: беседа по прослушанной сказке, пересказа, обыгрывания сюжета, изображении в рисунке – все это помогает ребенку правильно осознать прослушанное и глубоко пережить содержание художественного произведения.
Первое знакомство с произведениями очень ответственно. С одной стороны прикосновение к классике должно проходить серьезно. С другой стороны – раннее детство обязывает нас учитывать возрастные возможности ребенка. Уже с 2-х лет можно начинать читать детям сказки великого поэта. В этом возрасте достаточно зачитывать отрывки.
В своей работе с ранним возрастом я использую высокую интонационную выразительность, звуковая обогащенность стихов должна завораживать, заставлять прислушиваться, замирать на какое-то мгновение. Я прилагаю все усилия, чтобы ребенок понял смысловое содержание произведения.
Когда я читаю, дети всматриваются в мое лицо,
Только солнышко взойдет,
В миг тогда наш петушок
Приподнимет гребешок,
Закричит и встрепенется
И в то место обернется…
Дети с изумлением смотрят, на петушка, слушают завороженно.
Не менее важно использовать принцип наглядности (игрушки, картинки, пособия, с помощью которых создается развернутая картина действий.
В этом возрасте сказки Пушкина помогают формировать словарный запас, любовь к чтению сказок и развивает положительные эмоции ребенка.
Детей 4 -5 лет я знакомлю со сказками в форме яркого общения. Мы уже не просто эмоционально читаем сказку, а добавляем действия, например, я предлагаю подуть на воду и «сделать ветер», отмечаю, что кораблик качается на волнах.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Игровые приемы носят настроение затейливости шаловливости.
В этом возрасте дети уже выделяют отрицательных и положительных героев, безоговорочно принимая сторону положительного героя. Сопереживают полюбившимся героям, проявляют интерес к их судьбе. У детей развивается память, воображение, восприятие прочитанного, активизируется словарь.
С детьми старшего дошкольного возраста моя работа строится на драматизации сказок, ведь в этом возрасте ребенок ставит себя на место героя, борется с его врагами, мысленно действует вместе с ним. Ребенок, в отличие от нас, корректных взрослых не хочет и не умеет быть сторонним наблюдателем к событиям сказки. Он пытается вжиться в роль принять сторону того или иного героя, поэтому драматизация помогает визуально, зримо «войти» в текст
Воротись, поклонись рыбке
Не хочу быть вольною царицей.
Хочу быть владычицей морскою
Чтобы жить мне в окияне-море,
Что б служила мне рыбка золотая.
На данном этапе работы дети начинают любить всякие перевертыши, смеясь над ними ребенок обнаруживает и углубляется в свое правильное понимание окружающей действительности. У детей формируется новый вид внутренней психической активности – умение мысленно действовать в воображаемых ситуациях, что немаловажно в дальнейшей жизни ребенка.
В процессе работы, у детей происходит совершенствование восприятия прослушанных сказок и, стихотворений, развивается эмоциональная отзывчивость, положительное отношение к героям сказок, активизируется потребность к чтению, повышается интерес к произведениям Пушкина, дети получают более глубокие знания о традициях русского народа, культуре, быте, совершенствуются социальные навыки поведения.
В свое время критики выражали свое негативное отношение к сказкам Пушкина - как смеет великий поэт отдавать свои силы такому "низкопробному" жанру. А дети, к которым и не думал обращаться поэт, когда писал сказки, полюбили эти стихи и ввели их в свой духовный обиход. Дети лишний раз доказали, что народная поэзия в высших своих достижениях часто бывает поэзией детской.
В подготовительной группе, я продолжу работу по сказкам А. С. Пушкина, для того чтобы совершенствовать навыки в чтении стихов, в драматизациях, используя жесты, мимику, интонацию, совершенствовать связную речь (диалогическую, монологическую) и развивать умение чувствовать красоту русского языка.