Татьяна Шубенкова
Опыт работы «Организация мини-музея «В мире музыки. П. И. Чайковский» в музыкальном зале ДОУ»
Опыт работы. Презентация мини-музея «В мире музыки. П. И. Чайковский» в музыкальном зале ДОУ
Весь музыкальный мир готовится к празднованию 185-летия со дня рождения великого композитора П. И. Чайковского. Это событие и натолкнуло меня на создание мини-музея «В мире музыки. П. И. Чайковский».
Публикация «Опыт работы „Организация мини-музея „В мире музыки, П, И, Чайковский“ в музыкальном зале ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Музыкальные мини-музеи
- Опыт работы, практика
- Чайковский П.И.
- Темочки
Главной идей было привлечь, заинтересовать детей и родителей, творчеством и юбилейной датой великого композитора.
В процессе создания мини-музея учитывала следующие принципы:
Принцип научности. Представленные экспонаты достоверно отражают тематику мини-музея, объясняют явления в рамках выбранной темы научным и в тоже время доступным для ребёнка языком
Принцип интеграции.
Мини-музей учитывает содержание образовательной программы ДОУ и помогает в реализации её общих задач и задач образовательных областей: художественно-эстетическое развитие; социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие.
Принцип деятельности и интерактивности. Мини-музей предоставляет воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах деятельности
Принцип динамичности и вариативности. Экспозиции мини-музея постоянно дополняются и обновляются, изменяются с учётом потребностей и возможностей воспитанников
Принцип разнообразия. Наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, размерам,отражающими историческое прошлое
Принцип непрерывности. Музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий.
Принцип партнёрства. Музей является результатом сотрудничества взрослых и детей, благодаря чему реализуются права ребёнка.
Судьба распорядилась так, что значимость творческой деятельности Чайковского известна всему миру, а знакомство детей с его музыкальным Чайковского начинается уже с детского сада.
«Цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни!» - это слова самого Чайковского.
Главная цель мини-музея – это создание условий для развития эстетического восприятия музыки П. И. Чайковского, это привитие любви к классической музыки, к творчеству Чайковского, и конечно же воспитание чувства гордости за своего знаменитого соотечественника.
«Я хочу увидеть музыку» - ребенок не только слушает и наслаждается прекрасной музыкой, глядя на предметы-экспонаты, он видит, понимает её.
Система работы в мини-музее отражена в содержании деятельности: календарно-тематическое планирование, конспекты занятий, досугов, праздников, включающие разнообразные методы и приемы: наглядный (рассматривание экспозиций, иллюстраций, фотографий, показ мультимедийных слайдов, словесный (описания, объяснения, указания, беседы, вопросы, рассказы, стихи и тексты, побуждающие к практической деятельности, разнообразие приемов организации музыкально-творческой деятельности дошкольников;
Основной фонд мини-музея составляют подлинные экспонаты (14 видов)
Вспомогательный фонд: иллюстрации, картинки; дидактическое пособие «Музыкальные инструменты»; лэпбуки: «П. И. Чайковский», «Щелкунчик», «Сказка в музыке»; макет «Щелкунчик»; аудио фонд.
Интерактивный фонд – рукотворное творчество педагогов, детей и их родителей «Щелкунчик»; музыкально-дидактическая игра «Симфонический оркестр»; конспекты НОД, сценарии, флеш-презентации.
В мини-музее представлены экспозиции:
Экскурсии по нашему мини-музею оставляют незабываемые впечатления у детей, знакомство с домом детства, с бытом семьи П. И. Чайковского помогает им окунуться в эпоху жизни композитора. «Путешествия в прошлое» становятся не только увлекательными, но и познавательными.
На информационных стендах находится фотоматериал о жизни и творчестве композитора.

Чайковский является автором 80 сочинений: 10 опер, 3 балета, множества произведений для фортепиано, концерты, симфонии.


Чайковский подлинно русский композитор, его по праву считают создателем русской классической музыки. В 4-ой симфонии композитор берет в основу, как главную тему, известную русскую песню «Во поле береза стояла»,
а в народной «Камаринской» звучат народные инструменты гармошка, балалайка, бубен.

Если у вас спрашивают, какой русский народный музыкальный инструмент вы знаете? Несомненно, сразу вспоминается балалайка, самый старинный и узнаваемый музыкальный символ России. Балалайку любили слушать великие русские люди, среди них: А. Пушкин, М. Лермонтов, Л. Толстой и П. И. Чайковский восклицал: «Какая прелесть эти балалайки! Как это хорошо, как художественно и стильно! Какой чудный, прозрачный звук!»

Особое место в музее занимает «Детский альбом» композитора. Подобранные с любовью экспонаты, оставляют след в сердце каждого малыша. Слушая музыку Чайковского, мальчики подражают маршу деревянных солдатиков, мечтают поиграть в лошадки, девочки - с замиранием сердца встречают летящую Бабу Ягу, грезят о встрече с новой куклой или мечтают стать знаменитой балериною.

«Времена года» - это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу картины русской природы. Каждому месяцу посвящена своя музыкальная картинка, наполненная любовью к жизни и восхищения ею.
Незабываемые балеты – Спящая красавица, Лебединое озеро (Экспонаты)
Чайковский — это великий сказочник!

Вот уже в нескольких поколениях для многих детей и взрослых неизменна мечта попасть на балет Щелкунчик. Если вслушаться в слово Щелкунчик перед каждым из нас всплывает что-то очень близкое и родное. Не раз приходил к нам в гости этот добрый и любимый друг. Но у каждого свой Щелкунчик - у нас вот этот.

Это сказка-балет с великолепной музыкой Чайковского. Щелкунчик стал символом новогоднего праздника не только потому, что сама история происходит в Рождество, но и потому что в ней много волшебства и чудесных превращений.

Методические формы экскурсионной работы в условиях музейной деятельности достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, тематических вечеров в Музыкальной гостиной; сказочно-театрализованных представлений, совместные концерты детей детского сада и учащихся Детской музыкальной школы.
Мини-музей «В мире музыки, П. И. Чайковский» – это творческая деятельности всего педагогического коллектива детского сада, наших воспитанников и их родителей.

