Анастасия Захарова
Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры посредством работы с берестой
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, когда закладываются базовые системы ценностей. Формируется мировоззрение, национальное сознание, нравственно-патриотические позиции. Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности.
Публикация «Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры посредством работы с берестой» размещена в разделах
В настоящее время проблема возрождения народной культуры, приобщения детей к культурным ценностям, народному творчеству особенно актуальна, поскольку традиции и промыслы наших предков постепенно уходят в прошлое.
Современная семья живет другими ценностями, придерживается иных взглядов на жизнь, продиктованных обществом. Многие родители не знают обычаев и традиций национальной культуры своего народа и не могут передать подрастающему поколению опыт, накопленный веками. Возрождение традиций является одной из важнейших задач при проектировании образовательной программы ДОУ. При этом именно взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим миром, направляет, регулирует его восприятие действительности, передает свой опыт, учит видеть и слышать красоту природы, любить малую родину и уважать традиции предков.
Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре посредством работы с берестой.
Задачи:
-Расширить представления детей о «главном» русском дереве –
березе, о ее значении в жизни человека.
-Сформировать у детей представления об особенностях
применения бересты в русском народном искусстве и
традиционном быте.
-Познакомить детей со свойствами бересты как природного
материала, основными инструментами и приемами для ее
обработки.
-Научить детей элементарным приемам работы с берестой.
-Воспитывать любовь и уважение к народному промыслу, к
родной природе.
-Пробуждать интерес к ремеслу народных мастеров, творчеству
умельцев берестяного промысла.
Организацию работы с берестой для приобщения детей к культурным ценностям я провожу с детьми, начиная со среднего дошкольного возраста, т. к. именно в этом возрасте активно развиваются воображение и интерес к познанию нового. Для эффективного обучения детей практическим навыкам и умениям работа строится на основе интеграции разных видов детской деятельности.
Работу начинаю со знакомства детей с березой. Провожу занятия, беседы, экскурсии на которых даю представления о березе, как живом существе. Знакомлю с березой, как одним из главных поэтических, художественных образов народного творчества. Разучиваем народные песни, стихотворения о березе, рассматриваем картины русских художников.
Любимая народом, воспетая поэтами и писателями, русская береза – один из самых распространенных символических образов России. Однако издревле ее любили не только за красоту. Береза широко использовалась нашими предками и в прикладном назначении.
Поделки из бересты, изготовленные своими руками – это вовсе не какое-то новшество, это то, что хорошо известно нам всем из истории. Этот промысел начал процветать еще в Древней Руси. Правда, тогда изготовление берестяных изделий было продиктовано жизненной необходимостью, нежели тягой к творчеству. Окунуться в мир истории, узнать о быте и традициях наших предков нам помогают книги. В настоящее время издается большое количество детских журналов, книг, справочников и энциклопедий, прекрасно иллюстрированы, имеют хорошие краткие и доступные детям информативные тексты. Это удобный источник для получения информации. Таким образом, рассматривая иллюстрации познакомились с бытом и традициями народа. Но так, как дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, я использовала в работе не только художественную литературу, энциклопедии, иллюстрации, но и «живые» наглядные предметы и материалы. Уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик к этому интерес детей. Заметила, что дети интересуются образом жизни, традициями русского народа, разнообразными старинными предметами домашнего быта.
Мы живем в век компьютеров и интернета, поэтому имеем возможность посетить музеи в любом городе нашей страны виртуально. Таким образом мы побывали на экскурсии в «Русском музее» г. Санкт-Петербург, посетили музей «Сибирская береста» в Новосибирске, а также «Музей льна и бересты» г. Кострома, где познакомились с историей берестяного промысла, а также с уникальной коллекцией предметов из берёсты профессиональных художников и народных мастеров. Посмотрели учебные фильмы, познакомились с мастером берестяного промысла Андреем Полежаевым, который рассказал о старинном ремесле предков.
Как и у людей, у книг есть своя судьба и своя история. История создания книги глубока и интересна. Наши далёкие предки были людьми изобретательными и использовали для изготовления первых книг то, что предлагала им окружающая природа. В ходе занятий познакомились с историей создания книги в Египте, Китае и Древней Руси. Попробовали как жрецы в Древнем Египте писать на глине, создавать шелковые страницы, как в Древнем Китае. Одним из материалов для письма На Руси была береста, уникальный материал, который создала сама матушка природа.
Подробнее об этом нам поведали берестяные грамоты. Проводила ознакомление с берестяными грамотами Древней Руси. Попробовали создать свою берестяную грамоту, писали деревянными палочками на бересте.
Сделали своими руками книгу из бересты по сказке «Теремок».
Познакомились с техникой росписи бересты, освоили декоративное рисование, изучили простейшие орнаменты, отображали их в рисунках.
Организовала в группе работу творческой мастерской. Любая работа с берестой – это традиционное древнерусское ремесло, народное творчество, которое не стоит забывать. Дети учились чувствовать материал, знакомились с техникой плетения, вырезали шаблоны, делали поделки, составляли декоративные композиции.
На протяжении всей работы с воспитанниками их родители были активными участниками воспитательно - образовательного процесса. Результатом совместной работы стало создание в группе мини - музея «Чудо - береста».
Вывод: Приобщение детей к культурным ценностям посредством работы с берестой : результат придет со временем! Долог путь к мастерству, но все большие достижения начинаются с малого. Успех приходит по мере накопления опыта. Постепенно открываются двери в народное искусство. Сейчас детям несложно сделать салфетку, открытку в подарок маме, игрушку. Для этого не всегда достаточно овладеть основными приемами ремесла, известные каждому берестянщику – надо чувствовать материал, знать его тончайшие свойства, а самое главное иметь желание работать с берестой и творить. Хочется верить в то, что вложенные в детские руки навыки и умения продлят жизнь народных традиций, промыслов и в современном мире.