Папки-передвижки

Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры посредством работы с берестой

Анастасия Захарова
Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры посредством работы с берестой

Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, когда закладываются базовые системы ценностей. Формируется мировоззрение, национальное сознание, нравственно-патриотические позиции. Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности.

Публикация «Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры посредством работы с берестой» размещена в разделах

В настоящее время проблема возрождения народной культуры, приобщения детей к культурным ценностям, народному творчеству особенно актуальна, поскольку традиции и промыслы наших предков постепенно уходят в прошлое.

Современная семья живет другими ценностями, придерживается иных взглядов на жизнь, продиктованных обществом. Многие родители не знают обычаев и традиций национальной культуры своего народа и не могут передать подрастающему поколению опыт, накопленный веками. Возрождение традиций является одной из важнейших задач при проектировании образовательной программы ДОУ. При этом именно взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим миром, направляет, регулирует его восприятие действительности, передает свой опыт, учит видеть и слышать красоту природы, любить малую родину и уважать традиции предков.

Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре посредством работы с берестой.

Задачи:

-Расширить представления детей о «главном» русском дереве –

березе, о ее значении в жизни человека.

-Сформировать у детей представления об особенностях

применения бересты в русском народном искусстве и

традиционном быте.

-Познакомить детей со свойствами бересты как природного

материала, основными инструментами и приемами для ее

обработки.

-Научить детей элементарным приемам работы с берестой.

-Воспитывать любовь и уважение к народному промыслу, к

родной природе.

-Пробуждать интерес к ремеслу народных мастеров, творчеству

умельцев берестяного промысла.

Организацию работы с берестой для приобщения детей к культурным ценностям я провожу с детьми, начиная со среднего дошкольного возраста, т. к. именно в этом возрасте активно развиваются воображение и интерес к познанию нового. Для эффективного обучения детей практическим навыкам и умениям работа строится на основе интеграции разных видов детской деятельности.

Работу начинаю со знакомства детей с березой. Провожу занятия, беседы, экскурсии на которых даю представления о березе, как живом существе. Знакомлю с березой, как одним из главных поэтических, художественных образов народного творчества. Разучиваем народные песни, стихотворения о березе, рассматриваем картины русских художников.

Любимая народом, воспетая поэтами и писателями, русская береза – один из самых распространенных символических образов России. Однако издревле ее любили не только за красоту. Береза широко использовалась нашими предками и в прикладном назначении.

Поделки из бересты, изготовленные своими руками – это вовсе не какое-то новшество, это то, что хорошо известно нам всем из истории. Этот промысел начал процветать еще в Древней Руси. Правда, тогда изготовление берестяных изделий было продиктовано жизненной необходимостью, нежели тягой к творчеству. Окунуться в мир истории, узнать о быте и традициях наших предков нам помогают книги. В настоящее время издается большое количество детских журналов, книг, справочников и энциклопедий, прекрасно иллюстрированы, имеют хорошие краткие и доступные детям информативные тексты. Это удобный источник для получения информации. Таким образом, рассматривая иллюстрации познакомились с бытом и традициями народа. Но так, как дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, я использовала в работе не только художественную литературу, энциклопедии, иллюстрации, но и «живые» наглядные предметы и материалы. Уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик к этому интерес детей. Заметила, что дети интересуются образом жизни, традициями русского народа, разнообразными старинными предметами домашнего быта.

Мы живем в век компьютеров и интернета, поэтому имеем возможность посетить музеи в любом городе нашей страны виртуально. Таким образом мы побывали на экскурсии в «Русском музее» г. Санкт-Петербург, посетили музей «Сибирская береста» в Новосибирске, а также «Музей льна и бересты» г. Кострома, где познакомились с историей берестяного промысла, а также с уникальной коллекцией предметов из берёсты профессиональных художников и народных мастеров. Посмотрели учебные фильмы, познакомились с мастером берестяного промысла Андреем Полежаевым, который рассказал о старинном ремесле предков.

Как и у людей, у книг есть своя судьба и своя история. История создания книги глубока и интересна. Наши далёкие предки были людьми изобретательными и использовали для изготовления первых книг то, что предлагала им окружающая природа. В ходе занятий познакомились с историей создания книги в Египте, Китае и Древней Руси. Попробовали как жрецы в Древнем Египте писать на глине, создавать шелковые страницы, как в Древнем Китае. Одним из материалов для письма На Руси была береста, уникальный материал, который создала сама матушка природа.

Подробнее об этом нам поведали берестяные грамоты. Проводила ознакомление с берестяными грамотами Древней Руси. Попробовали создать свою берестяную грамоту, писали деревянными палочками на бересте.

Сделали своими руками книгу из бересты по сказке «Теремок».

Познакомились с техникой росписи бересты, освоили декоративное рисование, изучили простейшие орнаменты, отображали их в рисунках.

Организовала в группе работу творческой мастерской. Любая работа с берестой – это традиционное древнерусское ремесло, народное творчество, которое не стоит забывать. Дети учились чувствовать материал, знакомились с техникой плетения, вырезали шаблоны, делали поделки, составляли декоративные композиции.

На протяжении всей работы с воспитанниками их родители были активными участниками воспитательно - образовательного процесса. Результатом совместной работы стало создание в группе мини - музея «Чудо - береста».

Вывод: Приобщение детей к культурным ценностям посредством работы с берестой : результат придет со временем! Долог путь к мастерству, но все большие достижения начинаются с малого. Успех приходит по мере накопления опыта. Постепенно открываются двери в народное искусство. Сейчас детям несложно сделать салфетку, открытку в подарок маме, игрушку. Для этого не всегда достаточно овладеть основными приемами ремесла, известные каждому берестянщику – надо чувствовать материал, знать его тончайшие свойства, а самое главное иметь желание работать с берестой и творить. Хочется верить в то, что вложенные в детские руки навыки и умения продлят жизнь народных традиций, промыслов и в современном мире.

Публикации по теме:

Формирование эстетической культуры детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной музыкальной культуры Формирование эстетической культуры детей старшего дошкольного возраста требует комплексный подход. Использование проектной технологии формировании.

Опыт работы «Патриотическое воспитание детей через приобщение к истокам русской народной культуры»Опыт работы «Патриотическое воспитание детей через приобщение к истокам русской народной культуры» Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры. Проведение систематических.

Консультация «Приобщение детей к истокам народной культуры»Консультация «Приобщение детей к истокам народной культуры» Консультация Приобщение детей к истокам народной культуры Опираясь на слова академика Д. С. Лихачева - наша задача, в том, чтобы научить.

Образовательный проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 17 «Олимпик» ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Приобщение детей к.

Опыт работы «Воспитание валеологической культуры у детей дошкольного возраста посредством различных видов деятельности» В природе все рождается слабым, а потом крепнет и растет. У человека часто бывает наоборот: родившись здоровым, все больше болеет и слабеет.

Перспективный план работы с детьми по проекту «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» Перспективный план работы с детьми по проекту Октябрь 2 неделя «Мои добрые поступки» Беседа Социально – коммуникативное развитие Углубить.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. Игра-драматизация русской сказки «Коза-дереза»Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. Игра-драматизация русской сказки «Коза-дереза» Игра-драматизация русской народной сказки «Коза-Дереза» Действующие лица: Сказочница Старик Старуха Дочка Коза-Дереза Зайчик Петушок козочки.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры «Всякому мила своя сторона» (русская народная пословица) Каждому человеку и каждому народу чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы.

Приобщение старших дошкольников к истокам русской народной культуры посредством реализации проекта «Куклы». Автореферат Актуальность исследования. Начало XXI века - это время изменений, охватывающих все сферы жизни человека: политику, экономику, медицину,.

Приобщение детей младшего возраста к истокам народной культуры С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры посредством работы с берестой
Опубликовано: 24 марта 2019 в 17:27
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД