Опыт работы «Проектная деятельность как одно из средств развития познавательной активности детей»

Татьяна Шпилева
Опыт работы «Проектная деятельность как одно из средств развития познавательной активности детей»

Не секрет, что мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. В развитии личности ребенка огромное значение, имеет познавательная деятельность, которая понимается как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Американский философ Ральф У. Эмерсон писал: "Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам".

Самостоятельно ребенок дошкольного возраста не всегда может найти ответы на все, интересующие его, вопросы – в этом ему помогают педагоги. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию является проектная деятельность. В основе, которой лежит, умение ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания, а также идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат. Проектная деятельность является также средством самовыражения и самореализации ребенка.

По мнению Н. Е. Веракса одна из главных задач педагога при организации

проектной деятельности дошкольников заключается в том, чтобы поддерживать детскую инициативу. Инициатива ребенка обязательно включает в себя познавательный компонент. Познавательная инициатива проявляется всякий раз, когда ребенок начинает решать свою собственную задачу, а не ту задачу, которую перед ним поставил экспериментатор.

Таким образом, мы считаем, что развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста через проектную деятельность весьма актуально по целому ряду причин:

- во-первых, ребенок должен получить социальный опыт реализации собственных замыслов;

- во-вторых, проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность;

- в - третьих, работая над проектом, происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

- в - четвертых, метод проекта содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в совместную деятельность воспитателя с детьми дошкольного возраста.

Предпосылками использования метода проектной деятельности явились:

- видоизменение и совершенствование развивающей среды;

-использование инновационных технологий;

-активное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;

Изучив и проанализировав литературу по данной теме, мы поставили перед собой цель: Создание условий для развития познавательной и творческой

активности ребенка через совместную проектную деятельность. Она включает изучение и анализ проектной деятельности;

Для достижения цели были определены следующие задачи:

1) Создать условия для проектной деятельности детей, где ребёнок чувствует себя учёным, исследователем, а взрослый является равноправным партнёром;

2) формировать предпосылки для поисковой деятельности, поддерживать инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

3) развивать умения определять возможные методы решения

проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

4) вовлечь родителей в совместно проектную деятельность.

Определились с принципами реализации проектов:

- создание условий для стимулирования интересов детей

- выстраивание отношений с ребенком на соучастии и сотворчестве

- мотивация деятельности детей, используя игровые методы и приемы

- учет возрастных и индивидуальных особенностей

- системность

- взаимодействие с семьями воспитанников.

ПРОЕКТ «ЭТОТ ДЕНЬ ПОБЕДЫ»

Метод проектов, мы попробовали апробировать в работе с детьми, начиная с 2015года, когда воспитанникам было чуть больше 3-х лет. Наш первый проект "Этот день Победы" был краткосрочным. При реализации проекта мы помнили о трех важных этапах в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста

Первый этап – подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Мы поставили перед собой следующие задачи:

- пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;

- приобщать детей к процессу познания;

- формировать различные представления;

- привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;

Дети проявляли интерес в рассматривании иллюстрации боевой техники и Российской Армии. Перевоплощались в солдат и играли в подвижные игры: «Попади в цель», «Пройди, чтоб тебя не услышали», «Маршируем как солдаты», «Самолеты». Проводилась образовательная деятельность с детьми по познавательному развитию на темы. «Взрослым и детям нужен мир на всей планете», «Наша армия родная», «Парад - что это?», «Вечный огонь», «Кто такие ветераны?» Совместно с родителями узнали, какие животные помогали людям во время войны.

Так как это были дети младшего возраста, я включила больше творческих заданий таких как: рисование «Флажки»; «Тюльпаны» (рисование ладошкой); «Георгиевская ленточка»; аппликация «Открытка для ветеранов», «Голуби - птицы мира»; конструирование: дом для солдат, танки.

С музыкальным руководителем дети познакомились с произведениями

В. Жубинского: «Горн», «Марш», «Барабан». Учились отличать марш от других видов музыки. Сравнивали звуки мирного и военного времени.

Инструктор по физической культуре помог нам подобрать комплекс утренних гимнастик: «Самолеты»; «Море зовет»; пальчиковые и дыхательные гимнастики, провел с детьми совместную образовательную деятельность «Наша армия». Итогом проекта было изготовление открытки для ветеранов.

Детям трех лет, в силу своих возрастных особенностей, не хватает самостоятельности, умения, проявлять фантазию и художественное творчество. Возник вопрос - как же решить эту проблему? С чего начать? Мы решили подключить родителей. Это сложная и важная часть деятельности педагога. В. А. Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу.

В ходе работы я использовала следующие принципы взаимодействия с родителями:

– Доброжелательности. Позитивный настрой на общение является тем фундаментом, на котором строиться вся работа.

– Индивидуальный подход.

– Сотрудничество.

– Динамичность.

В самом начале своей работы, мы провели родительские собрания, где познакомили родителей с изученными проблемами детей, предложив оказать помощь своему ребенку при реализации замысла, так как необходимо учитывать тот факт, что замысел дошкольника, как правило, опережает его технические возможности. Показали значимость совместной деятельности, которая позволяет установить доверительные отношения, лучше понять друг

друга детям и родителям. Подготовили ряд консультаций: «Что такое детское проектирование, «Роль совместного творчества в семье». Родители охотно откликнулись на предложение участвовать в проекте.

Таким образом, эта интересная форма работы помогла родителям лучше познакомиться друг с другом, активизировать творческое общение родителей с детьми. Была организованна развивающая среда в группе. Были приобретены игрушки: солдатики, военная техника, энциклопедии, иллюстрации, раскраски. Были подобранны и разработаны презентации для детей. Не смотря на сложность выбранной темы, дети с родителями с большим интересом участвовали в этом проекте. Разработанный нами проект мы отправили на всероссийский творческий конкурс «Рассударики». Мы были награждены дипломом лауреата конкурса.

ПРОЕКТ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА».

Следующий этап – это средний дошкольный возраст. Нами был реализован долгосрочный познавательно-творческий проект "Занимательная математика", который проходил с октября по май 2015 года.

Лозунгом нашего проекта стали слова Л. С. Выгодского «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности его собственной мысли».

Нами была разработана системная паутинка. Создавая системную паутинку мы старались использовать нетрадиционные формы которые помогают в формировании базовых понятий в формировании элементарных математических представлений, адаптируют материал к возрастным особенностям детей. Например, в работе с детьми нами был использован метод эвристического направления «Вживание» - «вселение» ребенка в состояние изучаемого объекта, «очеловечивание» предмета. Мы помогали этому процессу: «Представь себе, что ты – круг. Какой ты? Из чего состоишь? С кем дружишь?».

В результате ребенок не только закреплял свои знания о фигуре, но у него была возможность пофантазировать, проявить своё творчество. Для развития логики и воображения мы применяли прием ТРИЗ - «Хорошо — плохо". Например, в качестве объекта выбирается треугольник. Положительные ассоциации детей — похож на крышу дома, устойчивый; отрицательные — не катается, колется. Дети познакомились с понятием геометрический фриз. Выполняя творческое задание, мы решали сразу несколько задач: развития творчества, закрепления знания фигур, цвета и развития логического мышления. С детьми мы сочиняли сказки о геометрических фигурах, где закрепляли знания о их свойствах.

Развивать творческое воображение, фантазию, конструктивные навыки нам помогали так же игры со счетными палочками,«Логические блоки Дьенеша» и «палочки Кюизенера.»

Таким образом, обогащая игровыми и сказочными сюжетами деятельность, повышали творческо-поисковую активность детей.

В мае мы нашу деятельность полностью вынесли на улицу. Мы искали на площадках предметы различной формы, сравнивали толщину стволов деревьев. Решали такие вопросы как: почему Илья дошел раньше до беседки, а Полина позже; почему одну палочку мы сломали легко, а другую с трудом.

Строили песочные замки и сравнивали их по высоте и ширине. Рисовали и дорисовывали фигуры на песке.

К нашему проекту мы подключили и узких специалистов. Было проведено развлечение " Ёлка в кроссовках". В музыкальной деятельности мы сравнивали длинные и короткие звуки, искали музыкальные инструменты похожие на заданную геометрическую фигуру.

Немаловажное значение при использовании нетрадиционных форм обучения имеет участие родителей в учебном процессе. Наш опыт показывает, что познавательная активность и заинтересованность детей существенно возрастают, если к организации образовательной деятельности привлекаются родители. Родители с удовольствие откликнулись на нашу просьбу, так как в нашей группе уже был опыт привлечения родителей в проектную деятельность. Дома дети и родители выполняли творческие задания - превращали фигуры в предметы. Результатом этой работы стал альбом «Геометрические фигуры». Также прошла выставка «Геометрический сад». Взрослые и дети выступили как равноправные партнеры взаимодействия. Стало заметно стремление родителей к участию в дальнейшей совместной работе. Итогом проекта стал совместный досуг с родителями «Занимательная математика».

Для реализации проекта в группе была создана предметно - пространственная среда: были подобраны игры математического содержания «Сравни и заполни», «Назови одним словом», «Подбери по величине», «Найди лишнюю фигуру», «Раздели на группы» и др. Различные виды Мозаик, наборы геометрических фигур, «Логические блоки Дьенеша» «палочки Кюизенера». Игры, развивающие внимание и логику, графические игры, «дорисуй задания на нахождение отличий между предметами, картинками», лабиринты. Для родителей воспитанников мы подготовили консультации и буклеты: «Развитие математических способностей у дошкольников», «Математика это интересно», «Математика дома», «Знакомство с геометрическими фигурами».

ПРОЕКТ «КНИГА – ЛУЧШИЙ ПУТНИК МОЙ И ДРУГ».

Следующим, реализуемым нами в группе, стал проект «Книга - лучший путник мой и друг». Он начался с ознакомления детей с устным народным творчеством. Еще великий русский педагог К. Д. Ушинский охарактеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения народа. Он подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок,

должна вводить его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии. В это многообразие мы и постарались окунуться с детьми. Нами использовались потешки во время умывания, колыбельные во время укладывания спать. Заучивали с детьми мирилки, голосянки и молчанки. Драматизировали потешки в лицах: «Где ты, брат Иван?», «Лисонька – лисичка», «Кисонька-мурысенька» и другие. Читали и драматизировали сказки. Была выпущена стенгазета «В гостях у сказки». Вместе с родителями была организованна выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой». Затем мы узнали, как появились книги, и какими они были. При ознакомлении детей с художественной литературой детей познакомились с разными жанрами художественных произведений: рассказы, сказки, стихи и др. Для расширения знаний детей знакомились не только с творчеством писателей, с их произведениями, но и их биографией. В процессе проекта дети познакомились с биографией девяти писателей. В течение этого времени, с детьми проводились ряд мероприятий, которые включали в себя: продуктивную деятельность, познавательно-исследовательскую деятельность (например: знакомясь с произведениями Л. Толстого, дети с в процессе экспериментальной деятельности установили, что очень трудно сломать связанный веник, но легко один прутик из веника). Проводились небольшие театрализованные представления, и демонстрировалось видео по теме проекта. Были подобраны словесные и дидактические игры: «Подскажи словечко», «Что за чем», «Угадай, к какой сказке иллюстрация», «Узнай героя сказки по описанию, «Перепутанные книжки» и др.

Воспитанники и их родители активно привлекались к участию в художественно-творческой деятельности в рамках выставок по темам: «Чудо-дерево», «Сказки Сутеева», «Утренние лучи» (К. Д. Ушинский, «Путешествие по произведениям В. Бианки». Творческие задания в проекте способствовали развитию интереса к художественным произведениям, стимулировали потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности. Итогом проекта стала творческая выставка детских работ «Мой любимый герой». В обогащении предметно-пространственной среды в группе, родители воспитанников приняли активное участие. Собранные силами родителей книги значительно пополнили библиотеку группы; были подобранны раскраски по изучаемым произведениям, иллюстрации, презентации и видео. Рядом с книжным уголком, мы поместили центр театрализованной деятельности. Мы считаем его одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка. В этой зоне мы разместили различные виды театров и внесли атрибуты для самостоятельной театрализованной деятельности детей. Чтобы дети могли обыграть услышанное произведение, или стать маленьким писателем и сочинить свою

сказку. К концу пятого года жизни, дети накопили определенный социальный опыт, что позволило им перейти на новый, развивающий уровень проектирования.

ПРОЕКТ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗДОРОВЬЯ».

Первая годовая задача ДОУ на 2016год звучит «Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни». Решить эти задачу мы решили через проведение проекта «Путешествие в страну Здоровья». В работе с детьми мы ориентировались не только на усвоение знаний и представлений, но и становление мотивационной сферы ребёнка его гигиенического поведения, реализации усвоенных знаний и представлений в реальном поведении детей. Мы учитывали, что ребёнок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье. Для реализации проекта мы определили три основных блока.

Блок первый «Моё здоровье и я», в этом блоке мы давали представление детям о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения, занятия спортом способствуют повышению умственной деятельности, вызывают эмоции и радостные ощущения, укрепляют здоровье, знакомили с понятиями «здоровье» и «болезнь», о значении сна в жизни человека.

Фомой реализации первого блока стал коллаж "Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья"; "Здоровье в наших руках"; стенгазета "Мы со спортом дружим, никогда не тужим", спортивное развлечение.

Во втором блоке «Мои помощники», мы формировали у детей простейшие культурно-гигиенические навыки, приучали детей следить за своим внешним видом. Рассказывали, чем полезно мыло, закрепляли правила пользования расческой, носовым платком и зубной щеткой. Познакомили детей с органами чувств человека. Уточнили, какое значение для человека имеют органы чувств, при восприятии им окружающего мира. Мы разработали правила ухода за органами чувств.

В третьем блоке «Питание и здоровье» мы разработали и провели комплекс дидактических игр и игровых упражнений, включили конструктивную, экспериментальную, образовательную и продуктивную деятельность с детьми задачами которых стали: дать представление о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека. Формой реализации третьего блока стала лепка: «Витамины с грядки», аппликация: «Вкусная каша», коллаж «Что полезно и вредно для зубов», «Каша - матушка наша», «Молока в достатке и мы в порядке», рисование: «Полезные продукты», «Фея круп» .

Нами был создан «Мини музей круп»

и Мини музей «Молочные продукты».

Для каждого блока создавалась своя развивающая среда. Подбирались дидактические игры, иллюстрации, книги. Дети были активными участниками и творчески подошли к пополнению предметно-пространственной среды в группе – помогали в оформлении стенгазет, коллажей. Итоговой точкой в проекте «Путешествие в страну здоровья» стал большой праздник для детей и родителей «Праздник правильного питания».

Подводя итоги реализации проекта «Путешествие в страну здоровья», хочется отметить следующее, что мы старались не вложить в голову ребёнка сумму определённых знаний и правил, а помочь ему задуматься о своём здоровье. И если это действительно произойдёт, если ребёнок проявит активный интерес в отношении своего здоровья, если в дальнейшем он научиться применять полученные знания в повседневной жизни, то, следовательно, с поставленной задачей мы справились.

ПРОЕКТ «ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ СОЛЬ».

Проект «Эта удивительная соль» также прошел плодотворно в нашей группе. Я спросила: «Откуда берется соль? А соль обыкновенная или какая-то особенная? А есть ли еще какие-нибудь свойства соли, о которых я даже не догадываюсь?» - с этими вопросами я обратился к ребятам моей группы. Так у нас с детьми появился проект «Эта удивительная соль». В ходе исследования мы узнали, что моря и океаны – неисчерпаемые источники соли, что соль добывается и из недр Земли. Соль – пищевой продукт. Мы доказали, что в обращении с солью следует, как и во всём, соблюдать норму. В больших количествах соль вредна, но без соли жизнь живых организмов невозможна. Мы провели опыт и вырастили кристаллы соли. Выпустили газету «Эта удивительная соль». В ходе проекта, старались показать детям, что в самом обыкновенном, скрыто много удивительного. И это удивительное можно найти, стоит только захотеть.

ПРОЕКТ «ХВОСТ КРЮЧКОМ, НОС ПЯТОЧКОМ».

К проекту «Хвост крючком, нос пятачком» с детьми мы пришли совершенно случайно. Я поделилась с детьми о том, что оказывается свинья входит в десятку умных животных. В разговоре с детьми я задала вопрос: «А почему

поросята любят лежать в грязи»? Так мы с детьми решили побольше узнать об этих животных. Проект прошел интересно, дети с удовольствием искали информацию, делали поделки. Заключительным этапом проекта была выставка детских поделок.

ПРОЕКТ «БЕРЕЗА, МОЯ БЕРЕЗОНЬКА».

К проекту «Береза, моя березонька», я подвела детей гуляя с ними по территории детского сада. Гуляя мы отметили, что у нас на территории

больше всего растет берез. В разговоре о березе, мы поняли, что знаем про нее очень мало и решили узнать побольше. В группе была создана развивающая среда по проекту. В результате работы в этой области дети узнали, что береза является символом России. познакомились с художественными произведениями, разучили стихотворения, пословицы поговорки.

Художественное - эстетическое развитие осуществлялось через рассматривание репродукций художников, где изображена береза в разные времена года, прослушивание музыкальных произведений.

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы, воспитала любовь и бережное отношение к природе. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. На основании исследования пришли к выводу: красота березки сделала ее символом России.

Проект наш закончился проведением викторины «Береза, моя березонька».

ПРОЕКТ «ЭТИ УДИВИТЕЛЬНЫЕ ЖИВОТНЫЕ».

Проект «Эти удивительные животные» стал показателем проведенной работы прошлых проектов. Сообщения детей, которые они готовили с родителями, стали более насыщенными и большими по объему. Родители отбирали с детьми познавательную информацию, помогали в подготовке рисунков, в создании предметно-пространственной среды группы. Дети стали проявлять более активный интерес в получение знаний по предложенным темам, в выборе интересующего материала. Проявился интерес и у малообщительных детей, они подготавливали материал и достойно выступали с сообщениями.

Таким образом, полученные знания и опыт детей: делать сообщения, высказываться, отстаивать свою точку зрения, сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи непременно помогут детям быть успешными в школе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Используя проектную деятельность, мы пришли к выводу, что это актуально и очень эффективно. Прежде всего, расширились знания детей об окружающем мире, дети учились самостоятельному поиску информации. Кроме того, произошло развитие общих способностей детей - познавательных, коммуникативных. У детей обогатился словарный запас.

Игры детей стали более разнообразными, а сами дети стали интересны друг другу. В процессе проектной деятельности укрепились детско-родительские отношения. Мы смогли вовлечь родителей в педагогический процесс и сделать участниками всех проводимых мероприятий, и надеюсь, дальнейших проектов.

Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на мою педагогическую работу. Проектирование требует ежедневного творческого, личностного роста, поиска новых форм работы с детьми. Реализация проектной деятельности подвела меня к переосмыслению собственной деятельности и даже некоторых ценностей. Помогла перестроить привычные формы взаимодействия в группе с детьми, узкими специалистами и родителями.

В заключение хочется процитировать слова Джорджа Бернарда Шоу: «Единственный способ что-то узнать — что-то делать»

Список литературы

1. Боровлева А. В. Проектный метод – как средство повышения качества образования / А. В. Боровлева // Управление ДОУ. – 2006. - №7.

2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Н. Е Веракса, А. Н. Веракса. – М.: Мозаика - Синтез, 2008. – 112 с.

3. Захарова М. А., Костина Е. В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. М. А Захарова, Е. В. Костина. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 64 с.

4. Ильин Г. Л. Теоретические основы проектного образования. Г. Л. Ильин. – Казань, 1995. – 74 с.

5. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. Л. Д. Морозова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.

6. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. /Л. Д. Морозова// Ребенок в детском саду. – 2010 №2 – С. 7

7. Патронова И. Проектный метод/И. Патронова // Дошкольное воспитание. - 2007 №3 – С. 81

Публикации по теме:

Презентация «Исследовательская и экспериментальная деятельность дошкольников как условие развития познавательной активности» Организация развивающей среды для экспериментирования в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование.

Из опыта работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Ребёнок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. На протяжении.

Консультация «Музыка, как одно из средств физического развития детей» .

Опыт работы «Музыкально-ритмические движения как одно из средств воспитания и развития дошкольников» Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение Детский сад №2 комбинированного вида Обобщение опыта работы Тема:.

Опыт работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через совместную проектную деятельность»Опыт работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через совместную проектную деятельность» Содержание Введение Актуальность Теоретическая база Результативность Введение.

Отчёт по теме самообразования «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей» 1. Обоснование выбора темы. В 2017-2018 учебном году была определена тема самообразования «Проектная деятельность как средство развития.

Поисково-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста «Поисково-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» Прежде чем давать.

Программа самообразования «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей 4–5 лет» МБДОУ детский сад № 16 «Жемчужинка» Программа самообразования на 2018-2019г. воспитателя Иткиной Ирины Владимировны Тема: «Проектная.

Протокол педсовета «Знакомство с окружающим миром как одно из средств развития словаря у детей дошкольного возраста» Протокол №3 заседания педагогического совета с. Семьяны 20.02.2018г. Присутствовали 10 человек: Новоселова О. П., Серова Е. С., Кузнецова.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Транспорт
  • Учимся считать
Автор публикации:
Опыт работы «Проектная деятельность как одно из средств развития познавательной активности детей»
Опубликовано: 8 января 2019 в 11:04
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 октября. Выставка самодельной посуды на МААМ

Посуда как часть нашей повседневной жизни сопровождает нас тысячелетиями. От первого глиняного кувшина и котелка до современных высокотехнологичных кастрюль – такова история развития посудной цивилизации....

23 октября. День рождения Джанни Родари

Кто не знает озорного, храброго, никогда не унывающего мальчика-луковку Чиполлино? Не будем ручаться за весь мир, но в России и СНГ этого сказочного героя знают абсолютно все. Ведь Чиполлино много лет...

Отчет о летней оздоровительной работе
На период летнего оздоровительного периода перед МДОУ детский сад № 8 «Жемчужинка» были поставлены следующие цели и задачи. Цель: • Создание максимально...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Улыбка» (4–5 лет) на...
Интеграция образовательных областей: • «Речевое развитие» ( развитие речи. • «Познавательное развитие» ( математические представления) •...
Консультация для родителей «Домашняя работа для пальчиков»
Консультация для родителей «ДОМАШНЯЯ РАБОТА ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ» Занятия пальчиковыми играми со стихотворным проговариванием способствуют расширению словарного...