Лебедева А С
Опыт работы «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через нетрадиционные приемы рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через нетрадиционные приемы рисования.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в
детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Опыт работы „Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через нетрадиционные приемы рисования“» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Актуальность моей работы связана с тем, что жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкого, творческого мышления.
Сегодня необходимым условием качественного образования является такая его направленность, которая нацелена на раскрытие и развитие творческого потенциала обучающегося, его творческой индивидуальности, креативности.
Нельзя не согласиться с А. Маслоу, который писал о потребности общества в большем количестве креативных людей и о построении в связи с этим новой креативной концепции обучения, направленной на развитие творческих способностей. Таким образом, одной из основных характеристик современного общества, образования, человека должна выступать креативность как способность к сотворению нового, способность к творческому преобразованию реальной действительности. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Современное общество требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкого, творческого мышления. Поэтому сегодня очень востребованы творческие личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно мыслить и решать новые жизненные проблемы.
Заняться проблемой детского творчества меня подтолкнули наблюдения за работой детей с изобразительными материалами. Наблюдая за детьми, заметила, что результат в приобретении детьми знаний и умений, навыков в рисовании неплохой — они работают разными материалами, осваивают различные приемы и способы рисования. Но главное, в работах детей — не было фантазии и творчества.
Целью моего педагогического опыта является развитие творческих способностей дошкольников на основе изучения и освоения нетрадиционных техник рисования. Необычные техники рисования напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей.
Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами это увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник
Способствует снятию детских страхов;
Развивает уверенность в своих силах;
Развивает пространственное мышление;
Учит детей свободно выражать свой замысел;
Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
Учит детей работать с разнообразным материалом;
Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
Развивает мелкую моторику рук;
Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка :
* Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
* Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
* Внимания и усидчивости;
* Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в тои, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать с помощью мыльных пузырей, ставить кляксы на бумаге и получать забавный рисунок. Ведь ребенок очень любит быстро достигать результата в своей работе.
Я работаю с детьми среднего возраста (4 – 5 лет). Их знакомлю с такими техниками:
- тычок жесткой полусухой кистью,
- печать поролоном,
- печать пробками,
- восковые мелки + акварель,
- свеча + акварель,
- свеча + гуашь (гратаж,
- отпечатки листьев,
- рисунки из ладошки,
- рисование ватными палочками,
- волшебные веревочки (ниткография).
Хочу поделиться еще одним способом нетрадиционного рисования. Совсем недавно у нас была тема недели «Быть здоровым я хочу». Я с детьми попробовала новый способ рисования – рисование пузырчатой пленкой. Вот мы и украсили фрукты и овощи нетрадиционным методом.
Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов. Например - рисование цветными (можно применять и восковые) мелками по наждачной бумаге.
Рисование на глине.
Рисование на клею.
Отпечатки морковью, пластиковой бутылочкой.
Тычок жесткой полусухой кистью.