Папки-передвижки

Опыт работы «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством использования Су-Джок терапии» (2 фото)

Рауза Тахташева
Опыт работы «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством использования Су-Джок терапии»

Опыт работы «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством использования Су-Джок терапии»
Фото «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством использования Су-Джок терапии»

Одним из приоритетных направлений образовательной деятельности является развитие речи детей, развитие познавательной активности и художественно-эстетическое развитие, забота о здоровье дошкольников.

Публикация «Опыт работы „Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством использования Су-Джок терапии“» размещена в разделах

Уровень развития познавательной сферы ребенка, речевое и художественно-эстетическое развитие находятся в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики и общей умелости руки.

По результатам педагогической диагностики по методике Н. О. Озерецкого и Н. И. Гуревича на первоначальном этапе у большинства детей было отмечено общее моторное отставание :

- мелкая моторика отстаёт от возрастной нормы у 45% дошкольников. Движения детей скованные, координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; линии при рисовании прерывистые, ломаные;

- у 35% воспитанников мелкая моторика развита удовлетворительно. Эти дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги. Дети умеют правильно держать карандаш, линии чёткие, ровные;

- сформирована достаточно хорошо мелкая моторика всего лишь у 20% воспитанников. У них хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями дети справляются быстро и легко.

По результатам анкетирования родителей 80% осознают важность активизации деятельности по развитию мелкой моторики пальцев рук (в основном родители отмечают, что развитие мелкой моторики является необходимым условием подготовки к школьному обучению). Однако 52% родителей не знают, какие методы и приемы при этом целесообразно использовать.

Таким образом, в ходе анализа результатов педагогической диагностики дошкольников, анкетирования родителей возникла необходимость повышения эффективности деятельности по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста используя при этом как традиционные так и не традиционные технологии.

Мною была определена тема опыта «Развитие мелкой моторики рук посредством использования Су-Джок терапии».

Актуальность опыта. В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики, познавательного, эмоционально-волевого и речевого развития.

Очевидно, что именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются развитие мелкой моторики, так как в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.

Следует отметить, что уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом.

Я считаю, что использование Су-Джок терапии является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие мелкой моторики.

Однако, при организации деятельности по развитию мелкой моторики возникли следующие противоречия:

- между традиционным подходом к содержанию и организации педагогической деятельности по развитию мелкой моторики и потребностью введения новых технологий;

- между объективной потребностью в развитии мелкой моторики у дошкольников и отсутствием системного решения данного вопроса в практике работы с детьми;

- между необходимостью развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста и недостаточно эффективным взаимодействием с родителями по данной проблеме.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в повышении эффективности педагогической деятельности по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством использования Су-Джок терапии.

Длительность работы.

Работа над опытом охватывает период с 2014-2015 учебного года по 2015-2016 учебный год.

I этап - констатирующий, сентябрь - октябрь 2014 года, на котором была выявлена проблема, изучена и проанализирована научно – методическая литература по исследуемой проблеме, подобран диагностический материал и проведена начальная педагогическая диагностика.

II этап – формирующий, ноябрь 2014 года – апрель 2016 года. На данном этапе был реализован системный подход по развитию мелкой моторики рук у дошкольников посредством использования Су-Джок терапии.

III этап – контрольно-прогностический, май – август 2016 года, на данном этапе осуществлялась статистическая обработка, анализ и систематизация полученных данных с формулировкой выводов и практических рекомендаций.

Диапазон опыта представлен единой системой «совместная деятельность взрослых и детей — самостоятельная деятельность дошкольников» по развитию мелкой моторики.

Теоретическая база опыта.

Теоретическую основу данного опыта составляют исследования педагогов и психологов в области развития моторного аппарата у детей дошкольного возраста : Большакова С. Е., Ермакова И. А., Кольцова М. М., Строгонова И. А.

В. А. Сухомлинский писал: «истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом., тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».

Основываясь на анализе ряда работ отечественных педагогов-психологов Тимофеевой Е. Ю. [11], Лопухиной И. С. [7], Чистяковой М. И. [12] раскрывающих закономерности и факторы психического развития детей дошкольного возраста,я сделала вывод о целесообразности использования Су-Джок терапии в практике работы с дошкольниками.

Авторские разработки Бардышевой Т. Ю. [3], Цвынтарного В. В. [13] были использованы мною в ходе организации педагогической деятельности с дошкольниками, просветительской и методической работы с родителями по использованию Су-Джок терапии.

Су-Джок терапия - одна из нетрадиционных здоровьесберегающих технологий («Су» по-корейски - кисть, «Джок» - стопа). Она считается одной из лучших систем самооздоровления, так как основана на традиционной акупунктуре и восточной медицине. Су-Джок терапия - метод точечного воздействия на кисть и стопу.

Учебно-методические пособия Акименко В. М. [2], Швайко Г. С. [14], Соколовой Ю. А. [10] легли в основу создания электронного банка игр и игровых упражнений, комплекса массажа по развитию мелкой моторики у дошкольников посредством использования Су-Джок терапии.

Данные методические материалы стали основой организации совместных мероприятий взрослых и детей в рамках реализации проекта «Использование Су Джок терапии в речевом развитии детей дошкольного возраста» в группе. (Приложение 3)

Новизна опыта состоит в создании системы применения Су-Джок технологии, направленной на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Этот опыт может быть реализован в дошкольных образовательных организациях различного типа и вида в работе с детьми в возрасте от 4 до 7 лет. Его реализация не требует дополнительных затрат к материально-технической базе ДОУ и коррекции режима дня дошкольников.

Раздел II.

Технология опыта

Целью данной работы является повышение эффективности педагогической деятельности по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством применения Су-Джок терапии.

Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи:

- развивать координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье;

- развивать речь и познавательную активность дошкольников, воображение и наглядно-образное мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

- создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми;

- вовлекать родителей в совместную педагогическую деятельность.

Решению поставленных задач способствовала созданная педагогом развивающая предметно-пространственная среда, предполагающая развитие широкого круга детских интересов и форм деятельности.

Работа по использованию Су-джок терапии для развития мелкой моторики осуществлялось как в совместной деятельности взрослых и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

При этом сотрудничество строилось на основе следующих принципов деятельности:

- принцип научности предполагает использование в педагогической деятельности научно обоснованных и практически адаптированных технологий;

- принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в непрерывности процесса развития моторного аппарата и предполагает тесное взаимодействие педагогов ДОУ;

- принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков;

- принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания в повседневной жизни;

- принцип повторения умений и навыков – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы;

- принцип индивидуально – личностной ориентации предполагает то, что главной целью педагогической деятельности становится ребенок. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков;

- принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок;

- принцип успешности заключается, в том, что на первом этапе ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить;

- принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества;

- принцип целостно – смыслового равенства взрослого и ребенка подразумевает, что педагогом создаются условия для наиболее полного раскрытия личности ребенка, педагог старается максимально развить способности детей;

- принцип индивидуального выбора решает задачу формирования у ребенка делать сознательный, правильный для себя выбор;

- принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья;

- принцип взаимодействия ДОО и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе;

- принцип результативности предполагает получение положительного результата педагогической деятельности.

Работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством использования Су-Джок терапии проводилась планово, систематически, постоянно, по следующим направлениям:

- организация педагогической деятельности с детьми;

- совместная деятельность с семьями воспитанников.

Она охватывала все виды детской деятельности (игровую, коммуникативную, трудовую, двигательную, познавательно-исследовательскую, музыкально-художественную, продуктивную, восприятие художественной литературы) и была организована педагогом так, что каждый ребенок получал возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности.

Содержание игр, игровых упражнений, комплексы массажа направленные на развитие мелкой моторики у дошкольников разрабатывались с учётом возрастных особенностей детей, предусматривая «зону ближайшего развития», а также с учетом реальных условий и возможностей детского сада.

Методика работы с детьми была построена на основе деятельностного подхода, что является актуальным в свете реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Развивая творческую активность в ходе деятельности, автор опыта учитывала ряд особенностей: уважение к личности ребёнка, принятие его целей, интересов, создание условий для самоопределения и самореализации.

Педагогическая целесообразность опыта заключалась в выбранной тактике использования традиционных и нетрадиционных технологий для развития мелкой моторики через вовлечение в деятельность всех участников образовательных отношений.

Основным механизмом для достижения цели и объединяющим педагогов, детей и родителей, являлись формы совместной деятельности обозначенные в проекте «Использование Су-Джок терапии в речевом развитии детей дошкольного возраста».

Построение системы деятельности предполагало преимущественное использование наглядно-практических, игровых методов и приемов, способов организации совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

Работа началась с анализа общего моторного состояния детей старшей группы. Было проведено анкетирование родителей. Автором опыта был подобран методический материал по данной проблеме.

Детям были представлены необходимые атрибуты для массажа пальцев и ладошки. Во время работы с атрибутами Су-Джок терапии, дети повторяли слова и выполняли действия в соответствии с текстом.

Действия с шариками «ёжиками» были направлены на стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук, тем самым, способствуя развитию речи, а так же оказывали благотворное влияние на весь организм.

Использование Су-Джок шаров в упражнении «Один-много», «Назови ласково» с детьми 5-6 лет было направлено на совершенствование лексико-грамматических категорий.

Дети вместе с воспитателем сочиняли сказки, используя массажные действия с шариками. Или инсценировали уже известные. Тем самым развивалась речь детей, пополнялся словарный запас, совершенствовалось звукопроизношение и действия ребенка.

Для сенсорного развития дошкольников педагог использовала шарики «ежики» разного цвета. Детям предлагалось разложить шарики в коробки в соответствии с цветом, размером и т. д.

Действия с Су-Джок шариком благотворно влияли на самочувствие детей, приводили в тонус организм, поднимали настроение и, следовательно, достигался положительный эффект от массажа.

Массаж эластичным кольцом помог стимулировать работу внутренних органов, так как все тело человека проецируется на кисть и стопу, а так же на каждый палец руки. Кольцо одевали на палец, одновременно проговаривая стихотворение, и проводили массаж до покраснения и появления ощущения тепла. Эту процедуру повторяли несколько раз в день.

Эластичные кольца использовались воспитателем при совершенствовании навыков пространственной ориентации, развития внимания, памяти. Дети выполняли инструкции взрослого.

Играя со мной в игру «Угадай правильно», ребёнок закрывал глаза, взрослый одевал колечко на любой его палец, открыв глаза, ребёнок должен был назвать, на какой палец одето колечко. Таким образом, происходит формирование познавательных действий, развитие наблюдательности, внимания.

Совместно с детьми и родителями мною была сделана подборка стихотворений – основ («Раз, два, три, четыре, пять…», «Кошка на дорожке», «Расскажи-рассмеши» и т. д., загадок, с сопровождением их комплексом пальчиковых упражнений, придуманных самими детьми. Данная подборка использовалась для создания игровых разминок, пальчиковых гимнастик, упражнений по общей моторике.

Часто использовались дидактические игры с приоритетным использованием тактильных и моторно-двигательных навыков. Такие игры способствовали созданию положительного эмоционального фона, воспитывали усидчивость, формировали положительную мотивацию на занятии.

С детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) продолжили активно использовать Су-Джо шары при совершенствовании лексико-грамматических категорий: упражнения «Скажи наоборот», «Кто в каком домике живет», «Чудесный мешочек», «Шарик кати - слово говори».

Су-Джок шары использовались для развития двигательных функций организма при выполнении гимнастики. Данная форма работы оказала положительное влияние на оптимизацию самостоятельной двигательной деятельности детей, способствовала воспитанию личностных качеств, заняла ведущее место в работе с детьми и родителями по формированию у воспитанников потребности в здоровом образе жизни.

Шары активно использовались в совместной деятельности педагога с детьми 5-7 лет для звукового анализа слов: по заданию воспитателя дети показывали соответствующий обозначению звука шарик (красный, синий, зеленый).

Использовались шарики и при совершенствовании навыков употребления предлогов «Ловко с шариком играем и предлоги называем».

Упражнение «Раздели слова на слоги» с использованием Су-джо шаров было направлено на работу по слоговому анализу слов (ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов). Решающее значение при этом имела регулярность повторений и закрепление движений, положительный эмоциональный фон, создаваемый путем одобрения, подчеркивания важности и результативности деятельности ребенка.

С целью совершенствование навыков пространственной ориентации, ориентировки в схеме тела, развитие памяти, внимания использовались игровые упражнения : «Лево-право различаю, каждый свой я пальчик знаю», «Слушай и запоминай, повторяй и выполняй».

Используя данную технологию, воспитатель вместе с детьми создали обучающий сборник «Азбука движений».

Практика работы с детьми подтвердила, что наиболее полные представления у них возникают при включенности восприятия в практическую деятельность: в этом случае общее и диффузное представление о предмете или явлении в дальнейшем сменяется более определенным и детальным.

Использование Су-Джок терапии способствовало формированию у дошкольников пространственного воображения, а так же воспитанию усидчивости, внимания, точности и координации.

Участие родителей в совместной деятельности наполнило ее новым содержанием, позволило использовать личный пример взрослых, изучить положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его.

Совместно с детьми и родителями был разработан исследовательский проект «Все о Су-Джок технологии». В ходе реализации проекта дети узнали историю возникновения данной технологии, были сформированы представления о разных видах пальчиковой гимнастики. Итогом реализации проекта стало: снижение уровня заболеваемости детей; становление и проявление у них здоровьесберегающей компетенции; укрепление психического здоровья; развитие познавательной активности дошкольников; повышение у дошкольников уровня адаптации к окружающему миру; повышение уровня компетентности родителей.

Таким образом, Су - Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод развития мелкой моторики.

Использование Су-Джок технологии в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствовало повышению физической и умственной работоспособности детей, была создана функциональная база быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком.

Опыт работы показал, что развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством использования Су-Джок терапии актуально на сегодняшний день. Участники образовательных отношений приобрели социальный опыт совместной деятельности и установили отношения, основанные на чувстве общности и доверии, научились сочетать собственные интересы и интересы других, обогащая свой опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений.

Раздел III.

Результативность опыта

Для того чтобы выяснить уровень сформированности мелкой моторики у детей дошкольного возраста, мною на заключительном этапе работы была проведена педагогическая диагностика по методике Н. О. Озерецкого и Н. И. Гуревича.

Анализ данных показал, что в результате использования Су-Джок терапии в развитии мелкой моторики у дошкольников наблюдается положительная динамика.

- Мелкая моторика отстаёт от возрастной нормы у 10% дошкольников. Движения детей скованные, координация движений рук нарушена.

- У 28% воспитанников мелкая моторика развита удовлетворительно. Эти дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений, дети умеют правильно держать карандаш, линии чёткие, ровные.

- Сформирована достаточно хорошо мелкая моторика у 62% воспитанников. У них хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями дети справляются быстро и легко.

Таким образом, можно сделать вывод, что организация педагогической деятельности по использованию Су-Джок терапии повлияла на эффективность работы по развитию мелкой моторики у дошкольников. Кроме того, привлечение родителей к участию в работе по данному направлению способствовало эмоциональному и психологическому сближению родителей и детей, осознанию родителями единства позиций детского сада и семьи в понимании перспектив развития ребенка.

Публикации по теме:

Формирование у детей среднего дошкольного мелкой моторики посредством использования пальчиковых игр Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников и младших школьников, единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая.

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста посредством методики «Пальчиковые шаги» Достаточно часто младшие дошкольники испытывают трудности, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности.

Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством пальчикового рисования» Цель мастер-класса: - познакомить педагогов ДОУ с опытом работы по теме «Развитие мелкой моторики рук посредством пальчикового рисования»;.

Опыт работы по теме «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников посредством занятия оригами» Опыт работы по теме: «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников посредством занятия оригами» Воспитателя МДОУ детский сад №10 города.

Опыт работы «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста» 1. ВВЕДЕНИЕ Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить.

Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с помощью использования нетрадиционных техник в аппликации. Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с помощью использования нетрадиционных техник в аппликации 2 слайд Известный.

Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством работы с нитьюРазвитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством работы с нитью Система образования направлена на интеллектуализацию современных детей, то есть огромное внимание уделяется тому, чтобы ребенок умел читать,.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Сообщение из опыта работы «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством различных видов деятельности» «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности» (Постоянно действующий семинар на тему «Влияние.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования Исследовательская работа Выполнена: воспитателем МАДОУ «ЦРР «Умка» Галиевой Лейлой Расиховной город Новый Уренгой. Изобразительная деятельность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством использования Су-Джок терапии»
Опубликовано: 24 февраля 2017 в 21:12
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД