Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности

Людмила Румянцева
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» - писал В. А. Сухомлинский. [7,с. 220]

Одним из эффективных приёмов развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста является изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Она глубоко волнует ребёнка, вызывает положительные эмоции, заставляет работать пальчики, развивает координацию их движений. В процессе изобразительного творчества, манипуляцией с материалами идёт естественный массаж биологически активных точек, расположенных на ладонях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии ребёнка, формируется общая умелость рук, в том числе и мелкая моторика, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе.

Проблемой развития нетрадиционных техник изодеятельности занимались: Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова и др.

Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, для развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации.

Поэтому мы предлагаем использовать в работе с дошкольниками помимо стандартных и нетрадиционные техники изобразительного искусства. Нетрадиционные техники изобразительного искусства – это способы создания нового, оригинального. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. За счёт использования различных изобразительных материалов, новых технических приёмов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша) создаются условия для развития мелкой моторики.

Существует много различных видов нетрадиционных техник изобразительной деятельности – это рисование пальчиками, кляксография, пластилинография, салфеточная аппликация, квиллинг, торцевание, оригами и многое другое. Каждая техника по-своему хороша и положительно влияет на развитие мелкой моторики дошкольника. Самое главное – это правильное использование. Не нужно хвататься за всё и сразу, а выбрать для себя что-то интересное. И, конечно же, немаловажен индивидуальный подход к детям и их возрастные возможности.

Мы хотим немного поделиться своим опытом работы в данной области и рассказать о некоторых видах нетрадиционных техник изодеятельности.

С детьми младшего возраста мы начинали свою работу с рисования пальчиками и ладошками. Это очень увлекательное занятие. Дети с удовольствием начинают пальчиками исследовать новый для себя материал – гуашь, создают красочные работы (как индивидуальные, так и коллективные). Начинает развиваться воображение детей. Обычные «отпечатанные» ладошки, путём дорисовки каких-то мелких деталей, превращаются в животных, птиц и многое другое. Таким образом, можно создавать целые картины.

В среднем возрасте мы познакомили детей с салфеточной аппликацией, пластилинографией.

Салфеточная аппликация хороша тем, что доступна маленьким детям, не требует особых материальных затрат. Дети с удовольствием скатывают из небольших кусочков бумажных салфеток шарики и наклеивают их на основу. Вначале шарики получаются рыхлые, не плотные, т. к. пальчики ещё не в совершенстве справляются с данной задачей. Поэтому работы получаются простые, например «мимоза», «снежок» и др. В дальнейшем, когда пальцы рук детей более адаптированы к данной задаче, работы можно усложнить. Детям предлагаются основы с нарисованными на них контурами каких то предметов, животных, птиц и др. Эти контуры заполняются салфеточными шариками. Работы получаются красочными, яркими. В каждой работе проявляется индивидуальность ребёнка.

Пластилинография – новый вид нетрадиционной техники изодеятельности. Основной материал – пластилин. Представляет собой создание лепных картин на горизонтальной поверхности. Данная техника является более сложной, нежели предыдущие, т. к. требует больших усилий работы пальцев, усидчивости. Но не смотря на это тоже нравиться детям. Работы получаются неординарными, индивидуальными.

Положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывают квиллинг и торцевание. Они вносят определённую новизну в нашу деятельность, делают её более увлекательной и интересной. Но использовать эти виды нетрадиционных техник изодеятельности мы советуем в работе с более старшими детьми.

Квиллинг – бумагокручение – искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Данная техника не требует значительных материальных затрат для её освоения. Однако и простым бумагокручение не назовёшь, т. к. для достижения достойного результата необходимо проявить терпение, усидчивость, ловкость и аккуратность. Работа пальцев в данном случае более кропотлива и требует определённых навыков. Но дети с удовольствием пробуют, учатся каждый в силу своих индивидуальных способностей достигает определённых результатов.

Торцевание – это одна из новых нетрадиционных техник изодеятельности. Ещё малоизвестная, но очень быстро обретает новых поклонников и завоёвывает популярность. Очень красивая и при этом лёгкая техника изготовления детских поделок. С помощью торцевания можно создавать объёмные картины, украшать различные предметы. Элемент «торцовка» - представляет собой сжатый виде воронки или конуса кусочек мягкой бумаги. Именно из таких элементов и создаётся задуманная работа. Очень похожа на салфеточную аппликацию, но более сложная. Данная техника в своей работе так же требует усидчивости, терпения и аккуратности. Изготавливаемые элементы требуют более точной и ловкой работы пальцев. Но полученный впоследствии кропотливой работы результат приносит колоссальное удовлетворение.

Мы поделились только некоторыми нетрадиционными техниками, но их достаточно много. И все они уникальны, интересны, индивидуальны. Каждая из них имеет свою эффективность в развитии мелкой моторики рук дошкольника. Так же хочется добавить, что занятия нетрадиционной изодеятельностью позволяют развивать не только мелкую моторику, но и фантазию, воображение, память, речь, повышает интерес детей к учебным мероприятиям. Ещё раз хочется добавить, что применение нетрадиционных техник изобразительной деятельности способствует активизации творческого потенциала личности дошкольника.

Список литературы:

1. Белинова Н. В. Дискурсивный подход к системе дошкольного образования/Н. В. Белинова//Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. -2009. -№2. -С. 43-46.

2. Бобкова Е. В. «Занятия квиллингом для детей старшего дошкольного возраста» (Электронный ресурс). – Режим доступа: www.festival.1september.ru > articles.

3. Давыдова Г. И. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Москва «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.

4. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Москва, издательство «Карапуз – Дидактика», 2007г.

5. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей». СПб, КАРО, 2010г.

6. Суздальцова А. «Применение нетрадиционной техники – пластилинографии, в изобразительной деятельности детей» (Электронный ресурс). – Режим доступа: www.maam.ru > plastilinografiya.

7. Сухомлинский В. А. «Сердце отдаю детям». Киев, «Радянська школа», 1969г.

Яковлева Е. В. «Торцевание как средство развития мелкой моторики у дошкольников. Педагогический опыт: теория, методика, практика».

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики младших дошкольников посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие мелкой моторики младших дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев". Чтобы заинтересовать ребенка.

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста посредством методики «Пальчиковые шаги» Достаточно часто младшие дошкольники испытывают трудности, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности.

Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством пальчикового рисования» Цель мастер-класса: - познакомить педагогов ДОУ с опытом работы по теме «Развитие мелкой моторики рук посредством пальчикового рисования»;.

Проект «Художественно-эстетическое развитие детей посредством нетрадиционных форм изобразительной деятельности» Художественно-эстетическое развитие – это развитие творческого потенциала ребенка, образного и ассоциативного мышления, самостоятельности.

Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с помощью использования нетрадиционных техник в аппликации. Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с помощью использования нетрадиционных техник в аппликации 2 слайд Известный.

Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством работы с нитьюРазвитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством работы с нитью Система образования направлена на интеллектуализацию современных детей, то есть огромное внимание уделяется тому, чтобы ребенок умел читать,.

Развитие мелкой моторики с использованием пальчиковой гимнастики и нетрадиционных техник изобразительной деятельности «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник.

Развитие у детей стойкого интереса к изобразительной деятельности с помощью нетрадиционных техник рисования (кляксография)Развитие у детей стойкого интереса к изобразительной деятельности с помощью нетрадиционных техник рисования (кляксография) Тема: «Краски осени» Задачи: • Развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности с помощью нетрадиционной техники. Стимулировать.

Сообщение из опыта работы «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством различных видов деятельности» «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности» (Постоянно действующий семинар на тему «Влияние.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования Исследовательская работа Выполнена: воспитателем МАДОУ «ЦРР «Умка» Галиевой Лейлой Расиховной город Новый Уренгой. Изобразительная деятельность.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Искусство
  • Искусство
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности
Опубликовано: 9 февраля 2017 в 13:18
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий приема учащихся 5 класса в школьную детскую организацию
ПРИНЯТИЕ ПЯТИКЛАССНИКОВ В ДОО «РАССВЕТ» фанфары Вед. 1:Здравствуйте мальчишки и девчонки! Вед. 2:Добрый день уважаемые классные руководители. Вед. 1:...
Видеоотчёт об участии учениц 1 класса в фестивале художественной самодеятельности с...
Добрый вечер, уважаемые коллеги. Представляю вашему вниманию видеоотчет участия учениц 1 класса в районном этапе Республиканского фестиваля художественной...
Конспект НОД по аппликации в средней группе «Тюльпаны — весенние цветы»
Конспект НОД по художественному творчеству ( аппликация) в средней группе Тема: «Тюльпаны – весенние цветы» Цель: формирование экологического восприятие...
Конспект занятия по лепке «Тигрёнок»
Программные задачи:продолжать учить детей изображать фигуру животного ( тигра, используя знакомые приемы лепки- "сплющивание", "прищипывание", соединять...
Поделки из бросового материала
В нашем детском саду прошел конкурс на тему " Поделки из бросового материала". Дети подготовительной группы т совместно с родителями приняли активное...