МААМ-картинки

Развитие речи детей второй младшей группы с помощью нетрадиционных пальчиковых игр

Марина Дука
Развитие речи детей второй младшей группы с помощью нетрадиционных пальчиковых игр

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 19 города Крымска

Муниципального образования Крымский район

Опыт работы

Тема: «Развитие речи детей второй младшей группы с помощью нетрадиционных пальчиковых игр».

Автор : воспитатель МБДОУ детского сада

комбинированного вида № 19

Дука Марина Николаевна

Крымск 2014

Содержание.

Публикация «Развитие речи детей второй младшей группы с помощью нетрадиционных пальчиковых игр» размещена в разделах

I. Введение (обоснование выбора темы, актуальность, новизна, педагогическая идея, длительность работы над опытом, диапазон опыта).

II. Теоретическая часть (научное обоснование выбранной темы).

III. Практическая часть.

1. Цели и задачи педагогического опыта.

2. Этапы реализации опыта.

3. Система работы по использованию нетрадиционных пальчиковых игр во второй младшей группе.

4. Виды нетрадиционных пальчиковых игр.

5. Пополнение предметно-развивающей среды, в соответствии с ФГОС ДО.

6. Работа по развитию речи детей с помощью нетрадиционных пальчиковых игр во всех видах учебно-игровой деятельности в режимных моментах.

7. Методы и приемы при проведении нетрадиционных пальчиковых игр.

8. Принципы, используемые в работе по развитию речи с использованием нетрадиционных пальчиковых игр.

9. Рекомендации по проведению нетрадиционных пальчиковых игр с ребенком.

10. Работа с родителями.

IV. Заключение.

V. Список литературы

VI. Приложения.

1. Анализ диагностики второй младшей группы по образовательной области «Развитие речи», проведенной в соответствии с ФГОС ДО, на начало 2014-2015 учебного года.

2. Перспективный план проведения нетрадиционных пальчиковых игр во второй младшей группе на 2014-2015 учебный год.

3. Картотека самомассажа в стихотворной форме для кистей и пальцев рук.

4. Картотека нетрадиционных пальчиковых игр с прищепками.

5. Картотека пальчиковых игр с использованием массажного мяча и колец «Су-джок».

6. Схемы нетрадиционных пальчиковых игр со спичками.

7. Картотека пальчиковых игр со счетными палочками.

8. Картотека нетрадиционных пальчиковых игр с крышками от бутылок.

9. Трафареты игр для рисования веревочками.

10. Игры с прищепками, способствующие развитию творческого воображения, расширению и активизации словаря дошкольника, развитию памяти, внимания

11. Нетрадиционные пальчиковые игры с пуговицами.

12. Схемы рисования крупами по образцу.

13. Картинки для выкладывания пуговичной мозаики.

14. Нетрадиционные пальчиковые игры с сыпучими материалами.

15. Консультация для родителей ««Использование самомассажа кистей и пальцев рук с детьми второй младшей группы».

16. Консультация для родителей ««Использование массажера «Су-джок» в развитии речи у детей».

17. Буклет для родителей «Нетрадиционные пальчиковые игры с прищепками».

18. Буклет для родителей «Нетрадиционные пальчиковые игры с пуговичками».

19. Памятка для родителей «Рисуем крупой».

20. Памятка для родителей «Волшебные пробки».

21. Папка-передвижка «В игры с пальцами играем, речь свою мы развиваем».

22. Родительское собрание «Влияние пальчиковых игр на речевое развитие детей».

23. Семинар-практикум «Нетрадиционные пальчиковые игры для детей второй младшей группы».

24. Презентация «Нетрадиционные пальчиковые игры для детей второй младшей группы».

25. Анализ промежуточной диагностики второй младшей группы по образовательной области «Развитие речи», проведенной в соответствии с ФГОС ДО в январе 2015 года.

I. Введение.

«Чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребенок»

(В. А. Сухомлинский)

В процессе своей работы я заметила, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, то в конце XX - начале XXI века их стало 55,5% (данные М. Е. Хватцева). То есть, уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему?

Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них очень заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео.). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.).

Что же делать? Как помочь нашим детям?

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движении пальцев рук.

Особое место в играх, направленных на развитие речи, занимают игры, направленные на развитие мелкой моторики – пальчиковые игры.

На протяжении всего дошкольного возраста характерна особая заинтересованность предметным миром, ребенок хочет все потрогать, все взять в руки, поэтому становится актуальным обращение к пальчиковым играм и упражнениям как средству освоения окружающего мира. Они играют особую роль в развитии мелкой моторики рук, которые «тревожат» речевые зоны головного мозга и активно развивают звуковую культуру речи дошкольников.

Занятия пальчиковой гимнастикой, игры и упражнения для развития мелкой моторики помогут ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.

Пальчиковые игры как методическое средство хороши еще тем, что не требуют особой подготовки, их можно быстро организовать; они непродолжительны во времени. Их использование играет большую роль для развития речи детей, подготавливает ребенка к рисованию и письму, так как кисти руки приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать в целом речь ребенка.

В начале 2014-2015 учебного года я проанализировала методические рекомендации к программе «Детство», по которой работает ДОУ, пришла к выводу, что в них не уделено должного внимания развитию мелкой моторики, оно представлено кратко и в самых общих чертах.

Таким образом, налицо противоречие : между признанием пальчиковых игр в качестве одного из вида деятельности для развития речи детей, и недостаточной систематизированностью материала, способствующего развитию движений рук детей дошкольного возраста.

Тема «Развитие речи детей второй младшей группы с помощью нетрадиционных пальчиковых игр» мне показалась значимой и актуальной, поэтому я подробно занялась ее изучением, чтобы решить проблему недостаточного развития речи детей в своей группе.

Актуальность данной темы заключается в том, что пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровни соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.

Новизна данного опыта заключается в использование в работе с детьми для развития речи преимущественно нетрадиционных пальчиковых игр.

Ведущая педагогическая идея заключается в определении путей повышения уровня речевого развития детей дошкольного возраста через развитие мелкой моторики.

Длительность работы над опытом

Данный опыт работы рассчитан на 2014- 2015 учебный год.

Диапазон опыта

Диапазон работы довольно широк. Он предполагает использование нетрадиционных пальчиковых игр пальчиковых игр не только в образовательных областях, но и при организации и руководстве различными видами деятельности на занятиях и в повседневной жизни. Мною раскрыто содержание творческого процесса, что может реализовываться воспитателями любого ДОУ.

III. Практическая часть.

1. Цели и задачи педагогического опыта.

Целью моей педагогической работы является достижение положительной динамики в развитии детской речевой деятельности через использование нетрадиционных пальчиковых игр.

Для достижения цели были обозначены задачи:

Развитие детской речевой деятельности через нетрадиционные пальчиковые игры, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.

Обогащение предметно - развивающую среды для развития у детей мелкой моторики рук, речи.

Повышение компетентности родителей в вопросе развития речи детей, мелкой моторики с использованием нетрадиционных пальчиковых игр.

Построить эмоционально-доверительные взаимоотношения, способствующих полноценному развитию детей и позитивной самореализации взрослых.

Научить родителей создавать условия для проведения пальчиковой гимнастики в домашней обстановке, показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики.

Задачи для родителей:

учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;

создавать в семье благоприятные условия для проведения нетрадиционной пальчиковой гимнастики.

2. Этапы реализации опыта.

Для решения поставленных целей и задач я построили свою работу в следующей последовательности:

№ Сроки выполнения Задачи

1

Сентябрь 2014г. 1. Подбор и изучение соответствующей методической литературы.

2. Диагностическое обследование детей второй младшей группы по развитию речи в соответствии с ФГОС ДО.

3. Составление перспективного планирования по использованию нетрадиционных пальчиковых игр для коррекции речевых нарушений.

4. Проведение родительского собрания на тему: «Влияние пальчиковых игр на речевое развитие детей».

5. Привлечение родителей к материальному оснащению группы по теме педагогического опыта.

2

Октябрь 2014г. -

- апрель 2015г. 1. Пополнение предметно-развивающей среды, в соответствии с ФГОС ДО.

2. Составление картотек нетрадиционных пальчиковых игр для детей второй младшей группы.

3. Включение нетрадиционных пальчиковых игр во все виды учебно-игровой деятельности и все режимные моменты, согласно перспективному планированию.

4. Составление рекомендаций по проведению нетрадиционных пальчиковых игр с ребенком.

5. Промежуточная диагностика детей второй младшей группы по развитию речи в соответствии с ФГОС ДО (январь 2015г.).

6. Работа с родителями: составление памяток, буклетов, проведение семинара-практикума, консультаций, показ презентации по теме педагогического опыта.

3. Май 2015 1. Диагностическое обследование детей второй младшей группы по развитию речи в соответствии с ФГОС ДО.

2. Обобщение педагогического опыта.

Публикации по теме:

Презентация учителя-дефектолога Минеева Татьяна Николаевна Учитель - дефектолог Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида.

Презентация работы по проекту «Патриотическое воспитание детей путем организации эколого-краеведческой работы» Презентация работы по проекту «Патриотическое воспитание детей через организацию эколого-краеведческой работы». Автор презентации: воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей второй младшей группы с помощью нетрадиционных пальчиковых игр
Опубликовано: 8 апреля 2015 в 01:27
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД