МААМ-картинки

Опыт работы Тема: «Инновационные методы и приемы в речевой активности детей дошкольного возраста»

Ирина Шошина
Опыт работы Тема: «Инновационные методы и приемы в речевой активности детей дошкольного возраста»

Опыт работы

Тема : «Инновационные методы и приемы в речевой активности детей дошкольного возраста».

Речь - существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям. Являясь средством выражения мыслей, речь, в ходе ее развития в онтогенезе, становится основным (но не единственным) механизмом мышления человека.

Публикация «Опыт работы Тема: „Инновационные методы и приемы в речевой активности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Высшее, абстрактное мышление невозможно без речевой деятельности.

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. В связи с этим актуальность использования инновационных методов и приемов в обучении детей дошкольного возраста правильной речи принимает глобальный характер.

В наше время все чаще приходиться наблюдать малышей двух с половиной лет, не проявляющих речевую активность, оперирующих, в лучшем случае, однословными номинативными предложениями или вообще сводящими все свое общение к череде звукоподражаний и жестикуляций. Практика показывает, что существует процент детей «молчунов», которые, преодолев трехлетний возраст, совершают в речевом развитии небывалый скачок, который уравнивает их речь с речью детей, чье речевое развитие протекает более плавно и подводится под средние нормы речевого онтогенеза. Но недостаточное количество детей все же испытывает трудности в овладении речью на различных этапах ее формирования и впоследствии составляет контингент логопедических групп. У таких детей проявляются следующие речевые недостатки : ограниченный словарный запас, грамматически неправильное построение фразы, фонетико-фонематическое несовершенство. Наряду с не сформированностью всех компонентов языковой системы, большинство таких детей имеют нарушения внимания и словесно логического мышления, и это, в свою очередь, ведет к трудностям овладения связной речью, что выражается в разной степени – от полного отсутствия развернутого высказывания до речи с рядом недочетов, ошибок, неточностей.

Таким образом, у таких детей в ходе «продуктивных» видов речевой деятельности – говорения и письма заметно ограниченно задействуются основные группы мыслительно-физиологических механизмов, в том числе и механизм программирования речевого высказывания (передаваемого смысла).

Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (наглядные модели, схемы, таблицы и т. П.). использование обобщений позволяет ребенку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследователями Л. Венгера, А. запорожца, Ж. Пиаже и других, главное направление развитие образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребенком способности к замещению и пространственному моделированию.

Проанализировав свою работу с детьми младшего и среднего возраста, пришла к выводу, что необходимо искать более эффективные методы обучения детей связному рассказыванию. Из наиболее эффективных методов и приемов я отобрала следующие. Прежде всего это приемы, помогающие ребенку осознать процесс построения текста и осмыслить его содержание. Из всех существующих приемов, помогающих в овладении связной речью, самый эффективный по-моему, метод моделирования.

Учитывая тот факт, что полнота, точность и легкость воспроизведения во многом зависит от особой мнемической деятельности, специально направленной на запоминание словестного материала, я в своей работе использую метод моделирования (модели, пиктограммы, схемы, который способствует формированию связной речи, позволяет развивать более сложную монологическую речь дошкольников.

Для того чтобы улучшить качество детских рассказов, повысить их активность и сделать процесс обучения интересным, необходимо было использовать разнообразные приемы. Я изучила литературу по использованию метода моделирования : Венгер и Венгер «О чем рассказывают сказки», Л. Река «О занятиях по развитию речи», Ефименко «Формирование речи у дошкольников», и м. д. Особый интерес вызвала статья Венгер и Венгер «О чем рассказывают сказки». В ней выдвигается идея, что читаемый ребенку рассказ, сказка может быть нарисован. По их мнению, это эффективный способ, позволяющий выявить содержание и последовательность действий, определенных отношений между персонажами. Это и есть метод моделирование.

На формирование понятия о том, что всякое высказывание имеет начало, середину и конец, т. Е. строится по определенной схеме, я использовала игры «Кто знает тот дальше продолжает», «Сварим компот», «Готовим винегрет».

Для этого я с детьми заранее разрабатываю схемы, символы слов, затем даю образец построения предложения. Далее предложения объединяем в рассказ. В результате дети составляют рассказы из 5-6 предложений, прочитывают по схемам стихи, пословицы, загадки. Вначале обучения схемы были подробными, а потом сокращенными. С использованием схем можно провести любое занятие по развитию речи и художественной литературе.

Следующий метод, который я использую при обучении детей развитию речи это мнемотехника.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Например, проходит цикл занятий по теме «Птицы». Использую такую мнетаблицу:

П Дом Птица Яйцо

Зерна Перо Книга Г

1-птица, 2-домашнее животное, 3-из каких частей состоит тело, 4-откладывает яйца, 5-питается зернами, 6-имеет оперение, 7-не занесена в Красную книгу,8-название птицы начинается на звук «Г».

Цель обучения с ее использованием – не только развитие речи, но и памяти, мышления, внимания, воображения. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным.

Следующей нетрадиционной формой речевого развития детей является игровая обучающая ситуация.

Мир ребенка, как и взрослый мир, имеет свою культуру, которая не возникает сама по себе, а передается из поколения в поколение благодаря множеству игр и упражнений. Но детей интересует не только игра, горазда сильнее они стремятся к общению – как между собой, так и с окружающими взрослыми. А чтобы ребенок овладел механизмами эффективного игрового общения. К нему на помощь должен прийти взрослый. Именно взрослый может и должен создать для детей условия, необходимые для развития детской игры и полноценного игрового общения. Для развития вот такого полноценного игрового общения я использую такую нетрадиционную форму речевой работы с детьми, как игровые обучающие ситуации.

Существуют 4 вида таких ситуаций: ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения, ситуации-проблемы, ситуации-оценки. В младшем дошкольном возрасте приемлемы ситуации-иллюстрации, в среднем-ситуации-упражнения, в старшем-ситуации-проблемы, ситуации-оценки.

В ситуациях-иллюстрациях я с помощью игровых материалов, дидактических пособий демонстрирую детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирую их навыки эффективного общения.

В ситуациях-упражнениях дети являются не только слушателями, но и активными участниками. Включаясь в ситуацию-упражнения, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия.

Участие старших дошкольников в ситуациях-проблемах способствует усвоению ими основных векторов социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. Активно участвуя в таких ситуациях ребенок произвольно меняет свое игровое и речевое поведение.

Ситуации-оценки предполагают анализ и обоснования принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать принятое решение и оценить его.

Основу любой игровой обучающей ситуации составляет сценарий активизирующего общения. Он включает в себя разные формы проведения ИОС: это разговор воспитателя с детьми, игры-путешествия, игры-драматизации, игры-импровизации. Проводя такие игровые обучающие ситуации я включаю в их сценарий изобразительную деятельность, конструктивную, обследование предметов. Именно в таких видах деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.

Игровые обучающие ситуации позволяют нам успешно решать задачи по обогащению и активизации словаря, воспитания звуковой культуры речи, формирования грамматического строя языка ребенка, развитие связной речи.

Далее я хотела бы остановиться на технологии развитии мелкой мускулатуры пальцев рук у детей. О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал когда-то известный педагог В. А. Сухомлинский, все дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь. А формирование речи способствует развитию мышления. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Главная задача педагогов – донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. В своей работе использую следующие игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься не только в детском саду но и дома: «Разноцветные прищепки», «Котенок», «пальчиковый бассейн», «Пальчиковый массаж», упражнение с грецкими орехами, и. т.

Таким образом, игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, улучшают внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывают усидчивость, формируют игровую и учебно-практическую деятельность.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Организация работы по развитию коммуникативно-речевой активности детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Организация работы по развитию коммуникативно-речевой активности детей дошкольного возраста» Организация работы по развитию коммуникативно - речевой активности детей осуществляется в ДОУ во всех режимных моментах, в условиях совместной.

Мастер-класс «Методы и приемы формирования трудовой деятельности у детей дошкольного возраста»Мастер-класс «Методы и приемы формирования трудовой деятельности у детей дошкольного возраста» Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается.

Методы и приемы использования развивающих игр как средство развития словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Принципы словарной работы, с дошкольниками при общем недоразвитии речи, которые определяют ее характер, содержание, формы организации, методы.

Методы и приемы в развитии голосового аппарата и артикуляции при формировании певческих навыков детей дошкольного возраста Кисельникова Екатерина Игоревна Музыкальный руководитель Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области «Социально-реабилитационный.

Обобщённый опыт работы «Развитие речевой активности у детей младшего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский № 25 городского округа Вичуга Обобщённый опыт работы воспитатель.

Опыт работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования» В условиях быстроменяющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому,.

Приемы стимуляции речевой активности детей 1,5 до 3 лет 1. Разговор с самим собой. Взрослый проговаривает вслух, что он видит или слышит. При этом ребёнок находится рядом. «Где платье?», «Вот.

Семинар для воспитателей «Методы и приемы по формированию связной речи детей дошкольного возраста» Семинар «Методы и приемы по формированию связной речи детей дошкольного возраста» Актуальность проблемы речевого развития:Проблема речевого.

Эффективные методы и приемы формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ В период дошкольного детства одна из наиболее.

Эффективные методы и приемы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Одна из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста — развитие речи. По средствам речевого общения ребенок делится своими.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы Тема: «Инновационные методы и приемы в речевой активности детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 23 марта 2019 в 23:47
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД