Ирина Шошина
Опыт работы Тема: «Инновационные методы и приемы в речевой активности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : «Инновационные методы и приемы в речевой активности детей дошкольного возраста».
Речь - существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям. Являясь средством выражения мыслей, речь, в ходе ее развития в онтогенезе, становится основным (но не единственным) механизмом мышления человека.
Публикация «Опыт работы Тема: „Инновационные методы и приемы в речевой активности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Высшее, абстрактное мышление невозможно без речевой деятельности.
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. В связи с этим актуальность использования инновационных методов и приемов в обучении детей дошкольного возраста правильной речи принимает глобальный характер.
В наше время все чаще приходиться наблюдать малышей двух с половиной лет, не проявляющих речевую активность, оперирующих, в лучшем случае, однословными номинативными предложениями или вообще сводящими все свое общение к череде звукоподражаний и жестикуляций. Практика показывает, что существует процент детей «молчунов», которые, преодолев трехлетний возраст, совершают в речевом развитии небывалый скачок, который уравнивает их речь с речью детей, чье речевое развитие протекает более плавно и подводится под средние нормы речевого онтогенеза. Но недостаточное количество детей все же испытывает трудности в овладении речью на различных этапах ее формирования и впоследствии составляет контингент логопедических групп. У таких детей проявляются следующие речевые недостатки : ограниченный словарный запас, грамматически неправильное построение фразы, фонетико-фонематическое несовершенство. Наряду с не сформированностью всех компонентов языковой системы, большинство таких детей имеют нарушения внимания и словесно логического мышления, и это, в свою очередь, ведет к трудностям овладения связной речью, что выражается в разной степени – от полного отсутствия развернутого высказывания до речи с рядом недочетов, ошибок, неточностей.
Таким образом, у таких детей в ходе «продуктивных» видов речевой деятельности – говорения и письма заметно ограниченно задействуются основные группы мыслительно-физиологических механизмов, в том числе и механизм программирования речевого высказывания (передаваемого смысла).
Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (наглядные модели, схемы, таблицы и т. П.). использование обобщений позволяет ребенку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследователями Л. Венгера, А. запорожца, Ж. Пиаже и других, главное направление развитие образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребенком способности к замещению и пространственному моделированию.
Проанализировав свою работу с детьми младшего и среднего возраста, пришла к выводу, что необходимо искать более эффективные методы обучения детей связному рассказыванию. Из наиболее эффективных методов и приемов я отобрала следующие. Прежде всего это приемы, помогающие ребенку осознать процесс построения текста и осмыслить его содержание. Из всех существующих приемов, помогающих в овладении связной речью, самый эффективный по-моему, метод моделирования.
Учитывая тот факт, что полнота, точность и легкость воспроизведения во многом зависит от особой мнемической деятельности, специально направленной на запоминание словестного материала, я в своей работе использую метод моделирования (модели, пиктограммы, схемы, который способствует формированию связной речи, позволяет развивать более сложную монологическую речь дошкольников.
Для того чтобы улучшить качество детских рассказов, повысить их активность и сделать процесс обучения интересным, необходимо было использовать разнообразные приемы. Я изучила литературу по использованию метода моделирования : Венгер и Венгер «О чем рассказывают сказки», Л. Река «О занятиях по развитию речи», Ефименко «Формирование речи у дошкольников», и м. д. Особый интерес вызвала статья Венгер и Венгер «О чем рассказывают сказки». В ней выдвигается идея, что читаемый ребенку рассказ, сказка может быть нарисован. По их мнению, это эффективный способ, позволяющий выявить содержание и последовательность действий, определенных отношений между персонажами. Это и есть метод моделирование.
На формирование понятия о том, что всякое высказывание имеет начало, середину и конец, т. Е. строится по определенной схеме, я использовала игры «Кто знает тот дальше продолжает», «Сварим компот», «Готовим винегрет».
Для этого я с детьми заранее разрабатываю схемы, символы слов, затем даю образец построения предложения. Далее предложения объединяем в рассказ. В результате дети составляют рассказы из 5-6 предложений, прочитывают по схемам стихи, пословицы, загадки. Вначале обучения схемы были подробными, а потом сокращенными. С использованием схем можно провести любое занятие по развитию речи и художественной литературе.
Следующий метод, который я использую при обучении детей развитию речи это мнемотехника.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Например, проходит цикл занятий по теме «Птицы». Использую такую мнетаблицу:
П Дом Птица Яйцо
Зерна Перо Книга Г
1-птица, 2-домашнее животное, 3-из каких частей состоит тело, 4-откладывает яйца, 5-питается зернами, 6-имеет оперение, 7-не занесена в Красную книгу,8-название птицы начинается на звук «Г».
Цель обучения с ее использованием – не только развитие речи, но и памяти, мышления, внимания, воображения. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным.
Следующей нетрадиционной формой речевого развития детей является игровая обучающая ситуация.
Мир ребенка, как и взрослый мир, имеет свою культуру, которая не возникает сама по себе, а передается из поколения в поколение благодаря множеству игр и упражнений. Но детей интересует не только игра, горазда сильнее они стремятся к общению – как между собой, так и с окружающими взрослыми. А чтобы ребенок овладел механизмами эффективного игрового общения. К нему на помощь должен прийти взрослый. Именно взрослый может и должен создать для детей условия, необходимые для развития детской игры и полноценного игрового общения. Для развития вот такого полноценного игрового общения я использую такую нетрадиционную форму речевой работы с детьми, как игровые обучающие ситуации.
Существуют 4 вида таких ситуаций: ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения, ситуации-проблемы, ситуации-оценки. В младшем дошкольном возрасте приемлемы ситуации-иллюстрации, в среднем-ситуации-упражнения, в старшем-ситуации-проблемы, ситуации-оценки.
В ситуациях-иллюстрациях я с помощью игровых материалов, дидактических пособий демонстрирую детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирую их навыки эффективного общения.
В ситуациях-упражнениях дети являются не только слушателями, но и активными участниками. Включаясь в ситуацию-упражнения, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия.
Участие старших дошкольников в ситуациях-проблемах способствует усвоению ими основных векторов социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. Активно участвуя в таких ситуациях ребенок произвольно меняет свое игровое и речевое поведение.
Ситуации-оценки предполагают анализ и обоснования принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать принятое решение и оценить его.
Основу любой игровой обучающей ситуации составляет сценарий активизирующего общения. Он включает в себя разные формы проведения ИОС: это разговор воспитателя с детьми, игры-путешествия, игры-драматизации, игры-импровизации. Проводя такие игровые обучающие ситуации я включаю в их сценарий изобразительную деятельность, конструктивную, обследование предметов. Именно в таких видах деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.
Игровые обучающие ситуации позволяют нам успешно решать задачи по обогащению и активизации словаря, воспитания звуковой культуры речи, формирования грамматического строя языка ребенка, развитие связной речи.
Далее я хотела бы остановиться на технологии развитии мелкой мускулатуры пальцев рук у детей. О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал когда-то известный педагог В. А. Сухомлинский, все дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь. А формирование речи способствует развитию мышления. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Главная задача педагогов – донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. В своей работе использую следующие игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься не только в детском саду но и дома: «Разноцветные прищепки», «Котенок», «пальчиковый бассейн», «Пальчиковый массаж», упражнение с грецкими орехами, и. т.
Таким образом, игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, улучшают внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывают усидчивость, формируют игровую и учебно-практическую деятельность.