Лариса Караванова
Опыт работы по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ф № 1. Уважаемая комиссия и слушатели, я представляю опыт работы по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.
Ф № 2. Раннее детство – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал, Важность развития ребёнка в возрасте от одного года до трех лет трудно переоценить.
Так, по некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до 3 лет приобретает от 60 до 70 % информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь 30- 40 %.
Публикация «Опыт работы по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Темочки
По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобного в последующие периоды.
Для ребёнка раннего возраста большое значение имеет сформированность культурно-гигиенических навыков, самостоятельность их применения. Важно подчеркнуть, что с первых дней жизни при формировании культурно – гигиенических навыков идет не простое освоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша, «вхождения» его в мир взрослых.
Из каких действий состоят культурно – гигиенические навыки? Чтобы умыться, нужно уметь пользоваться мылом и полотенцем, чтобы есть – ложкой, тарелкой, чтобы пить – чашкой. А это есть орудийные или соотносящиеся действия. То есть формирование культурно – гигиенических навыков совпадает с основной линией психического развития детей раннего возраста – становлением предметной деятельности. Тема эта по ФГТ относится к образовательным областям «Физическое развитие» и «Здоровье», а в проекте ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Физическое развитие» и целевым ориентирам
Я постоянно с 20012 года работаю в первой младшей группе. В последние годы дети приходят чаще не с соответствующими возрасту культурно гигиеническими навыками. Некоторые даже не приучены к ложке или чашке. Причинами являются чаще недостаточное семейное воспитание, занятость родителей или неосведомленность о важности культурно – гигиенических навыков для развития малыша.
Для отслеживания динамики развития ребенка, его индивидуальных способностей мы используем методику К. Л. Печора, Г. В. Пантюхиной. Показатели (Сенсорное развитие общие движения, речь, игра и навыки.) Подробнее мы представим результаты обследования культурно – гигиенических навыков детей.
Цель обследования: Выявить особенности развития культурно – гигиенических навыков.
Обследуются параметры:
• Одевание
• Кормление
Данное обследование проводится три раза в год: в начале года, в январе и в конце.
Для успешного решения диагностических задач, стоящих перед исследованием детей раннего возраста, требуется особая тактика проведения обследования.
Состояние ребенка оказывает заметное влияние на его продуктивность при обследовании. Поэтому следует обращать внимание на общий фон настроения ребенка и создание особых отношений доверия между ребенком и воспитателем.
Обследования проводятся в умывальной и групповой игровой комнате в привычной для детей обстановке, основной метод пед. диагностики – наблюдение, в специально организованной, интересной для детей деятельности. Детям предлагаются игровые задания, упражнения, наблюдается самостоятельная деятельность детей.
По показателям нервно-психического развития развитие 5 человек полностью соответствует возрасту детей, 7 частично соответствуют норме, 1 ребенок превышает уровень развития, ниже нормы развитие 5 детей. Основные трудности наблюдаются в конструктивной и изобразительной деятельности, навыках одевания, и в сенсорном развитии (восприятие цвета, формы). Многие дети хорошо играют, вступают во взаимодействие друг с другом. Навыки движений хорошие.
На основании результатов обследования детей мы поставили перед собой следующую цель работы : Ф № 4. Цель: Способствовать формированию и самостоятельному применению культурно – гигиенических навыков.
Основные задачи:
Образовательные.
1. Продолжить формирование умения детей в КГН.
2. Закреплять умение замечать неполадки во внешнем виде у себя и товарища, побуждать исправлять их.
3. Закреплять умение детей использовать в речи обобщенные понятия: «одежда», «обувь», «головной убор».
Развивающие.
1. Активизировать словарь детей в процессе проговаривания последующих действий при умывании и одевании.
2. Развивать мелкую моторику, точность действий.
Воспитательные.
1. Вызывать у детей положительные эмоции в процессе одевания и умывания.
2. Способствовать развитию у детей самостоятельности.
3. Воспитывать аккуратность и опрятность.
Ф № 5. Мы определили следующие этапы работы по формированию культурно – гигиенических навыков в соответствии с логикой формирования деятельности, этапами формирования действий ребенка:
1. Ознакомление детей с туалетными принадлежностями, обучение навыку.
2. Закрепление навыков.
3. Самостоятельное применение культурно – гигиенических навыков.
Ф № 6. Особую роль для всестороннего развития, а также для реализации потенциальных возможностей и стимулирования самостоятельной деятельности детей играет построение среды.
При её создании мы опирались:
• Санитарно – гигиенические требования;
• на особенности развития детей 3-ого года жизни;
• требования программы «Кроха»;
• принципы создания предметно-развивающей среды.
В группе создана рациональная, комфортная, санитарно – гигиеническая обстановка. Есть отдельный санузел, спальня. В группе соблюдаются санитарные требования содержания. У каждого ребенка есть отдельный ящик, место за столом, стул, горшок, полотенце. В раздевальной комнате висят иллюстрации, показывающие последовательность одевания и раздевания, порядок складывания одежды. В групповой комнате есть альбомы, книги с режимными моментами, с правильными и неправильными действиями «Хорошо - плохо». Детям нравиться рассматривать эти альбомы.
Условия, необходимые для успешного воспитания КГН
1. Организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома.
2. Разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочного динамического стереотипа.
3. Многократное упражнение детей в действии.
4. Индивидуальная работа с каждым ребенком (учет уровня его развития и темп овладения КГН)
5. Руководство взрослых.
6. Связь с семьей.
7. Безукоризненное выполнение взрослыми гигиенических и культурных требований.
Ф № 7. На первом этапе мы знакомили детей с последовательностью умывания, одевания и других культурно – гигиенических навыков и использовали следующие методы: показ действия, объяснение, упражнение. Для дополнительной мотивации широко используем игровые приемы, художественное слово, потешки. Для формирования представлений детей об одежде, туалетных принадлежностях, посуде мы включаем данные задачи в занятия по ознакомлению с окружающим. На первых занятиях постоянный гость Мишутка, которому объясняем и показываем зачем мы умываемся, последовательно одеваемся, как складываем одежду. Формы организации занятий старались разнообразить, это и игры-путешествия, дидактические игры и т. д. Часто в занятиях используется художественное слово, загадки, потешки. На всех этапах для развития мелкой моторики мы использовали разнообразные пальчиковые игры, такие как мои пальчики, гимнастика для пальцев, «Сорока - Ворона», «Мальчик - пальчик», «Дружная семейка» «Улитка», «Котята». Эти упражнения повторяются и в занятиях, и в режимных моментах, и в повседневной жизни.
Ф № 8. Когда дети освоили первичные навыки умывания, одевания, кормления, мы перешли ко второму этапу. Цель которого: закрепление культурно – гигиенических навыков.
На данном этапе мы использовали следующие методы:
Упражнения с применением потешек и художественного слова;
Игровые упражнения;
Дидактические игры «Хорошо - плохо», «Умоем Катю», «Оденем Машу»
Подвижные картинки (на подвижной ставенке – окошке появляются игрушки и туалетные принадлежности и посуда)
Дополнительная мотивация и контроль «Солнышко» радуется, когда дети быстро справились, грустит, когда напачкали или сделали не так.
Ф № 9. Когда дети научились применять культурно – гигиенические навыки, запомнили и называют действия и необходимые принадлежности (мыло – мыльница, моем руки, мы перешли к третьему этапу. Цель которого: самостоятельное применение культурно – гигиенических навыков. На данном этапе мы использовали в основном наблюдение за деятельностью детей, поощрение, напоминание, похвала, помощь. Дети без напоминаний, пользуются платком, моют руки по мере необходимости, быстрее и последовательно одеваются, аккуратно складывают одежду. Арина и Лиза, которые одеваются самыми первыми, помогают и другим детям.
Ф № 10. Параллельно с работой с детьми, мы осуществляли тесное сотрудничество с родителями.
В работе с родителями мы используем следующие формы:
*Родительские собрания,
*Показательные мероприятия
*анкетирование
*Беседы
*Участие родителей в оснащении группы игровым материалом (шитьё одежды для кукол, ширмы) Совместные мероприятия:
*Праздники
*Развлечения
* фотовыставки Информирование:
*Консультации
*Памятки
*Семинары-практикумы
*метод. литература
При помощи таких форм мы приобщаем родителей к совместной педагогической деятельности в воспитании детей. Исходя из наших наблюдений, активность родителей возросла. Также результаты нашей работы показали, что включение родителей в процесс развития ребёнка, их взаимодействие с воспитателем и заинтересованность в качестве, полноценности этого взаимодействия необходимы для развития и воспитания их собственного ребёнка.
Ф № 11. Повторное обследование нервно – психического развития детей по методике К. Л. Печора, Г. В. Пантюхиной
Были получены следующие результаты по освоению культурно гигиенических навыков :
1 Увеличилось количество детей превышающих уровень развития – 3 ребенка до 17%.
2 Количество детей соответствующих возрасту увеличилось - 13 детей до 72% за счёт перехода детей на более высокий уровень.
3 Снизилось количество детей частично не соответствующих возрасту – 2 ребенка до 11%.
Ф № 12 Исходя из обследования и наблюдений за деятельностью детей, результатами нашей работы стали :
* повышение самостоятельности детей.
* развитие мелкой моторики рук.
*овладение детьми последовательности выполнения культурно – гигиенического навыка.
* улучшение отношений между детьми.
* повышение интереса родителей к формированию культурно – гигиенического навыка.
Результаты проведенной работы показали, что работа по формированию культурно - гигиенического навыков способствует развитию не только формированию основ здорового образа жизни, но и развитию речи, самостоятельности, мелкой моторики.
Ф № 13. Перспективы работы следующие :
Продолжать работу по формированию культурно – гигиенических навыков.
Способствовать воспитанию самостоятельности детей
Продолжать работу по взаимодействию с родителями по развитию детей.