Динара Авилкиримова
Опыт работы «Эмоциональное развитие детей в игре»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение. Актуальность опыта.
Основная цель работы воспитателя в детском саду – создание условий, способствующих физическому и психическому здоровью детей, обеспечение их эмоционального благополучия, свободного и эффективного развития способностей ребенка.
С первого дня рождения ребенок получает знания об окружающем мире. Мы относимся серьезно интеллектуальному развитию ребенка, а развитию эмоциональной сферы не всегда уделяем достаточное внимание. Но ведь сама по себе эмоциональная сфера не развивается. Ее необходимо развивать.
Публикация «Опыт работы „Эмоциональное развитие детей в игре“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Проблема создания доброжелательных отношений у детей кажется мне на сегодняшний день сверхактуальной, и вот почему. Наблюдая изо дня в день общение детей в группе детского сада, приходится все чаще видеть проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. И в результате существует высокая эмоциональная напряженность, проявляется нетерпимость и конфликтность в детских отношениях.
Анализируя поведение детей, я пришла к выводу, что их повышенная агрессивность является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе и, что детям не хватает элементарных добрых чувств. Сейчас волнует это не только воспитателей, но и родителей. Злой, жестокий, черствый ребенок создает массу проблем не только окружающим, но и себе. Дети мало общаются с взрослыми и сверстниками, замыкаясь на телевизоре, компьютере; а ведь именно общение обогащает чувственную сферу.
И поскольку именно в дошкольном возрасте формируется личность, важно вовремя уделить этой проблеме пристальное внимание. Немаловажные задачи в работе педагога - формирование доброжелательных отношений у дошкольников и создание доброго микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.
Поэтому главная цель моей работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников – научить детей понимать эмоциональное состояние, свое и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово, а также совершенствовать способность управлять своими чувствами, научить ребенка в приемлемой для него форме рассказывать о своем внутреннем мире.
Организованная педагогическая работа может обогатить эмоциональный опыт детей и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии. Основная задача такой работы заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Педагогу важно специально знакомить детей со своеобразным эмоциональным букварем, учить пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний и для лучшего понимания состояния других людей, анализировать причины различных настроений.
Частично справиться с этой проблемой помогут игры, направленные на развитие эмоциональной сферы. Для организации работы я использую элементы авторских программ, различные методы и формы: психогимнастика, танцевально-двигательные игры и упражнения, сказкотерапия, сюжетно-ролевые игры, игры-имитации, игры у зеркала, театрализованные игры и др. С детьми проводится работа, которая включает в себя различную деятельность по психоэмоциональному развитию, ознакомлению с эмоциями. Деятельность осуществляется фронтально, интегрировано, подгруппами, индивидуально, в форме специально организованных занятий, игр, упражнений и др. Для развития эмоциональной сферы, кроме игровых, проводятся познавательные занятия, в ходе которых дети переживают различные эмоциональные состояния, знакомятся с тем, как и что переживали герои литературных, живописных, музыкальных произведений. Анализ результатов показал, что наиболее эффективными методами являются игровые: игровая психогимнастика, игровые импровизации, игры-имитации, танцевальные, двигательные игры и упражнения, театрализованные игры и т. д.
Играя, дети раскрепощаются, становятся более контактными, как для взрослых, так и для сверстников. Игры, упражнения и занятия, предлагаемые детям, помогают им преодолевать трудности и проблемы, которые возникают у них, способствуют развитию и регуляции эмоций, у детей повышается уровень развития психических процессов, нежелательные формы поведения проявляются реже, появляется способность выполнять виды деятельности, которые ранее были им недоступны. Театрализованные игры вызывают положительное отношение к партнёрам по игре, к игре как деятельности, способствуют осознанному восприятию эмоций персонажей и осознанному отношению к их поступкам в процессе принятия роли, обогащают лексику за счёт слов, обозначающих эмоциональные состояния.
Работа в данном направлении поможет сделать эмоциональный мир детей ярким и насыщенным, что каждый из них сможет сказать:
«Как прекрасен этот мир!»
Технология опыта.
Каждый новый учебный год следует начинать с диагностики межличностных отношений в группе, чтобы определить, какое положение в ней занимает каждый ребенок, насколько ему комфортно в группе, удовлетворена ли его потребность в общении со сверстниками. Для этого проводятся наблюдения и социометрическое исследование. И на основе полученных данных это позволяет провести не только объективную оценку, но и построить свою работу по воспитанию добрых чувств у детей, проследить их уровень развития, и оценить эффективность становления. И тогда планируется дальнейшая коррекционно - развивающая работа по данной проблеме.
Для решения, задач социально - нравственного воспитания дошкольников в своей работе я применяю некоторые методы и приемы. Специфика их заключается в следующем:
• отсутствие соревновательного момента, чтобы не провоцировать детей на конкурентность;
безоценочность (любая оценка демонстрирует достоинство и недостатки);
• отсутствие предметов и игрушек, чтобы общение было целью, а не средством ради игрушки;
• минимум речи (для этого используются условные сигналы, мимика, выразительные движения и другое);
• без принуждения, чтобы не вызывать протеста, замкнутости.
Организация данных игр не требует никаких специальных условий.
Я в своей работе использую «Круг друзей». А использование круга, как известно, является гарантией защищенности того, кто находится в нем. Доброжелательность и теплота круга определяют общую атмосферу жизни детей. «Круг друзей» отражает основную направленность: учит ребенка, прислушивается к мнению других детей и сотрудничать с ними. Благодаря кругу дети могут анализировать и обсуждать свои поступки, проблемы, ссоры, а также позволяет детям разрешить возникшие проблемы, используя при этом переговоры и беседы. В результате круг побуждает детей отказаться от драк, споров, заменяя их, обсуждением проблемы друг с другом.
Каждое утро я с ребятами провожу беседы. «Добрые встречи» собирают всех детей вместе, где мы беседуем и рассказываем, где были, что запомнили.
Очень важно составить вместе с детьми правила группы «Что можно делать, а что нельзя»:
• Не ябедничай, а старайся самостоятельно решить проблему с товарищем.
• Не смейся над товарищем, если он попал в беду.
• Принимай советы и замечания от товарищей спокойно.
• Если поступил плохо, признай свою ошибку и попроси прощение
• Если умеешь что-то делать сам - помоги и научи своего товарища
• Если товарищ делает плохо, останови и скажи ему
• Не ссорься, а играй дружно
• Умей делиться с товарищем.
Игры можно проводить с детьми в любое свободное время по одной или несколько за один раз. Их можно использовать для систематических занятий с подгруппой детей (7-10 чел.). Занятия можно проводить 1-2 раза в неделю продолжительностью по 30 минут.
Игра как деятельность, свободная от принуждения, подчинения, страха, зависимости ребенка от мира взрослых, представляет собой единственное место, где ребенок получает возможность свободного самовыражения, исследования, изучения собственных чувств и переживаний. Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах: становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развитие эмоций; а сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры. Основные линии развития эмоционального поведения ребенка в игре:
1. развитие эмоционального отношения ребенка к игре как к деятельности в целом;
2. развитие эмоций, возникающих в ходе ролевых и сюжетных игровых действий с персонажами-куклами;
3. развитие эмоциональных отношений в процессе коллективных игр.
В занятиях использую следующие методические средства:
1. Психогимнастические игры. В этих играх формируется:
– принятие своего имени,
– принятие своих качеств характера,
– принятие своего прошлого, настоящего, будущего.
2. Игры, направленные на развитие воображения
3. Игротерапия:
• сюжетно-ролевые игры;
• игры-упражнения на эмоции и эмоциональный контакт;
• коммуникативные игры;
• дидактические игры.
5. Игры драматизации, сказкотерапия.
Результативность опыта.
ТЕСТИРОВАНИЕ
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА
ЗАДАНИЕ 1. Изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции.
(Проводится индивидуально, в двух сериях.)
Первая серия. Ребенку предлагают продемонстрировать веселого, печального, испуганного, сердитого, удивленного мальчика (девочку). Каждое эмоциональное состояние называют по мере выполнения.
Выразительное средство, используемое ребенком при демонстрации указанного эмоционального состояния, обозначают знаком "+" в соответствующей графе таблицы.
В результате целенаправленной работы с детьми и при содействии родителей я добилась позитивных результатов по развитию эмоциональной сфере детей, на что указывают данные тестирования. На начало года, с высоким уровнем развития эмоциональной сферы было выявлено 10 (28%) детей, со средним 19 (53%, с низким 7 (19%) детей, от общего количества (36 детей). На конец года количество детей с высоким уровнем развития составило 15 (42%) детей, со средним 21 (58%) и с низким уровнем детей не выявлено.
Анализ результатов наблюдений показывает, что большее количество детей интересуются театрализованной деятельностью, проявлением своих эмоций как в игре, так и в повседневной жизни. Дети стали более эмоциональными, раскованными в разговорах со сверстниками и взрослыми. Они стали творчески подходить практически ко всем видам деятельности и стали более доброжелательными.
Можно сказать, что цели и задачи достигнуты, но работу по развитию эмоциональной сферы детей необходимо продолжать и далее.
Библиографический список.
3. Алексеева Е. Е. «Психологические проблемы детей дошкольного возраста» – С-Пб., 2006г.
1. Выгодский Л. С. «Проблема возраста» // собр. соч. в 6-ти тт. М., 1984г.
2. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. «В мире детских эмоций» – пособие для практических работников ДОУ – Айрис пресс, Айрис дидактика, Москва, 2006г.
3. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. М., 2003.