Любовь Каконашвили
Опытно-экспериментальная работа по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах и улицах
▼ Скачать + Заказать документы
Исследование проводилось в МБДОУ «Детский сад №32 «Пчёлка» комбинированного вида» города Казани в старшей - подготовительной к школе группе №10 .
Исследования проводились в первом квартале 2012-2013 учебного года в старшей подгруппе (это дети, перешедшие из средней группы) и подготовительной (дети, которые будут обучаться второй год безопасному поведению на дорогах).
В исследовании принимали участие 24 дошкольника старшей -подготовительной к школе группы. 10 детей составляли экспериментальную подгруппу (старшая,14 детей – контрольную подгруппу (подготовительная).
Публикация «Опытно-экспериментальная работа по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах и улицах» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
На первом этапе было изучено оснащение методического кабинета, годовые, календарные планы по исследуемой проблеме. В результате анализа было выяснено, что в годовом плане отражена работа по обучению детей безопасному поведению на дорогах и улицах.
Проанализировав годовой план, нами был сделан вывод, что безопасности жизнедеятельности детей уделяется большое внимание: стимуляции развития у дошкольников самостоятельности, ответственности за свое поведение. В том числе в ДОУ учат детей правильно реагировать в различных жизненных, в том числе опасных и экстремальных ситуациях. Обучение основам безопасности в ДОУ проводится по учебному пособию авторов – составителей Р. Ш. Ахмадиевой, Р. Н. Минниханова и др. «Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах».
Затем было проведено анкетирование родителей. Мы исходили из того, что без содружества с семьей невозможно сформировать необходимые в жизни навыки и умения личности ребенка, и с целью выявления уровня знаний у родителей было проведено анкетирование.
В анкетировании участвовало 15 человек.
Им были заданы следующие вопросы:
1. Считаете ли вы важной проблему по воспитанию грамотного участника дорожного движения?
Все родители в количестве 15 человек считают эту проблему одной из важных.
2 .Объясняете ли вы своему ребенку правила поведения в транспорте?
Ответы родителей показали, что 15 родителей [это 100%] объясняют своему ребенку правила поведения в транспорте.
3. Организуете ли вы сюжетно-ролевые игры на знание правил дорожного движения с ребенком?
Многие родители - это 60 % знакомят детей с ПДД в форме советов и предостережений, 6 человек преподносят в форме игры.
4. Как вы считаете, в каком возрасте лучше всего начинать обучать ребенка безопасному поведению на дорогах?
Так, родители в количестве 10 человек [66% опрошенных] считают, что детей следует обучать безопасному поведению на дорогах ещё до школы, 4 человек – до 3 лет.
5. Готовы ли вы вместе с детьми участвовать в обучающих программах по ПДД?
11 человек [73%] из 15 готовы вместе с детьми участвовать в обучающих программах по ПДД, 4 человек только предполагают эту возможность.
6. Как вы реагируете, если на ваших глазах чужие дети нарушают правила дорожного движения?
13 человек [86%]сделали бы замечание, если бы на их глазах чужие дети нарушали ПДД, 2 человек затруднились ответить на этот вопрос.
7. Хотелось бы вам получить квалифицированную консультацию по воспитанию культуры поведения в общественных местах и на улице?
93% из опрошенных хотели бы получить квалифицированную консультацию по воспитанию культуры поведения в общественных местах и на улице, 1 человек – не считает это необходимым.
8. Есть ли у вас литература, игры по данной теме?
13 человек [86%] располагают литературой в домашней библиотеке по данной проблеме, 2 человек [13%] не имеют.
9. Обучение детей правилам безопасности на дороге – это задача : а) ГИБДД, б) детского сада, в) родителей?
Обучение детей правилам безопасности на дороге – это задача, по мнению родителей, в первую очередь родителей [46%], совместно детского сада и родителей [26%], а также ГИБДД [13%],1 человек считает, что этим должны заниматься все 3 структуры одновременно.
Ответы родителей на поставленные вопросы показывают, что необходимость знаний и умений в соблюдении дошкольника осознаются, однако родители не всегда обращают внимание на обучение ребенка безопасному поведению на дорогах.
С целью выявления уровня обучения правилам безопасного поведения на дорогах мы использовали тест «Проверь себя» (для детей от 5-7 лет) в первом квартале 2012-2013 учебного года [Приложение].
Результаты таковы: в экспериментальной группе принимало участие 14 детей, высокий уровень знаний и умений соблюдения безопасного поведения на дорогах показало 11 детей, что составило 78%, средний уровень – 3 детей (22%, низкий уровень отсутствует.
В контрольной группе у детей следующие показатели: высокий уровень знаний и умений соблюдения правил дорожного движения показали 9 детей, участвующих в анкетировании, что составляет 90%, средний уровень-1ребёнок, это составляет 10%. В экспериментальной группе принимало участие 10 человек. Следует отметить, что в обеих группах дети затруднились ответить на вопрос о знаках сервиса. Так, в контрольной группе Хайриев Сиёвуш назвал общественным транспортом и прицеп, ребёнок путается в правилах езды на велосипеде и не различает электрический вид транспорта.
В экспериментальной группе Грязнов К., Курамшин А., Сёмина К., Нурмухаметова З., Тихонов М. и др. не различают категории транспорта, Майоров К., Грязнов К. не знают правил езды на велосипеде, также 4 детей не отличают электрический вид транспорта.
Почти все дети в контрольной группе набрали максимальный балл (9детей из 10, в экспериментальной – 11 детей из 14, низкий уровень знаний отсутствует в обеих подгруппах. Эти дошкольники четко знают знаки правил дорожного движения, правила движения по улице, четко различают категории транспорта, знают правила движения велосипедистов. Это дети с высоким уровнем знаний и умений соблюдения правил дорожного движения. Остальные дети имеют средний уровень знаний и умений соблюдения правил дорожного движения. У них есть знания и умения соблюдения безопасного поведения на дорогах, но они нечеткие, дети часто путаются в ответах. Необходимо проводить работу по повышению уровня знаний и умений соблюдения правил дорожного движения с дошкольниками.
Таким образом, результаты диагностики показали, что уровень знаний и умений в контрольной подготовительной подгруппе и в экспериментальной старшей высокий.
Также мы использовали вопросник для проверки знаний детей по теме «Дорожная азбука» на период - первый квартал 2012-2013 учебного года. [Приложение. Диагностическая карта].
Нами были выявлены следующие результаты:
В контрольной подгруппе наивысшее количество баллов набрали 7 из 10 детей [70 %], это говорит о высоком уровне знаний и умений соблюдения правил дорожного движения, средний уровень знаний у 3 детей, что составило 30 %.
В старшей экспериментальной подгруппе высокий уровень знаний показало 9 из 14 детей, что составило 64 %, средний уровень знаний - 5 детей [36 %].
Реализация данной системы работы позволит сформировать у детей необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.