юлия ефремова
Организация дежурства по столовой в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Мною было проведено наблюдение за свободной деятельностью детей с целью: выявить с каким видом деятельности наиболее взаимосвязана игра.
Наблюдение детей показало, что значительная часть детей (43%) в свободное время не играли в сюжетно-ролевые игры. Некоторые из них демонстрировали отдельные предметные действия (катание машинок, бросание мяча, рассматривали книжки, рисовали, занимались конструктором «Лего» и пр. Многие дети, услышав предложение «поиграть» брали с полки коробки с настольными дидактическими играми.
Остальные дошкольники 57 % показали те или иные формы ролевой игры. Предлагаю вам рассмотреть сюжеты этих игр.
Публикация «Организация дежурства по столовой в средней группе» размещена в разделах
Наиболее популярными (52% от всех зафиксированных сюжетов) оказались бытовые сюжеты: накрывание на стол и кормление, укладывание спать, купание кукол и др.
Часто (20%) встречались сюжеты, связанные с телепередачами и мультфильмами. Около половины занимают агрессивные сюжеты, связанные с защитой и нападением: «полицейские и воры», погоня за преступниками, «охотники за приведениями» и пр. Чаще они проигрывались мальчиками. Подобные агрессивные сюжеты встречались в 12% случаев.
Следующие играли в домашних животных (примерно 10%). В этих играх дети берут на себя роли кошечек или собачек и их хозяев и разыгрывают отношения между ними.
Сюжеты, связанные с профессиям, встречались только в 8% случаев. Это были игры в ресторан, кафе, больницу, магазин и парикмахерскую. Остальные сюжеты встречались в единичных случаях и имели самый разнообразный характер (ГАИ, самолёт, танцы и т. п.).
Это обуславливается тем, что труд и игра тесно взаимосвязаны, хотя и имеют значительные отличия. Первое отличие труда от игровой деятельности заключается в том, что труд всегда имеет ясно выраженный конечный результат, направленный на удовлетворение потребностей самого ребенка или коллектива детей. Процесс труда без достижения результата смысла не имеет.
Второе отличие состоит в том, что процесс труда всегда протекает в реальном плане: в нем отсутствуют мнимая ситуация, замещение одних предметов другими, ребенок действует с реальными предметами, реально их преобразует, добиваясь трудового результата.
Подражание трудовым действиям взрослых является содержанием детской игры. Детей влечет действие, а не достижение результата, но подражание трудовым действиям в игре позволяет овладевать ими и тем самым способствует выделению трудовой деятельности. Но вначале она очень неустойчива и при определенных условиях снова переходит в игру. Эта тенденция сохраняется и в среднем дошкольном возрасте. Например, при начальном этапе дежурства по столовой для мальчиков я вводила элемент игры — накрывание на стол осуществляют солдаты, которые заботятся о питании народа. Интерес к выполнению роли солдат приводит к тому, что дети теряют цель труда — дежурства по столовой, накрыть на стол : они просто ставят посуду, играют в солдат.
При ознакомлении детей с темой «Детский сад», я предложила некоторым девочкам и мальчикам взять роль младшего воспитателя, с чем они охотно согласились, но сначала провела следующие виды деятельности для мотивации:
Разговор о труде младшего воспитателя.
Рассматривание иллюстраций «Этикет в картинках».
Наблюдение за трудом помощника воспитателя.
Разговор «Маленькие помощники».
Лепка «Красивый фартук для нашей няни».
Аппликация «Полотенце для нашей нянечки».
Дидактические игры: «Кто поможет», «Все готово для ребят».
Мимические изображения: изобразить нашу няню (грустную, радостную).
Это позволило заинтересовать детей к данной профессии и роли дежурства в целом.
Всем известно, что дежурства- это форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы направленной на обслуживание коллектива.
Из анализа общественных ситуаций ролевой игры, показывает, что основное место в них занимают именно трудовые и профессиональные действия взрослых (играющий ребенок водит машину «как папа», готовит еду «как мама», лечит «как доктор», учит «как учительница» и т. д., бытовые и производственные сюжеты, социальные профессиональные роли.
Это и показал анализ игровой деятельности детей в свободное время.
Но не только игра является формой трудового обучения, но и трудовые поручения.
В нашей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается, т. е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.
Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств. Как правило, дети дежурят вдвоем, только по столовой втроём. Эти же задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. При этом особенно подчеркивается роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимостью, формируется уважительное отношение к труду взрослых.
Начальный период - дети впервые принимают участие в дежурстве, и обучала я и моя коллега их всему процессу. В совместной деятельности приоритет был у нас - полностью включаться в трудовые операции, все делать вместе с детьми, показывать и корректировать. На этом этапе уборка ил накрытие на стол происходит медленно, поэтому я облегчала процесс.
Чтобы дети знали, кто должен дежурить, я вывешиваю на специальной доске соответствующие рисунки, и ребята видят сами, кто с ним дежурит. Здесь я старалась учитывать индивидуальные особенности детей.
Индивидуальный подход в трудовой деятельности является процессом и не только связан с задачами трудового воспитания. В свою очередь трудовое воспитание детей невозможно без продуманной системы индивидуального подхода, которая включает четкую постановку цели на основе изучения особенностей детей, организацию и проведение необходимой работы, обязательной подведение итогов сделанного – анализ результативности данного приема в данном случае.
В индивидуальном подходе, в трудовом воспитании нуждаются все дети, включая и тех, которые умеют все делать, и достаточно трудолюбивы. Положительные проявления этих детей используются как пример для других при обучении последних трудовым навыкам, их положительные качества совершенствуются в коллективном труде.
Большое значение для индивидуального подхода к детям в процессе трудового воспитания имеет контакт с семьей, единство требований к ребенку в детском саду и дома являются положительным фактором, способствующим профилактике нежелательных проявлений у них по отношению к труду.
Индивидуальные проявления в трудовой деятельности – очень характерные качества, которые показывают не только отношения ребенка к труду, его умения и навыки, но и уровень нравственной воспитанности, его «общественное» лицо – готовность помочь товарищам, трудиться не только для себя, но и для других
Дежурные по столовой договариваются только на следующем этапе, кто за какими столами будет дежурить, на начальном же этапе это делаю я: вымыв руки и надев передники, дети стелют скатерти, ставят тарелки на столы, проверяют, хватает ли для всех приборов, всем ли есть стулья, закончив приготовления, приглашают к столу детей. После еды относят на раздаточный стол посуду. Дежурят у нас по трое человек или по двое, в зависимости от посещаемости детей в группе. Каждый ребёнок накрывает на свой стол.
Для всех дежурных должно быть два общих правила: первое – делать все быстро и аккуратно и второе – если товарищ от тебя отстал – помоги
При организации работы дежурных приходится уделять внимание еще одному вопросу — сочетанию работы дежурных с самообслуживанием детей. Какую часть работы, например, по подготовке к занятиям должны выполнить дежурные, а что должен приготовить каждый ребенок сам? После еды должны ли все убирать дежурные или что-то каждый убирает за собой?
Решая этот вопрос, я исходила из целесообразности работы тех и других. Так, выходя из-за стола, каждый из детей, задвинув стул, может захватить чашку с блюдцем, чтобы отнести на раздаточный стол. И в то же время, если каждый из них будет носить сначала глубокую тарелку, затем — мелкую, а в заключение — чашку, то в группе во время еды никогда не будет спокойной обстановки.
И наоборот, если всю уборку будут выполнять дежурные, то длительность их труда намного возрастет, что нежелательно, так как из-за этого задержится занятие или сократится сон дежурных.
Поэтому решила, что будет целесообразна такая организация уборки во время обеда, где каждый ребенок после еды убирает сначала свою тарелку, а глубокую тарелку убираем мы-воспитатели, чашку с блюдцем тоже ребёнок относит на раздаточный стол. (При этом важно понаблюдать за тем, чтобы дети не задерживались возле раздаточного стола и не создавали там беспорядка.)
Точно так же продумала работу дежурных по подготовке к занятиям.
Следующий этап - это когда дети дежурят по второму и третьему разу. Они начинают все делать самостоятельно, я уже стояла рядом и помогала им - словом и делом, показом и одобрением. Индивидуальные различия между детьми очень большие, поэтому и степень включенности меня в их практические действия различна: с одними приходится все снова делать вместе, а другим - лишь подсказывать и немного помогать. В одну команду лучше объединять детей с одинаковыми умениями и сходным темпом работы. На этом этапе важна положительная оценка всех достижений и усилий детей, похвала за складывающиеся практические умения, поддержка тех, у кого еще не все получается.
Мною было продумано содержание труда дежурных, с тем чтобы они не носили формального характера, а были наполнены конкретными делами, необходимыми для коллектива, чтобы дети понимали значимость их труда.
Я обращаюсь к дежурным как к своим помощникам, одобряю их действия, старательность, инициативу, умение выполнять задание ловко, экономными приемами. Так, перед приё мом пищи обращаяюсь к детям: «Спасибо вам, молодцы!» или же: «Ну как, можно начинать кушать?»
И после утвердительного ответа предлагаю: «Приглашайте ребят на завтрак».
Все это повышает отношение детей к делу. Они чувствуют, что их работа оценивается, что она нужна для коллектива, а моя положительная оценка поощряет их действия.
Приучаю детей благодарить дежурных за оказанную услугу, относиться с уважением к их труду, например: «Пропустите дежурных вперед, чтобы они пораньше вымыли руки, ведь им надо успеть накрыть на стол, пока все будут готовиться к обеду».
Опираясь на дежурных, повышается их значимость для нормальной жизни группы, тогда у детей не пропадает интерес к работе, а растет ответственность за выполнение порученного дела. Этому же способствуют и занятия, на которых я предлагаю детям рассказать о том, «как мы дежурим».
Помимо разных познавательных задач, формирования речи, здесь решаются важные воспитательные задачи: учу детей положительно оценивать поступки товарищей, доброжелательно относиться к ним, уметь замечать затруднения, прийти на помощь.
В содержание труда дежурных по столовой входит полная сервировка стола, уборка после еды. Увеличиваются требования к темпу работы, проявлению организованности в ее процессе, деловитости и самостоятельности.
Цель нашего исследования заключалась в следующем – определить, насколько сформировано трудолюбие у ребенка во время дежурства.
Данное исследование проводилось вместе с детьми. За ними было проведено наблюдение в процессе дежурства по столовой. Участвовало 20 детей.
В ходе этого исследования при организации работы дежурных определила, насколько овладели дети приемами работы, как используют необходимое оборудование, знают ли последовательность действий, ответственно ли выполняют порученное дело.
Анализируя отношение детей к дежурству, определила, к какой группе относится ребенок :
Группа А (низкий уровень) – дети дежурят небрежно, охотно передают свои обязанности другим, отказываются от дежурства, забывают о нем, не доводят дело до конца, считают, что порядок – дело помощника воспитателя, других детей.
Группа Б (ниже среднего) – отношение к дежурству неустойчиво, качество работы зависит от настроения.
Группа В (средний уровень) – выполняют свои обязанности хорошо, активно, не забывают о них, но не помогают другим, стремятся обязательно получить одобрение взрослых.
Группа Г (выше среднего) – дети охотно, хорошо дежурят, сами помнят о своих обязанностях. Если они не дежурят в данный момент, то все равно обращают внимания на непорядок в группе и устраняют его, просят назначить их дежурными.
Группа Д (высокий уровень) – дети постоянно стремятся участвовать в коллективной деятельности, хорошо работают, помогают товарищам в разных видах деятельности.
В ходе этого исследования дала каждому дежурному отдельное задание, например: «Кирилл накроет на первый стол, Алина — на второй, а Вика на третий».
Выполняя свою работу, каждый из детей должен был наблюдать за работой товарища, приходить к нему на помощь. В таких условиях есть возможность формировать положительные взаимоотношения между детьми: разъясняется, как надо оказывать помощь, и в каких случаях она нужна, показывается на конкретных примерах, как следует относиться к товарищу по общему заданию: «Вы договорились, что ты будешь раскладывать салфетки, а Ксюша поставит стаканчики. А сейчас, когда ты уже всё накрыл, помоги Диме. Видишь, он не успел. Сделай это вместе с ним, и тогда пойдете играть».
Я помогала детям разделить работу поровну, учитывать желания друг друга, а когда дети сами осуществляют эту деятельность, контролировала ее, иногда обращалась с вопросами: «Дружно ли вы работали? А как договаривались? Кто из вас какие дела сегодня выполнял, а как будете работать в следующий раз?»
По окончании работы особенно подчеркивала умение детей работать дружно, слаженно, помогая друг другу.
Часто детей соединяют в пары по принципу «умелый с неумелым». Я обратила внимание еще на одну деталь. У ребенка невротического склада, помимо “нормальной” лени, весьма часто наблюдаются проявления так называемой псевдолени как своеобразной защитной реакции. Когда малыш регулярно отказывается что-либо делать, это вполне может быть обусловлено тайным, тщательно замаскированным страхом неудачи.
Дети-невротики, в основном, не уверены в себе, из-за чего болезненно реагируют даже на самое ничтожное поражение, воспринимающееся, как великий позор, особенно если у него очень занижена самооценка. Такие дети обычно очень застенчивы. Им постоянно мнится, что они все делают плохо. А уж если однажды ему было сделано замечание или кто-то засмеялся, он предпочтет, чтобы его считали лентяем, лишь бы не травмировать свое слишком легко уязвимое самолюбие.
В этом случае постаралась сделать так: говорили, что в каком –то определённом моменте у этого малыша были явные успехи, что в следующий раз у него всё обязательно получиться.
Стоит с особым вниманием относиться и к специфической медлительности этих детей, которая на первый взгляд может показаться леностью. Такой замедленный темп, низкая активность или полное бездействие бывают обусловлены и обостренным чувством опасности “на ровном месте” (боязнь собак, домашних животных — он лучше будет стоять на месте как вкопанный, чем решится пойти туда, где находится предмет его страха). Иному ребенку (особенно мальчику) легче прослыть лентяем, чем признаться в трусости. Здесь не торопила ребёнка, а давали сделать такую работу, чтобы она не требовала от малыша быстроты выполнения поручения, например, поставить на стол салфетки или разложить вилки, вымыть одну игрушку.
Поэтому просила самого активного ребёнка помочь в этом.
Но, по-мнению многих педагогов, это приводит к желаемому результату только в том случае, если воспитатель обратит особое внимание на ребенка, умеющего справиться с заданием, на его стремление не только обучать навыкам другого ребенка, но и оставаться при этом ему хорошим товарищем: проявлять доброжелательное отношение к нему, не выполнять за него всю работу, не подчеркивать его неумение и т. д. А еще важно знать, что дети-невротики обладают повышенной нервной истощаемостью. Поэтому в тот день, когда он испытал даже мало-мальски незначительную перегрузку (смотрел долго перед сном телевизор или гулял на улице, вполне естественно, ребенок может отказаться убрать игрушки по местам.
Однако далеко не всегда бывает так. Нередки случаи, когда умелый выполняет всю работу целиком, а второй ребенок только значится дежурным.
Конечно же на начальном этапе были и свои трудности и ошибки из-за не знания индивидуальных особенностей личности детей.
Приведу типичные примеры.
Алина — собранная, внимательная и трудолюбивая девочка, дежурит вместе с Захаром., который не имеет достаточных навыков, часто отвлекается от дела, без особого желания участвует в труде. Она почти всю работу выполняет сама, никак не воздействуя на мальчика. В результате за три недели совместной работы Захар так и не научился выполнять задания, связанные с дежурством, не осознал ответственности за общее дело.
Нашим упущением в данном случае было то, что я обращала основное внимание на результат работы (все ли выполнено, вовремя или нет). А соответствие объема его работы и работы, выполненной каждым из детей не учитывали.
Илья — инициативный, уверенный и энергичный мальчик, дежурит вместе со своим товарищем Данилом З., нерешительным, но добросовестным и аккуратным. Под влиянием Ильи, проявляющего доброжелательное отношение к Данилу, последний действует более решительно, преодолевая свою робость. В результате все обязанности выполняют сообща, старательно, доводят дело до конца.
Этот пример говорит о том, что доброжелательные отношения между мальчиками, сложившиеся в повседневной жизни в группе, оказали положительное влияние и на совместную работу.
Диана хорошо знает обязанности дежурного, быстро и активно выполняет порученное дело, но с детьми часто бывает резкой, отвечает грубо, обижает, посмеиваясь над их неумением, подчеркивает свое превосходство. Дети не любят дружить с ней, так как неумелого она обижает, а умелого старается обогнать, исправляя его работу даже тогда, когда никакой необходимости в этом нет.
Примеры показывают, что вопрос об объединении детей для совместной работы является немаловажным в нравственном воспитании детей. Не всегда сочетание в пары «умелый с неумелым» приводит к положительным результатам. Очень важно учитывать и личные качества детей, воздействовать на ребенка, с тем чтобы во время работы дети не только выполняли задание, но и проявляли внимание друг к другу, оказывали помощь, регулировали возникающие недоразумения, обращались друг к другу в вежливой форме и т. д.
Так, Захара я учила быть более внимательным к делу, не отвлекаться. При этом опираться на пример Алины. Я разделила их обязанности, предложив мальчику самостоятельно накрывать на первый стол, а девочке — на второй стол.
Помогая Захару работать без отвлечений, подсказывая последовательность действий, обращая его внимание на работу Алины, добилась того, что и Захар научился работать более собранно, стремясь не отставать от Алины.
У Дианы же формировала доброжелательное отношение к товарищам: не подчеркивая ее умения, указывала на то, что многие дети в группе уже не только научились работать быстро, но и всегда помогают друг другу, без напоминания воспитателя сами видят, кому надо помочь.
О дружной работе Ильи и Данила рассказала всем детям, чтобы она стала примером для подражания.
Время от времени подчеркиваю растущие умения детей, обсуждаю с ними, что они еще могут делать; в беседе выделяю случаи проявления доброжелательного отношения к сверстникам, желания помочь няне. Приучаю детей заботиться о няне, предлагать ей свои услуги.
Очень важно в воспитательном отношении, чтобы и няня опиралась в своей работе на помощь детей, была терпелива к их неуверенным движениям и медленному темпу деятельности. Она оказывает нам большую помощь в обучении детей необходимым умениям.
На последнем этапе, когда дети дежурят по четвертому и даже пятому разу, я в совместной деятельности я буду отдавать приоритет дошкольникам. Я буду находиться не рядом, но близко, осуществлять визуальный контроль и по-прежнему буду готова напомнить, подсказать и помочь практически дежурным выполнять их обязанности. Хвалить детей за правильность выполнения рядовых операций, хорошее их качество. Когда уже все будет сделано, я подведу итог: "Как замечательно у нас все получилось! Вы почти все сделали сами, без моей помощи, самостоятельно. Я переживала, но у вас все получилось. Молодцы!"
Большую работу провожу с родителями по трудовому воспитанию детей.
Многие родители хотят развивать своих детей только интеллектуально и поэтому всё делают за своих детей: одевают, умывают, кормят с ложки и не задумываются над тем, что воспитывают ленивых потребителей, а ленивые люди не будут развиваться и интеллектуально. Для того, чтобы донести до родителей насколько важно трудовое воспитание с самого раннего детства я использую информационные доски, памятки для родителей в семью, беседы, консультации, родительские собрания, посвящённые этой теме. Радует то, что многие родители прислушиваются к советам, читают информацию и уже не торопятся утром побыстрей убежать, нервно раздевая ребенка, а дают возможность раздеться ему самому и сложить аккуратно вещи.
Таким образом, анализируя результаты, пришла к выводу, что дети трудятся без контроля, но только во время дежурства. Делают только то, что входит в их обязанности (группа Б) В этой группе большинство детей относится к группе Б –9 детей, но также есть дети которые относятся к группе А и В. Эти дети понимают значение труда, но не доводят его до конца, им необходим систематический внешний контроль (группа А) – 7 детей.
Другие дети трудятся вне дежурства, помогают другим. Появляется внутреннее побуждение к трудовой деятельности (группа В) – 4 ребёнка.
Можно сделать вывод, что у детей нашей группы трудолюбие проявляется на среднем уровне. Поэтому моя цель -довести детей до уровня группы Д и Г.