Организация дополнительных образовательных услуг в современном детском саду

Елена Попова
Организация дополнительных образовательных услуг в современном детском саду

Попова Елена Михайловна

Организация дополнительных образовательных услуг

в современном детском саду.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что организация дополнительных образовательных услуг в дошкольной образовательной организации (ДОО) - неотъемлемый компонент социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования. Современное дошкольное образование уже сложно представить без дополнительных образовательных услуг, в том числе платных.

Сегодня система дополнительного образования детей в условиях дошкольной образовательной организации все больше воспринимается как сфера услуг (услуг специфических, связанных с формированием личности человека, воспроизводством интеллектуальных ресурсов, передачи ценностей культуры) [1,2,3]. В силу этого процесс модернизации системы дополнительного образования способствует тому, что учреждения дополнительного образования детей становятся субъектами рынка образовательных услуг, в этой связи особую актуальность приобретают вопросы организации дополнительных образовательных услуг в современном детском саду.

Актуальность данного исследования определяется рядом объективно существующих противоречий между:

- требованиями, запросами потребителя образовательных услуг и полнотой предоставляемых услуг в образовательной организации;

- необходимостью использования дополнительных образовательных услуг как средства экономической самостоятельности образовательных организаций и недостаточным опытом работы в данном направлении.

Обозначенные противоречия обусловили выбор темы исследования: «Организация дополнительных образовательных услуг в современном детском саду».

Отсюда проблема исследования: каковы в настоящее время теоретические и практические основания реализации, совершенствования и организации дополнительных платных образовательных услуг как средства, обеспечивающего эффективное развитие экономической самостоятельности дошкольной образовательной организации?

Цель выпускной квалификационной работы: теоретически обосновать и практически совершенствовать организацию дополнительных образовательных услуг в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №38» г. Калтан.

Объект изучения - дополнительные образовательные услуги и их организация в дошкольном образовании.

Предмет исследования - совершенствование системы дополнительного образования детей в ДОО.

В своем исследовании мы исходили из предположения о том, что увеличение количества платных дополнительных образовательных услуг в современном детском саду обеспечит:

- удовлетворение социального заказа различных групп населения в части развития и образования детей дополнительно к исполнению государственного заказа, финансируемого бюджетными ассигнованиями;

- большие возможности для всестороннего развития детей;

- появление экономической заинтересованности у учреждения в части увеличения заработной платы педагогов и улучшения условий их труда;

- совершенствование материально-технической базы детского сада за счет привлечения средств, полученных от платных образовательных услуг.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические аспекты становления и функционирования системы дополнительного образования детей в Российской Федерации.

2. Исследовать проблему финансирования и организации дополнительных образовательных услуг в МБ ДОУ «Детский сад №38» г. Калтан.

3. Разработать и реализовать мероприятия по совершенствованию организации дополнительных образовательных услуг в МБ ДОУ «Детский сад №38» г. Калтан.

Изучение и анализ состояния дополнительного образования в Российской Федерации позволил увидеть, что понятие «образовательные услуги» с 90-х годов до сегодняшнего времени претерпело в нашей стране содержательное изменение. Так принятый в 1992 году закон «Об образовании» под такими услугами подразумевал деятельность образовательных учреждений, которая приносит дополнительную прибыль [6]. В то время образование являлось социальным благом, которое люди гарантированно получали бесплатно. Сегодня мы привыкли к тому, что образование стало услугой, предоставляемой в рамках образовательных стандартов. Правила предоставления таких услуг регламентируются постановлениями Правительства России (от 5.06.2001г., от 1.04.2003г.).

В законе «Об образовании» в 1992 году к образовательным услугам относилось «обучение по дополнительным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, углубленное изучение предметов и другие услуги» [6]. При этом указывалось, что «все это не может заменять основную деятельность, финансируемую из бюджета». Изменился и круг субъектов, которые могут предоставлять такие услуги. В 90-е годы это были, как правило, государственные и муниципальные образовательные учреждения. Причём наличие платных услуг и порядок их предоставления на договорной основе должны быть обязательно указаны в Уставе образовательного учреждения.

Сегодня система образования представляет собой рынок услуг. По определению ГОСТ Р 50646-94 и стандарта ИСО 9004-2 услуга – это прежде всего результат взаимодействия исполнителя и потребителя услуги. Услугой также называют процесс, включающий серию (или несколько) неосязаемых действий, которые по необходимости происходят при взаимодействии между покупателями и обслуживающим персоналом, физическими ресурсами, системами предприятия-поставщика услуг.

Основная образовательная услуга находит свое отражение в основной деятельности дошкольного учреждения, осуществляющейся в рамках государственного функционирования и направленной на реализацию стандарта минимума.

Наряду с понятием «образовательная услуга» существует категория «дополнительная образовательная услуга». Понятие дополнительная образовательная услуга строится на основе общего понятия услуги как некоторой деятельности, удовлетворяющей спрос [5].

Опираясь на этимологию понятия «дополнительный» и сущность понятия «образовательная услуга» мы сформулировали рабочее определение понятия «дополнительная образовательная услуга».

Таким образом, под дополнительной образовательной услугой мы понимаем - комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых образовательным учреждением возможностей получения образования в рамках его основной образовательной программы и приобретение дополнительных знаний, умений, навыков, развитие творческих и других способностей под руководством специалистов, с целью удовлетворения образовательных потребностей.

Дополнительные образовательные услуги можно разделить на платные и бесплатные. В детском саду их могут получать дети, как посещающие, так и не посещающие его. Особенность в том, что дополнительные образовательные услуги интегрируются с реализуемой в дошкольном учреждении основной образовательной программой для расширения содержания базового компонента образования и снижения учебной нагрузки на ребенка.

Платные услуги – хороший источник привлечения дополнительных средств. В статье 45 Закона «Об образовании» определено, что образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами [6]. При этом платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. Но, тем не менее, нормативная база организации дополнительного образования в дошкольных учреждениях в виде платных дополнительных образовательных услуг, недостаточно разработана.

В постановлении Правительства РФ от 05.07.2001 № 505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»предложен следующий их перечень: обучение по дополнительным образовательным программам; преподавание специальных курсов и циклов дисциплин; репетиторство; занятия по углубленному изучению предметов.

По утверждению М. Зацепиной, дополнительное образованиенеобходимо для дошкольников: во-первых, для включения ребенка в новую деятельность в новых условиях, в новом коллективе; во-вторых, это создание условий для боле интенсивного индивидуального развития личности дошкольника, которые не всегда обеспечивают дошкольное образовательное учреждение и семья [4]. Кроме того, важной представляется точка зрения, согласно которой для детей создаётся ситуация успеха, появляется возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда развиваются в традиционном учебно-воспитательном процессе.

Таким образом, организация дополнительных образовательных услуг в ДОО – неотъемлемый компонент социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования.

Анализ организации дополнительных образовательных услуг в МБ ДОУ «Детский сад №38» г. Калтан свидетельствует о возрастающих потребностях детского сада в дополнительных источниках финансирования, увеличении ассортимента предлагаемых услуг.

На сегодняшний день МБ ДОУ «Детский сад №38» г. Калтан оказывает 6 дополнительных платных образовательных услуг большому количеству воспитанников ДОУ, практически полностью удовлетворяя образовательные запросы семей.

Организация дополнительных платных образовательных услуг в детском саду строилась поэтапно.

1 этап – получение лицензии на оказание дополнительных платных образовательных услуг (Лицензия № 14983 от 30 апреля 2015 г.)

2 этап – составление программ кружков и секций, определение спектра дополнительных образовательных услуг.

На данном этапе проводилось анкетирование родителей с целью изучения запросов потребительского рынка (запроса родителей, и определения спектра дополнительных услуг. Результаты опроса определили спектр дополнительных образовательных услуг в детском саду.

3 этап – руководители кружков составляют и разрабатывают программу, перспективное планирование по дополнительному образованию, которая утверждается на педагогическом совете ДОО.

В МБ ДОУ «Детский сад №38» реализуются следующие образовательные программы дополнительного образования детей:

1. «Я читаю сам» (для детей 4-7 лет)

2. «Веселый язычок» (для детей 4-7 лет)

3. «Акварелька» (для детей 4-7 лет)

4. «Малыши крепыши» (для детей 3-4х лет)

5. «Пловцы» (для детей 4-7 лет)

6. «Малышки» (адаптационная группа, данная программа реализуется с марта по май для детей с 1,5 до 2-х лет).

На 4 этапе осуществлялся расчет родительской платы за оказание дополнительных платных образовательных услуг.

Согласно решению о внесении изменений в постановление Калтанского городского Совета народных депутатов «О дополнительных платных образовательных и других услугах, оказываемых муниципальными образовательными учреждениями города Калтан» от 23.12.2009 №14/152 были утверждены следующие тарифы на дополнительные платные образовательные и другие услуги, оказываемые муниципальными образовательнымиучреждениями города Калтана:

- 80 рублей – тариф устанавливается за один «академический» час оказания услуги на одного воспитанника (обучающегося) при формировании группы в количестве до 50% от установленной нормативной (предельной) наполняемости по типам и видам учреждений, групп воспитанников (обучающихся) и является максимально допустимым;

- академический час обучения определяется на основании СанПиН 2.4.1.3049-13 (п. 11.9)в следующей продолжительности:

• вторая младшая группа – 15 мин.

• средняя группа – 20 мин.

• старшая группа – 25 мин.

• подготовительная к школе группа – 30 мин.

В перечень льготных категорий граждан, для которых устанавливается оплата за дополнительные платные образовательные услуги, оказываемые муниципальными образовательными учреждениями города Калтана, в размере 50% от утвержденных тарифов,вошли: многодетные семьи (3 и более детей дошкольного и школьного возраста); родители-инвалиды, родители детей-инвалидов; семьи военнослужащих, пострадавших при исполнении обязанностей военной службы; ветераны боевых действий; матери-одиночки; малообеспеченные семьи, состоящие на учете в органах социальной защиты; граждане, осуществляющие опеку или попечительство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; участники ликвидации Чернобыльской аварии и приравненные к ним категории граждан; работники образовательного учреждения, получающие дополнительные платные услуги в образовательном учреждении, в котором трудоустроены.

Пятый этап предполагал назначение и подготовку специалистов по направлениям дополнительных образовательных услуг.

Шестой этап предполагал создание нормативной базы: положение об организации платных дополнительных образовательных услуг в ДОУ; заключение договора с родителями об оказании платных образовательных услуг; должностные инструкции педагогов кружков; издание заведующим приказов, утверждение расписания дополнительных услуг, прием заявлений от родителей; разработка необходимой документации (табель посещаемости кружка, программа, перспективный план).

Организациярекламной кампании определило содержание седьмого этапа: проведение общего родительского собрания с целью ознакомления с предлагаемыми дополнительными услугами (презентации кружков, секций и студий педагогами, осуществляющими дополнительные образовательные услуги); создание и распространение рекламных буклетов, объявлений, приглашений; проведение «Дня открытых дверей» с целью знакомства с проведением образовательных услуг; организация концертов, праздников, выставок детских работ, соревнований; информационные листы для родителей – мониторинг успехов детей, посещающих кружки и секции; индивидуальные беседы и консультирование родителей с целью выбора направлений дополнительных услуг; размещение информации о дополнительных образовательных услугах на сайте дошкольного учреждения.

На восьмом этапе осуществлялось заключение договоров с родителями и руководителями кружков.

Целью девятого этапа явился контроль качества оказания дополнительных образовательных услуг.

Следующим направлением экспериментального исследования было изучение степени удовлетворенности родителей оказываемыми дополнительными образовательными услугами.

Данные численности воспитанников, получающих дополнительные образовательные услуги в МБ ДОУ «Детский сад №38» за период 2015- 2018 годы представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Численность воспитанников, получающих дополнительные образовательные услуги в МБ ДОУ «Детский сад №38» г. Калтан

Анализ результатов показал тенденцию к росту в получении платных образовательных услуг (в 2016 г. рост по отношению к 2015 г. составил 19%, в 2017 г. рост по отношению к 2016 г. составил 49%).

Логическим подтверждением, полученных данных является увеличение дохода детского сада от организации дополнительных платных образовательных услуг. Данные анализа доходов от оказания дополнительных платных образовательных услуг представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Доход от дополнительных платных образовательных услуг

Доход от дополнительных платных образовательных услуг вырос с 10.800 руб. в 2015 г, до 128.160 руб. в 2017 г. Что свидетельствует об эффективности внедрения платного дополнительного образования в ДОУ.

Проанализировав рейтинг направлений дополнительных платных образовательных услуг, мы увидели, что среди наиболее востребованных оказался кружок «Пловцы». Данный кружок реализуется с 2016г. и с каждым годом количество детей по данному направлению возрастает. Если в 2016г. кружок посещали 4% от общего количества детей ДОУ, то в 2018г. это число возросло до 13% от общего количества детей ДОУ. Как показал опрос родителей, растет и степень удовлетворенности предоставляемых услуг в кружке «Пловцы» (см. рисунок 3).

Рисунок 3 - Степень удовлетворенности предоставляемых услуг в кружке «Пловцы»

Среди лидеров по востребованности среди потребителей образовательных услуг оказался кружок «Веселый язычок». Так в 2016г. кружок посещали 10% от общего количества детей ДОУ, то в 2017г это число возросло до 19% от общего количества детей ДОУ. Показатели степени удовлетворенности предоставляемых услуг в кружке «Веселый язычок» представлены на рисунке 4.

Рисунок 4 - Степень удовлетворенности предоставляемых услуг в кружке «Веселый язычок»

В 2018 г. в ДОУ, стал реализовываться новый «Я читаю сам» количество детей посещающих данный кружок составляет 16% от общего количества детей ДОУ, что свидетельствует о востребованности данной услуги у потребителя.

Достигнутые успехи в реализации дополнительных платных образовательных услуг в детском саду (высокая степень заинтересованности и удовлетворенности детей и родителей, увеличения заработной платы педагогов и улучшения условий их труда, совершенствование материально-технической базы детского сада за счет привлечения средств, полученных от платных образовательных услуг) являются результатом их продуманной организации, что подтверждает гипотезу нашего исследования.

Дальнейшую оптимизацию организации дополнительных платных образовательных услуг в детском салу мы видим в создании условий для социального партнерства ДОУ; дальнейшего совершенствования материально- технической базы детского сада за счет привлечения полученных средств от платных образовательных услуг; совершенствование управления в организации дополнительных образовательных услуг, например, обновление нормативной базы, создании прозрачности, открытости системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации; организация рекламы, оказываемых ДОУ дополнительных услуг, с использованием ее разнообразных видов, формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей; создание эффективной системы статистики и мониторинга дополнительного образования детей; разработки и внедрении механизма материального и морального стимулирования педагогических работников, добившихся высоких результатов в своей работе.

Литература:

1. Бармашева Н. Н., Гаврилина И. В., Зайчикова А. И. Бизнес-план в детском саду: Методические рекомендации. М.: Сфера, 2008. 48 с. Законодательство в образовании: Сборник основных нормативно-правовых документов. М.: СГУ, 2004. 164 с.

2. Березина В. А. Дополнительное образование детей в современных условиях / В. А. Березина. // Нормативные документы образовательного учреждения. - 2012. - № 3. - С. 17-19.

3. Евладовой Е. Б, Золотаревой А. В, Паладьева С. А Интеграция общего и дополнительного образования / Практическое пособие – М.: АРКТИ, 2009.

4. Зацепина М. Дополнительному образованию в ДОУ – 10 лет!»// Обруч, № 3, - 2006, - М.:Учредитель: ООО «ЛИНКА-ПРЕСС», с. 3-7.

5. Куркина О. Е. Дополнительное образование детей : учеб. пособие / - М.: ВЛАДОС, 2008. - 256 с

6. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012. №273 – ФЗ.

7. Шинкарева Л. В., Воробьева А. А. Дополнительные образовательные услугив дошкольном учреждении: понятие, виды, особенности реализации // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. —Пермь: Меркурий, 2011.

Публикации по теме:

Современные дети в современном детском саду «СОВРЕМЕННЫЕ ДЕТИ В СОВРЕМЕННОМ ДЕТСКОМ САДУ» Климова Валентина Михайловна МБДОУ детский сад №1 «Аленушка», инструктор по физической.

Актуальность Лего-конструирования в современном детском саду Доказано неоднократно, что когда ребенок рождается, то он учится. Он учится абсолютно всему: ползать, затем ходить, кушать ложкой, играть,.

Организация образовательной среды в детском саду «Макеты в детском саду»Организация образовательной среды в детском саду «Макеты в детском саду» все воспитатели - это творческие люди. Как только у меня появляется свободная минута - я начинаю творить. Многое создается руками моих.

Оформление и оснащение кабинета дополнительных услуг «Лаборатория открытий» ДОУ в соответствии с ФГОС На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации ведущего вида деятельности в познании окружающего.

Организация предметно-развивающей среды в современном детском саду Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Плешановский детский сад №1» Из опыта работы воспитателя: Бузаева.

Положение о бесплатных дополнительных образовательных услугах в ДОУ ПОЛОЖЕНИЕ о бесплатных дополнительных образовательных услугах в МБДОУ «Детский сад №» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет.

Реализация дополнительных образовательных услуг как условие обеспечения качества и вариативности дошкольного образования Основной стратегической задачей современного дошкольного образования является создание таких условий, в которых дети с раннего возраста.

Эссе «Я воспитатель в современном детском саду» Я -воспитатель детского сада. Люди нашей профессии, это особенные, талантливые и вечно молодые люди. Не каждый отважится посвятить жизнь.

Эссе на тему «Воспитатель в современном детском саду» Эссе на тему «Воспитатель в современном детском саду» Я работаю воспитателем в детском саду. И считаю, что воспитатель – одна из самых важных.

Здоровьесберегающие технологии в современном детском саду Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Организация дополнительных образовательных услуг в современном детском саду
Опубликовано: 29 октября 2018 в 18:47
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 июля. День воздушных змеев на МААМ

Детской игрушке и древнейшему устройству, которое использовали даже для устрашения врага, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы...

28 июля. День гусенички на МААМ

В продолжение знакомства детей с миром живой природы предлагаем провести актуальное занятие, посвящённое гусеницам и их превращению в бабочек. Сделать такое занятие полезным и разнообразным поможет опыт...


Горячие темочки