Елена Кузьминых
Организация дополнительных услуг в ДОУ для детей, не посещающих дошкольные учреждения города
▼ Скачать + Заказать документы
Социализация детей раннего возраста,
не посещающих детский сад,
Слайд №1
В последние годы в нашей стране наблюдается рост рождаемости. Однако, родители, после появления малыша вскоре сталкиваются с проблемой их устройства в дошкольное учреждение. А что делать тем, кто не попал в образовательное учреждение? Как родителям узнать, какие элементарные знания об окружающем мире можно дать малышу в раннем возрасте, как подготовить своего ребёнка к поступлению в детский сад. Ответы на эти вопросы можно получить в школах раннего развития, которые сейчас стали популярны в больших городах. Сегодня мы хотим предоставить свой опыт педагогической деятельности по актуальной проблеме образования на тему «Социализация детей раннего возраста, не посещающих детский сад, через организацию Школы раннего развития «Кнопочка».
Публикация «Организация дополнительных услуг в ДОУ для детей, не посещающих дошкольные учреждения города» размещена в разделах
Слайд № 2 Условия
В 2010 году творческой группой нашего детского сада было принято решение об организации услуг для детей раннего возраста, не посещающих детский сад. С этой целью вначале была проведена предварительная работа: был изучен спрос на такого рода услугу, были размещены объявления о наборе в школу раннего развития для детей от 1,5 до 3 лет, не посещающих детский сад. Данный вид услуги оказался востребованным. Для школы раннего развития были выделены отдельные помещения: спортивный зал, игровая комната, раздевалка, приобретено игровое оборудование.
Следующим этапом нашей работы стала разработка дополнительной образовательной программы.
Слайд № 3
Данная программа прошла экспертизу в Институте развития образования города Кирова и рекомендована к использованию за рамками основной общеобразовательной программы.
Программа «Школа раннего развития «Кнопочка» направлена на обеспечение ранней социализации детей от 1 года до 3 лет. Её цель: поддержка сознательного родительства в современной семье через взаимодействие педагога, мамы и ребенка в специально организованной деятельности, успешная социализация ребенка к условиям детского сада.
Программные задачи мы разделили на две группы:
1 группа – задачи по отношению к ребёнку
2 группа – задачи по отношению к родителю.
• научить родителей, как организовать детскую деятельность в домашних условиях;
• стимулировать познавательно-речевое развитие детей раннего возраста;
• подготовить маму с малышом к поступлению в детский сад.
Слайд № 4
Программа Школы разработана в соответствии с требованиями к дополнительному образованию в ДОУ. Её содержание учитывает возрастные особенности детей, предусматривает всестороннее развитие ребенка по 4 основным направлениям: социально-личностное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое и физическое развитие. Особенность программы заключается в том, что родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Они получают определё нные знания в различных видах совместной деятельности с детьми: в игре, наблюдении, экспериментировании, решении проблемных ситуаций.
Познавательно-развивающий блок включает в себя совместную деятельность педагогов, родителей и детей по образовательным областям, которые вы видите на слайде. Совместная деятельность построена на динамичной смене её различных видов: познавательно-исследовательской, коммуникативной, игровой, двигательной, музыкально-художественной. Блок свободная деятельность направлен на развитие коммуникации и социализации детей в специально подготовленной педагогами предметно-развивающей среде, на которую отводится до 50 % времени занятия.
Сейчас мы остановимся поподробнее на каждом из блоков:
Слайд № 5
1На познавательных занятиях (занятие от слова «занимательное») мы используем такие формы работы, как наблюдение,предметные игры, экспериментирование и рассказ взрослого. 2В игровой форме дети с удовольствием познают свойства воды: мокрая, плещется, прозрачная. Они собирают камушки со дна бассейна, пускают в плавание уточек, кораблики, стирают красивые платочки. 3Дети знакомятся с окружающим миром, что способствует расширению общего кругозора, развитию сенсорики, пробуждения интереса к познавательно-исследовательской деятельности. 4Наша школа формирует элементарные представления о величине и цвете предметов у малышей, включает игры на развитие тактильных ощущений, мелкой моторики. 5Вместе с детьми из мягких модулей возводим замки, подбираем мышкам домики по цвету, кормим курочек и цыплят большим и маленьким зерном. Разучиваем весёлые потешки и короткие стихи, играем в подвижные и малоподвижные игры. 6Важную роль в организации таких занятий играют атрибуты и оформление игровой комнаты. 7Мы создаём подходящую атмосферу с помощью игрушечной посуды, мебели, игрушек и всевозможных предметов, которые создают ощущение сказки и праздника. 8Такой подход вызывает у ребёнка положительные эмоции и дарит ему новые незабываемые впечатления, а также раскрывает его творческий потенциал.
Слайд № 6
1Занятия по физическому развитию включают в себя простейшие общеразвивающие упражнения, ползанье, лазанье, бросание, катание, ходьбу, развивающую равновесие. 2Помощниками нам выступают мамы, папы и даже бабушки, 3которые проделывают все упражнения вместе с детьми, помогают, исправляют, если у детей что-то не получается.
4В такие занятия обязательно включаем пальчиковую гимнастику, учим выполнять дыхательные упражнения. Родители делают массаж, сопровождаемые стишками.
5С большим интересом и желанием дети выполняют задания, где используется разнообразное спортивное оборудование: мячи, фитболы, кегли, конусы, обручи, флажки.
6Каждое занятие имеет сюжетную линию. К малышам приходят сказочные персонажи, животные, птицы, игрушки или дети сами отправляются к ним в гости. 7Например, путешествуя по сказке «Три медведя», вместе проходим по лесным массажным дорожкам, 8накрываем стол, в виде весёлой эстафеты, проводим тематическую подвижную игру.
Слайд № 7
1На занятиях по изобразительной деятельности дети вместе с родителями входят в удивительный мир экспериментирования. 2В процессе творчества используются разные виды материалов – из простой бумаги делаем обычную аппликацию, из жатой – объёмную. 3Цветной крупой посыпаем контур готового рисунка, из фасоли и гороха выкладываем дорожки, бусы, солнышко. 4Очень часто используем вместо пластилина тесто или массу для лепки. 5Часто рисуем пальчиками, ладошками. Например: «Дождик из тучки», «Нарисуй пятнышки для жирафа», «Моя лошадка». Всё это делает процесс увлекательным для детей, познавательным для родителей и одновременно развивает мелкую моторику малышей. 6После занятий родители интересуются, как закрепить полученные знания, как познакомить детей с тем или иным способом изобразительной деятельности.
Слайд № 8
1 Очень интересно наблюдать за самыми маленькими детьми, когда они впервые приходят на музыкальное занятие вместе с мамами. Чаще всего, малыш пытается сесть в сторонку и с любопытством наблюдает за действиями других детей и педагогов,2 а затем постепенно от занятия к занятию с помощью взрослых начинает всё активнее включаться в игровые действия. Заинтересовавшись новой игрушкой или предметом, ребёнок пытается выполнять первые в своей жизни притопы ногами, хлопки, кружение по одному и в паре с мамой. 3В максимально ненавязчивой форме малыши вместе с мамами учатся играть на музыкальных инструментах (погремушках, колокольчиках, тамбуринах, барабанах, ложках, треугольнике, 4учатся ритмично топать, хлопать, слушать музыку, различать её громкое и тихое звучание, передавать в движении образы разных животных. 5Видя и слыша, как поют педагоги и мамы, даже те дети, которые ещё не умеют говорить, уже пытаются во время пения открывать ротик и подпевать долгие и короткие гласные звуки, а говорящие дети - пропевать самые простые, повторяющиеся слова в песенках. 6Дети, которые прошли полную программу наших занятий и затем поступили в наш детский сад, на музыкальных занятиях сразу отличаются от основной массы детей своей активностью, заинтересованностью, организованностью, умением слушать и слышать.
Слайд № 9
В свободной деятельности дети получают свой первый социальный опыт. В игровой комнате есть горка для катания, тоннель для пролезания, сухой бассейн, игрушки-каталки, что обеспечивает двигательную активность детей, создаёт положительный эмоциональный настрой. Для развития сенсорных способностей, познавательной активности имеются дидактические игрушки и настольные игры, опытный центр. Дети по желанию собирают крупные напольные пазлы, составляют по цвету и размеру пирамидки, одевают кукол, строят высокие башни и крепости из мягких модулей и конструктора. Во время игр малышей родители наблюдают со стороны за своим ребёнком, оценивают его умения, получают консультации по вопросам воспитания, по организации детской деятельности.
Слайд № 10
Видеоролик организация свободной деятельности.
На фоне видеоролика:
Мы консультируем родителей по вопросам воспитания и обучения детей раннего возраста, в Школе оформлен родительский уголок, где можно прочитать консультацию или посмотреть буклеты об особенностях психического, физического и познавательного развития малышей.
Слайд № 11 Результаты
Ежегодно мы проводим анкетирование родителей, где они отмечают влияние работы Школы раннего развития «Кнопочка» на своих детей. Стабильно каждый год определяются следующие результаты:
• повышение эмоциональности, самостоятельности, активности ребёнка, развитие его потребности в общении;
• у всех малышей появился интерес к общению со сверстниками.
• отмечен скачок в речевом, интеллектуальном и социальном развитии.
Педагогами нашего детского сада зафиксирована лёгкая адаптация при поступлении выпускников школы в наше дошкольное учреждение, опережающее развитие и организованность по сравнению с другими сверстниками.
По отношению к родителям мы можем выделить следующие результаты:
• повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития малышей раннего возраста,
• расширение знаний о возможностях своего ребёнка,
• овладение способами организации детской деятельности в домашних условиях.
Слайд № 12
Самой лучшей наградой для нас является большой спрос на услуги нашей школы и положительные отзывы о её работе родителями наших воспитанников.
Видеоролик
Слайд № 13
Опыт работы Школы раннего развития «Кнопочка» получил высокую оценку на всероссийском уровне и награждён золотой медалью с дипломом лауреата национальной премии «Элита Российского образования» в номинации «Лучшее дошкольное образовательное учреждение – 2011».
Свои перспективы мы строим на будущее, так как с уверенностью говорим, что наша школа всегда будет интересна внимательным родителям, ведь она является первой ступенькой социального опыта в специально организованных условиях, для детей не посещающих детский сад.