Получи документы

Организация двигательной активности детей в течение дня с использованием мордовского фольклора

светлана веряскина
Организация двигательной активности детей в течение дня с использованием мордовского фольклора

Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических потребностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития. Поэтому особое значение я придаю развитию движений детей. Для решения этой задачи, необходимо, во-первых, создать для каждого ребенка возможность достаточно двигаться, научить правильно, двигаться, заложить основы физической культуры; во-вторых, обеспечить индивидуальный подход к детям, своевременно выявить отклонения в развитии двигательных функций и вести коррекционную работу.

Публикация «Организация двигательной активности детей в течение дня с использованием мордовского фольклора» размещена в разделах

Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор. Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать.

На данный момент существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогом. Я считаю, что наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Поэтому в воспитании дошкольников широко использую фольклор, который способствует не только формированию эмоционально положительного отношения к миру как к чуду, но и познавательному развитию.

Фольклор как сокровище русского и мордовского народа находит своё применение в различных разделах работы с дошкольниками в том числе и в оздоровительной работе.

При отборе фольклорных произведений я опираюсь на следующие принципы:

1. Доступность содержания детям дошкольного возраста.

2. Познавательная и нравственная значимость

3. Возможность формирования на их основе умения "чувствовать" окружающий мир.

В своей работе я использую технологии сохранения и стимулирования здоровья. К ним относятся:

Утренняя гимнастика

Динамические паузы и физкультминутки

Подвижные игры

Пальчиковая гимнастика

Дыхательная гимнастика

Бодрящая гимнастика

Большое значение уделяю организации утренней гимнастики.

Проведение утренней гимнастики играет большую роль в формировании двигательных качеств личности, организованности, умении планировать свою деятельность и в психическом развитии в целом, помогает подготовить организм к дневному бодрствованию. Утреннюю гимнастику я провожу с использованием фольклорного материала, как мордовского, так и русского. Совместно с инструктором по физической культуре мы разработали комплекс упражнений утренней гимнастики с использованием мордовских танцевальных движений в сопровождении мордовской музыки.

Например: «Клубочек», «Лебедушка», «Дробилки», «Вертушок», «Волны»,

«Зеркальце», «Дружба», «Замочек», «Солнышко», «Лепим» и многие другие.

(«Клубочек») («Дробилки»)

Завивайся-ка, клубочек Раз, два,три, раз, два, три

Побыстрей, побыстрей Ноги топают смотри

А мордовские девчонки Руки тоже в пляс пошли

Всех на свете веселей К вам мордовочки пришли!

(«Зеркальце») («Дружба»)

Вот мордовочка идет Наша руки мы сцепили

И от солнца жмурится, Дружба крепкая у нас,

Руки «зеркальцем» несет Каблучки заговорили

На себя любуется. Наш мордовский перепляс.

Остановлюсь на динамических паузах и физкультминутках. Динамические паузы и физкультминутки, как элемент двигательной активности, предлагаются детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Динамические паузы проводятся в течение всего дня и выполняют следующие функции:

Развлекательную – создают благоприятную атмосферу;

Релаксационную – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;

Коммуникативную – объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию межу собой;

Воспитательную – формирует моральные и нравственные качества

Обучающую – дают новые знания, умения, навыки, и закрепляют их

Развивающую – развивают речь, внимание, память, мышление – возникшие психологические процессы

Коррекционную – «исправляют» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка.

Профилактическую – предупреждают появления психологических заболеваний

Лечебную – способствуют выздоровлению.

Я разработала физкультминутку по стихотворению мордовского поэта Федора Бобылева «Лягушки-попрыгушки» и считалки.

Майский вечер был так тих, Фкя, кафта-пилькнень ладяйть тяфта.

Квакали лягушки, колма, ниле, веете-кяттнень вяри

Хлынул дождик вдруг на них, кепотть.

Словно из кадушки. Ниле, вете, кота Фке аськолкста потак.

Всполошились: Сисем, кафкса, вейхкса –цяпайте

Квак! Квак! Квак! кяттнень вельхксот.

Мокнуть неохота, Фкя, кафта-комотнеда тяфта.

Дружно с кочек и коряг

Прыгнули в болото.

Особое место в двигательной активности детей занимают подвижные игры.

Игра и движение для ребенка не только жизненная необходимость - это сама жизнь. Правильно подобранные и организованные игры решают целый комплекс оздоровительных, воспитательных и образовательных задач. С помощью игр ребенок познает окружающий мир. Знакомится с обычаями и традициями разных народов, в том числе и мордовских. В своей работе я использую мордовские подвижные игры.

( Например: Подвижная игра «В петушка»(АТЯКШЕКС); «В ворону»(ВАРСИКС).Разнообразные подвижные игры с правилами, способствуют развитию восприятия отдельных вещей, наблюдательности, формированию и совершенствованию координации движений, быстроты, силы, меткости, выносливости и других психофизических качеств.

Подвижные игры с элементами эстафеты.

Подвижная игра «Наша горка» (Минек пандось, «В слепую старуху» (Сокор Бабосо»)

Теперь поговорим о пальчиковой гимнастике.

Пальчиковая гимнастика - развивает не только мелкую моторику рук ребенка, но и активизирует речь, память,внимание, мышление, улучшает пространственную организацию, является мощным средством повышения работоспособности. Пальчиковые игры, разработанные на мордовском фольклорном материале, максимально полезны для развития ребёнка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Художественный мир народных песенок и потешек построен по законам красоты. Суть фольклорных текстов — действие. Действия персонажей, движение событий, рождение конфликтов и их разрешение создают единственную в своём роде, удивительную, движущуюся стихию жизни. Я разработала несколько комплексов пальчиковой гимнастики на основе мордовских потешек.

Ай, Ацици – ацици, Тя –атяня,

Измарались рученьки! Тя –бабаня,

В корытце вымала, Тя –стирня,

Полотенцем вытерла. Тя –цераня,

Ты мой перстенечек, Тя –шеерня,

На руке браслетик. Кштр, кштр. шеерне кяшсь.

(При последних словах пощекотать ладошку ребенка, показывается, куда спряталась мышка.)

После дневного сна дети с удовольствием делают бодрящую гимнастику.

Бодрящая гимнастика- это разминка после сна с использованием различных упражнений.

Организм ребенка после сна требует постепенного «пробуждения»! и подготовки к активной деятельности. Поэтому после подъема детей целесообразно провести комплекс физических упражнений, который поможет детскому организму перейти от сна к бодрствованию. Я использую такие упражнения,как потягивание, поднимание и опускание рук и ног, упражнения направленные на профилактику плоскостопия. Для профилактических целей нами изготовлен коврик дорожка с пуговицами. Дети с удовольствием ходят по нему после дневного сна.

Дорожка прекрасно массажирует ступни малыша, укрепляет мышцы и

связочный аппарат стопы, защищает организм в целом.

Я провожу бодрящую гимнастику в таком порядке. Включаю спокойную

мордовскую музыку. («Панжи,панжи лаймэ порась.», или «Вай паксяса,Вай паксяса» и др. музыку)

Добрыми ласковыми словами бужу детей. Прошу детей сходить в туалет.

Затем дети опять ложаться в постель и начинаем бодрящую гимнастику

Используя мордовские потешки

Дюгу-дюгу, дюгушти,

Машенька разумница!

Подрастет до осени!

Достанет до полочки,

Блин возьмет масляной,

Дюгу-дюгу,дюгошти,

Подрастет до осени!

Дотянется до стола,

Супчика покушает.

Все упражнения гимнастики после сна выполняются в медленном темпе. Без резких движений, с равномерным дыханием. Все это способствует активному включению детского организма в рабочий ритм и дает возможность детям укрепить здоровье.

Дыхательная гимнастика развивает еще несовершенную дыхательную систему ребенка, укрепляет защитные силы организма и имеет ряд преимуществ. Она основана на носовом дыхании. Не случайно поэтому, йоги предупреждают :если дети не будут дышать через нос, то не получат достаточно умственного развития, так как носовое дыхание стимулирует нервные окончания всех органов, находящиеся в носоглотке. И наша задача научиться и научить детей правильно дышать. Дыхательные упражнения могут проводиться во время утренней гимнастики, гимнастики пробуждения или на прогулке. На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям одними из сложных. И тем важнее помочь детям, превратив скучные упражнения в веселую игру. В этом мне помогает мордовский фольклор.

( например: Солнышко,выйди, выгляни,

Каши масляной ложку дам!

Солнышко, выйди, выгляни,

Красного петушка тебе дам!

В моей группе:

-сделаны картотеки по всем видам гимнастик (утренняя, бодрящая, пальчиковая, дыхательная гимнастика и другие).

-ведется тетрадь здоровья

-на каждого ребенка заведены паспорта здоровья

Свое выступление я хочу закончить такими словами.

«Забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя.

От жизнедеятельности, бодрости детей,

зависит их духовная жизнь, мировоззрение,

умственное развитие, прочность знаний,

вера в свои силы….» В. А. Сухомлинский

Публикации по теме:

Малые формы фольклора для организации двигательной активности детей группы раннего возраста Одной из важнейших задач нашего общества является формирование жизнеспособного, здорового подрастающего поколения. Одним из факторов, формирующих.

Организация двигательной активности у детей с ЗПР в ДОУ «Организация двигательной активности у детей с ЗПР в ДОУ» Кафидов А. В. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад.

Рациональная организация двигательной активности детейРациональная организация двигательной активности детей Движение – это огромная радость, которая проявляется от удовлетворения естественной потребности ребенка в двигательной активности, от познания.

Организация подвижных игр как средство повышения двигательной активности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №59 «Ягодка» Доклад на педсовет: «Организация подвижных.

Использование фольклора в развитии двигательной активности детей Использование фольклора в развитии двигательной активности детей Подготовила: Воспитатель первой квалификационной категории.

Конспект прогулки с использованием разных форм двигательной активности для детей старшей группы «Кладоискатели» Конспект прогулки с использованием разных форм двигательной активности для детей старшей группы Тема «Кладоискатели».

Консультация для педагогов «Организация двигательной активности детей в зимний период на прогулке» «Организация двигательной активности детей в зимний период на прогулке» Прогулка - это один из важнейших режимных моментов, во время которого.

Консультация для воспитателей «Организация двигательной активности детей на прогулке» КОНСУЛЬТАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА ПРОГУЛКЕ, КАК ОДИН ИЗ ГЛАВНЫХ АСПЕКТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКОЕ.

Консультация для воспитателей «Организация двигательной активности детей на прогулке в летний период»Консультация для воспитателей «Организация двигательной активности детей на прогулке в летний период» "Организация двигательной активности детей на прогулке в летний период" Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной.

Организация двигательной активности детей младшего дошкольного возраста в режиме дня ДОУ Слайд №1. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию небольшой опыт работы по теме: «Организация двигательной активности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация двигательной активности детей в течение дня с использованием мордовского фольклора
Опубликовано: 24 сентября 2019 в 11:21
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД