МААМ-картинки

Организация двигательной активности на прогулке

Мищенко Ольга
Организация двигательной активности на прогулке

Организация двигательной активности на прогулке

Что означает двигательная активность?

Двигательная активность – это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.

Актуальность темы

Публикация «Организация двигательной активности на прогулке» размещена в разделах

Грамотная организация двигательной активности детей заключается в учете особенностей высшей нервной деятельности детей дошкольного возраста. Воспитатель должен правильно организовать прогулки и другие режимные процессы, чтобы ребенок в течении всего дня мог удовлетворить потребность в движении.

Таким образом, данная тема является актуальной, так как развитие двигательной активности, ее организация имеет непосредственное влияние на физическое и нервно-психическое, интеллектуальное развитие ребенка, а также на становление его поведения

Задачами развития двигательной активности детей дошкольного возраста являются:

Формировать и укреплять здоровье детей.

Развивать интерес к физическим упражнениям и подвижным играм.

Способствовать рациональному становлению двигательной активности на свежем воздухе.

Оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях.

Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности.

Появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья.

Значение прогулки

Прогулка – это один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. В ходе прогулки решаются оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки, повышается двигательная активность.

С помощью прогулок можно наладить состояние здоровья, укрепить иммунную систему, стимулировать работу мозга, предотвратить переутомление, увеличить кругозор воспитанников, развить их познавательные навыки, научить организации и дисциплинированности.

В детском саду используем разные формы двигательной активности на прогулке :

• Физкультурные занятия

• Дни здоровья

• Физкультурные праздники и досуги

• Подвижные игры

• Самостоятельная двигательная активность

• Индивидуальная работа

При планировании прогулки учитываю множество разнообразных факторов:

-погодные условия;

-возраст и контингент детей;

-наличие инвентаря и соответствующего оборудования;

-предыдущие занятия в группе и многое другое.

В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры (на веранде, которые не требуют большого пространства.

Каждый месяц разучиваются 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год). Каждая подвижная игра должна повторяться 4-5 раз в течение месяца, в зависимости от ее сложности. Это позволяет детям хорошо освоить и закрепить правила игры, а также сохранить интерес к ней.

Подбирая игры для дневной прогулки, обязательно учитываем предыдущую деятельность детей. После спокойных занятий (рисование, лепка) проводим игры более подвижного характера. Проводить их нужно со всей группой в начале прогулки. После физкультурных и музыкальных занятий проводим игры средней подвижности. Проводить их нужно в середине или конце прогулки.

Таким образом план должен включать игры:

Малоподвижные;

Игры средней активности;

Игры с высокой двигательной активностью.

Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений. (особенно в зимний период). Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры. Слежу за тем, чтобы дети не перегревались и не переохлаждались во время прогулок. Прогулки не рекомендуется завершать подвижной игрой, поэтому мы в конце прогулки играем в малоподвижные, спокойные игры( «Зоопарк», «Дедушка водяной»). По завершению прогулки дети спокойные поднимаются в группу, у них хороший аппетит, здоровый сон.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке провожу в различное время дня в соответствии с общепринятым режимом: утром, в середине дня и на вечерней прогулке. Время проведения подвижных игр и физических упражнений в старших группах:

на утренней прогулке – 20-25 минут.

На вечерней прогулке 12-15 минут.

Общее время двигательной активности детей на прогулке не менее 60 – 70 % от ее продолжительности при условии разнообразия движений.

Старшие дошкольники.

Старший дошкольный возраст является наиболее важный периодом для формирования двигательной активности. Дети 5 – 7 лет более самостоятельны и активны, чем младшие дошкольники. Их движения становятся более точными, быстрыми, ловкими, они лучше ориентируются в пространстве, увереннее действуют в коллективе.

Несмотря на достаточный двигательный опыт, самостоятельность и активность, дети старшего дошкольного возраста нуждаются в помощи и руководстве взрослого при организации подвижных игр и развлечений. Поэтому во время прогулок должна быть четкая организация детей и в тоже время детям должны представляться определенная свобода и самостоятельность действий.

Во время их проведения надо приучать воспитанников выполнять определенные правила. Дети должны научиться:

• начинать и прекращать игры по сигналу воспитателя;

• быстро и четко занимать места для начала игры;

играть честно без обмана: если был пойман или осален во время игры - быстро

• выходить на определенное место;

• во время ловли не ударять товарищей, а легко касаться рукой;

• не наталкиваться во время бега на других, уметь ловко увертываться, а если кто-то нечаянно толкнул – не обижаться;

• не убегать за границы площадки;

• не смеяться над тем, кто во время игры поскользнулся, упал, а, наоборот, подбежать и помочь товарищу подняться;

• играть дружно, не зазнаваться при победе, но и не унывать после проигрыша;

• выбирать ведущего с помощью считалки.

Игры, используемые на прогулке.

Прежде всего – подвижные.

Организуем их со всей группой, с подгруппами или индивидуально с детьми. «У медведя во бору», «Волк и зайцы», «Машина едет- стоп», «Лохматый пес», «Ровным кругом», «Мышеловка», «Пустое место», «Сороконожка», «Хитрая лиса», «Веселый гном», «Выше ноги от земли», «Змея», «Подбрось – поймай», «Пройди не задень» и другие.

Проводим дидактические игры и движения : «Угадай, что задумали», «Преодолей препятствие», «Найди свой домик», «Найди движение», «Кто знает больше движений?» и др.

А так же - спортивные игры: городки, футбол, хоккей, бадминтон. Эти игры подготавливают детей к ознакомлению с правилами этих игр и занятию спортом. Кто дальше прыгнет?», «Кто дальше бросит мешочек?», «Снайперы», «Через ручеек», «Попади в круг».

Игры в природе – это игры-экспромты с простыми правилами и незамысловатым сюжетом: «Прятки», «Жмурки», «Найди по следу», «Проползи-подпрыгни», «Сколько шагов (больших, маленьких?«Как прыгает зайка?» «Ветер веточки качает», «Ветер и снежинки», «Ходит кошка», «Море волнуется…» и др.

Игры-закаливания проводим: зимой – со снегом на участке; летом – с водой. Игры требуют строгой дозировки и разрешаются только здоровым детям.

На прогулке планируем и спортивные упражнения: весной, летом, осенью - катание на велосипедах, самокатах, добежать до березы, проскакать по дорожке до определенного ориентира, допрыгнуть до веревки и т. д.

Зимой - катание на санках, скольжение по ледовым дорожкам, ходьба на лыжах, пройти по снежному валу, перелезть через него, пройти по тропинке из снега, пройти след в след, перебросить снежок через снежный вал, съехать с горки и т. д. (Учитываем климатические условия) При этом мы учитываем индивидуальные особенности каждого ребенка и его самочувствие.

Важную роль в активизации двигательной деятельности играет спортивный инвентарь, который устанавливаем на участке или выносим из группы в соответствии с погодными условиями. Выходя на прогулку, дети помогают мне выносить игрушки и материал для игр и занятий на воздухе. Наличие должного оборудования на участке создает условия для совершенствования основных движений (бега, ходьбы, лазания, метания, прыжков, спортивных игр и упражнений, а также подвижных игр.

Физкультурные занятия на улице

Физкультурные занятия проводим 1 раз в неделю, на улице. Они способствуют развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и других важнейших систем организма детей. Во время физкультурных занятий на улице происходит постоянное чередование видов деятельности: более интенсивные упражнения чередуются с менее интенсивными, что позволяет поддерживать высокую работоспособность детей на протяжении всего занятия.

Дни здоровья

Дни здоровья проводим с детьми в соответствии с общеобразовательным планом. Они призваны содействовать оздоровлению детей и предупреждению утомления. Режим дня насыщается активной двигательной деятельностью детей, самостоятельными играми, развлечениями.

В холодное и в теплое время года – проводим на свежем воздухе. День здоровья начинаем с утреннего приема детей, который может проходить в шуточной форме (при помощи «Клоунов» и других шуточных героев). Детям предлагаем выполнить различные веселые задания, прежде чем они попадут в группу ( Например: это может быть «полоса препятствий», загадывание загадок о спорте и т. д.).

Физкультурные досуги и праздники

Широко применяем в течение года с детьми такую форму, как физкультурные досуги.

Физкультурный досуг – одна из форм активного отдыха. Его содержание составляют физические упражнения в форме веселых игр, эстафет, забав, развлечений.

При проведении досугов детей приобщаем к участию в различных соревнованиях. Дети с увлечением выполняют двигательные задания, при этом они ведут себя более непосредственно, чем на физкультурном занятии, и это раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. Хорошо когда физкультурные досуги сопровождаются музыкой.

Они повышают интерес к занятиям, оказывают благотворное воздействие на организм ребёнка, закрепляют двигательные умения и навыки, развивают двигательные качества (быстроту, ловкость, способствуют воспитанию чувства коллективизма, дружбы, развивает выдержку, внимание, смелость, упорство, организованность.

Не менее важное значение, мы уделяли самостоятельной двигательной деятельности детей в течение дня. Самостоятельная двигательная активность возникает по инициативе детей. Занимаясь самостоятельно, ребёнок сосредотачивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели. Мы старались, чтобы стимулом самостоятельной двигательной активности детей служили, прежде всего на участке различных игрушек, мелких и крупных физкультурных пособий.

Большое место в самостоятельной деятельности детей у нас в группе занимают подвижные игры с правилами: они развивают творческую инициативу, организаторские умения, сближают детей. Объединяя детей в небольшие группы при проведении подвижных игр с правилами, мы старались выделить застенчивых детей, в роли ведущих, вовлечь малоподвижных детей в двигательную деятельность.

Индивидуальная работа на прогулке

Во время прогулок ежедневно проводим индивидуальную работу с детьми: для одних организуем игры с мячом, метание в цель, для других - упражнения в равновесии, для третьих –упражнения с прыжками. Стоять на одной ноге, прыжки в длину, метание, ходьба по канату и т. д., в зависимости от того, в каком виде движений ему необходимо поупражняться, какие группы мышц потренировать.

Работа с родителями

Наши родители принимают активное участие в любых спортивных мероприятиях, досугах, квестах. А также - в маршруте выходного дня.

Мы в том году проводили мероприятие в парке отдыха под названием: «Мышкины развлечения», где дети играли в подвижные игры: «Кот и мыши», «Мышки в домике», «Кто больше соберет листьев» и танцевали с листочками, тем самым создали положительный эмоциональный настрой и у детей и у родителей.

А в этом году в п. Гончарка на территории дендропарка провели мероприятие под названием: «Осень в гости просим», где «Осень» пришла с играми песнями и танцами, а родители с детьми участвовали во всех конкурсах: тем самым отдых получился не только активным, но и веселым.

Заключение

В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр, утренней гимнастики, физкультурных занятий, дней здоровья, физкультурных праздников и досугов, расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях, развиваются ловкость, быстрота, выносливость, формируется самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.

Публикации по теме:

Повышение двигательной активности дошкольников на прогулке — игры на асфальте Лето — удивительная пора! И каждый peбёнок с нетерпением ждет, когда же наступит это прекрасное время. Для детей лето — особый период,.

Рациональная организация двигательной активности детейРациональная организация двигательной активности детей Движение – это огромная радость, которая проявляется от удовлетворения естественной потребности ребенка в двигательной активности, от познания.

Консультация для родителей «Организация двигательной активности детей дома»Консультация для родителей «Организация двигательной активности детей дома» Всем родителям хочется, чтобы их ребёнок рос здоровым, сильным и крепким. Однако не все знают, как этого добиться. Современная жизнь такова,.

Консультация для воспитателей «Организация двигательной активности детей на прогулке летом»Консультация для воспитателей «Организация двигательной активности детей на прогулке летом» Татьяна Костакова Добрый день, уважаемые коллеги! Лето – самая любимая пора всех детей!Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного.

Консультация для воспитателей «Организация двигательной активности детей на прогулке в летний период»Консультация для воспитателей «Организация двигательной активности детей на прогулке в летний период» "Организация двигательной активности детей на прогулке в летний период" Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной.

Методическое руководство по двигательной активности детей в самостоятельной деятельности на прогулкеМетодическое руководство по двигательной активности детей в самостоятельной деятельности на прогулке Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страничку. Наступило долгожданное лето и теперь (если,.

Оснащение центра двигательной активностиОснащение центра двигательной активности В нашей группе естьЦентр двигательной активности. Есть здесь и Мишка-любитель спорта. Вернее, их даже два. Благодаря.

Паспорт центра двигательной активностиПаспорт центра двигательной активности «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он.

Семинар-практикум с родителями «Организация двигательной активности дошкольников дома» Цель: Способствовать формированию у родителей потребности в приобретении теоретических знаний и практических навыков в организации двигательной.

Снежные постройки для двигательной активности детейСнежные постройки для двигательной активности детей Зима у нас долгая и холодная, но воспитанники и их родители все равно ждут её с нетерпением. Они знают, как только выпадет снег, на участке.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация двигательной активности на прогулке
Опубликовано: 21 января 2022 в 19:16
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД