Елена Баранова
Организация и проведение подвижных игр на прогулке с детьми младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В практике детского сада широко используются различные игры, но среди всего многообразия игр следует выделить особо подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия. Эти действия обусловлены сюжетом и правилами игры и направлены на достижение определенной условной цели, поставленной перед детьми.
Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Классификация подвижных игр
1. ПО СОДЕРЖАНИЮ:
Публикация «Организация и проведение подвижных игр на прогулке с детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
-СЮЖЕТНЫЕ имеют готовый сюжет, роли с определенными действиями «Кот и Мыши», -«Гуси-лебеди»
- БЕССЮЖЕТНЫЕ< типа ловишек, пряток, перебежек; игры с предметами - Кегли;
игры с элементами соревнования –эстафеты, аттракционы; спортивные игры –городки, бадминтон и т. д0 20
2. ПО ДВИГАТЕЛЬНОМУ СОДЕРЖАНИЮ (по видам движений)
- с ходьбой «Найди и промолчи» - с бегом «Лохматый пес», - с прыжками «Воробышки и автомобиль»,
- с лазанием «Ловля обезьян» - с метанием «Охотники и звери!»- с упражнением в равновесии «Совушка»
3. ПО СТЕПЕНИ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ
-игры большой подвижности «Хитрая лиса», Самолеты» - игры средней подвижности «Мышеловка»
- игры малой подвижности «Ручеек», хороводные игры
4. ПО ФИЗИЧЕСКИМ КАЧЕСТВАМ
- игры на развитие быстроты «Бабочки и стрекозы»
- на развитие ловкости «Перейди болотото» - на развитие выносливости «Ловишки» - на развитие силы «Перетягивание каната»- на развитие равновесия «Мухи и паук»
5. ПО ВОЗРАСТУ для раннего возраста, для 6 лет и т. д.
В младших группах детского сада наибольшее применение имеют сюжетные подвижные игры, а также простейшие игры без сюжета типа «ловишек» и игры-забавы. Бессюжетные игры с элементами соревнования, эстафеты, игры с предметами (кегли, кольцеброс, и т. п.) еще не доступны малышам. Вместе с тем в работе с детьми младшего дошкольного возраста широко применяются игровые упражнения, занимающие как бы промежуточное место между гимнастическими упражнениями и подвижными играми.
Методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое Педагогическое руководство ею. Особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательность и предвидение. Стимулируя у ребенка интерес к игре, увлекая его игровой деятельностью, педагог замечает и выделяет существенные факторы в развитии и поведении детей. Необходимо определить реальные изменения в знаниях, умениях и навыках. Важно помочь ребенку закрепить положительные качества и постепенно преодолеть отрицательные.
Планирование
- Подбирая игры, воспитатель должен учитывать предыдущую деятельность детей и последующую.
- На прогулке проводятся 2 игры. Подвижная и спокойная.
- В младшей группе общая длительность игры составляет 5-6 минут
- Игра повторяется 4-5 раз в течении месяца.
- На каждый день недели следует планировать игры разного содержания и характера.
Выбор игр. При отборе игр, способствующих физическому воспитанию детей дошкольного возраста, целесообразно ориентироваться на особенности их содержания, под которыми понимается, прежде всего, сюжет, тема игры, ее правила и двигательные действия. Именно содержание игры определяет ее образовательную и воспитательную значимость, игровые действия детей; от содержания зависит своеобразие организации и характер выполнения двигательных заданий.
Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимается во внимание также место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и другие условия. Нужно учитывать и степень организованности детей, их дисциплинированность.
Собрать детей на игру можно разными приемами. В младшей группе воспитатель начинает играть с 3—5 детьми, постепенно к ним присоединяются остальные. Иногда он звонит в колокольчик или берет в руки красивую игрушку привлекая внимание малышей и тут же вовлекая их в игру.
Прежде всего, нужно создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят ее правила, более четко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Можно, например, прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре. Подвести к игре нередко удается и путем вопросов, загадывания загадок. Хороший результат дает и короткий рассказ, прочитанный или рассказанный воспитателем непосредственно перед игрой.
Объясняя игру важно правильно разместить детей. Детей младшей группы воспитатель чаще всего ставит так, как это нужно для игры (в круг). В младшей группе все объяснения делаются, как правило, в ходе самой игры. Не прерывая ее, воспитатель размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать. Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким, точным и эмоциональным, оно часто сопровождается показом Большое значение при этом имеет интонация. Объясняя, особо нужно выделить правила игры. Движения можно показать до начала или в ходе игры. Успешное проведение игры во многом зависит от удачного распределения ролей, поэтому важно учитывать особенности детей. В играх с детьми младшего возраста воспитатель сначала берет на себя исполнение главной роли (например, кота в игре «Воробышки и кот»). И только потом, когда малыши освоятся с игрой, поручает эту роль самим детям. Еще во время объяснения он назначает водящего и ставит остальных играющих на свои места, но с этой целью могут быть использованы и считалки. Иногда выполнившие роль водящего сами выбирают себе заместителя.
Необходимо учитывать наличие оборудования, стоящее на площадках и свободного пространства.
- При выборе игры нужно учитывать кол-во детей, принимающих участие.
- В холодную сырую погоду не следует планировать игры с пением.
- Рекомендуется проводить игры, сюжет которых соответствует сезону.
- Не следует включать игры с движениями, требующие большой амплитуды.
- Не желательно давать игры с продолжительным бегом.
Игры не должны быть слишком длинными; обязательно нужно делать паузы для отдыха. - В работе с малышами рекомендуется использовать игры с небольшим художественным текстом, который подсказывает детям движения и заменяет в игре правила ("Зайка беленький сидит", "По ровненькой дорожке", "Поезд" и др.)
Характерная особенность подвижной игры - комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.