Пантилеева
Организация и проведение утреннего круга как условие поддержки детской инициативы
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно ФГОС ДО одном из приоритетных задач социально-коммуникативного развития детей является развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
Развитие такого взаимодействия можно выстраивать используя технологию «Утренний круг или утренний сбор» Натальи Петровны Гришаевой.
Публикация «Организация и проведение утреннего круга как условие поддержки детской инициативы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Утреннее приветствие, утренний круг
- Темочки
Технология «Утренний круг» позволяет задать тон для благоприятного и дружеского общения и устанавливает атмосферу доверия, основанную на демократических принципах на весь день. Утренний сбор строится на позиции интегративного подхода, создает условия для социального, эмоционального и интеллектуального развития каждого ребенка в группе.
В зависимости от возраста детей утренний круг или сбор длится от 10 до 15 минут.
Целью организации утреннего круга является : организация свободного речевого общения детей, установление эмоционального контакта.
Цель реализуется через решение следующих задач:
. создать условия для формирования у детей мотивации к взаимодействию и общению;
• активизировать навыки детей, касающиеся коммуникации, планирования и организации собственной деятельности в течение дня пребывания в ДОУ
• учиться выбирать совместно с другими детьми виды совместной деятельности;
• развивать познавательную сферу: зрительное и слуховое внимание, восприятие, память и др;
. формировать представления детей об окружающем мире.
Сегодня я хочу вас познакомить с проведением группового сбора «утренний круг», который является частью ежедневного распорядка дня. Проводится он в определенное время, в месте, где дети и взрослые ежедневно собираются вместе, беседуют на различные темы, обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность. Для меня круг – это, возможность, прежде всего несколько минут побыть вместе с детьми, глаза в глаза, рука к руке; рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь, задать вопросы, высказать свое мнение, рассказать о своем настроении. Круг – это гарантия защищенности, которая очень необходима ребятам разного возраста. В кругу сидят добрые,, маленькие и большие люди, желающие добра друг другу.
Собираясь в круг, дети учатся думать, рассуждать,осуществлять выбор своей деятельности на основе собственных интересов и потребностей. Кроме того, во время бесед на «круге», дети договариваются и устанавливают правила взаимодействия в своем коллективе.
В структуру группового сбора входят следующие элементы:
1. Позывные утреннего круга. Для меня это использование колокольчика с сопровождением слов : «Колокольчик мой звени, моих деток собери» (фото – слайд)
2. Приветствие. Как вариант, я использую либо пожелания, либо комплименты. Приветствие проходит не более 1–3 мин. На слайде вы видите как дети передают друг другу мяч и говорят комплименты.
3. Можно включить игру. Как вариант, я своим детям предлагаю дидактические игры. Например: «Сложи картинку о зиме», это может быть подвижная игра «Снежки». Игра проходит не более 2–5мин, я продумываю игры связанные с темой недели. (фото – слайд)
4. Обмен новостями или информацией. Одной из самых любимых частей утреннего круга для детей является обмен новостями – это возможность похвастаться интересными событиями или поделится своими наблюдениями. На утреннем круге мы с детьми обменивались информацией. Я задала вопрос: «Что можно делать, когда идет снег?» с целью, получения информации о времени года зима. Дети давали мне различные варианты ответов. Егор ответил, что из снега можно лепить снежки. Злата ответила, что снежинки можно ловить ладошками, Надя ответила, что из снега можно слепить снеговика. А также были и многие другие ответы. Обмен информации длится не более 2–7мин.
5. Следующий компонент структуры утреннего круга Динамическая пауза.
. здесь дети могут подвигаться после статического положения сидя. Например, это могут быть; танцевальные движения, подвижная игра «Замри»
6. Так же можно использовать в утреннем круге проблемную ситуацию или ситуативный разговор. Я для детей создаю такие ситуации, в которых они размышляют, высказывают свое мнение, либо мы сообща думаем о разрешение ситуации. Например, я предложила ситуацию: Что бы ты хотел попробовать приготовить вместе со мной? От детей в ответ получила различные размышления: Люда ответила, что хотела бы приготовить со мной суп, а Кирилл ответил, что хотел бы приготовить со мной кашу и т. д
7. Планирование дня. Это подразумевает выбор какого либо планирования содержания, форм и видов деятельности на весь день (с учетом темы недели).
При планировании дня я своим детям задаю вопрос: Чем бы вы сегодня хотели заняться? Ответы детей различные. Я стараюсь прислушиваться к их пожеланиям и реализовать их запросы в течении дня.
8. Завершающим компонентом утреннего круга является презентация педагогом деятельности в центрах активности. Я своим детям предоставляю право выбора заниматься в любом центре активности по желанию от 5–12 мин.
Таким образом, общая длительность группового сбора может колебаться от 10 до 25, 30 минут, согласно возраста ребенка. Жёстких рамок нет, равно как и нет жёстко закреплённой структуры, то есть придерживаясь представленной мною структуры утреннего круга вы можете менять его содержание. Общее время и время отдельных частей круга подвижно и зависит не только от возрастной группы, но и от того, какие цели преследуются, в каком тоне и темпе идет общение, насколько всем хорошо вместе, насколько педагог ведет сбор живо и весело, насколько обсуждаемая тема интересна и важна. Могут быть варианты, когда приветствие – очень короткое, игры нет вовсе, а обмен новостями или планирование займут всё основное время.
Таким образом, коллеги, представленная вашему вниманию технология утренний круг это один из способов для педагога организовать свободное общение и развитие речи воспитанников, возможность создать атмосферу коллективного творчества в течении дня, возможность побыть вместе, что немаловажно для застенчевых детей.
Благодаря творческому подходу к организации утреннего круга в режиме дня пребывания в ДОУ, у детей формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно-образовательном процессе в целом.
В перспективе дальнейшей работы я планирую:
. разработать доску или фланелеграф, где дети смогут обозначит свои «пожелания», чем хотели бы заниматься в течение дня (это будут небольшие маркеры).
. также буду составлять последовательно по возрастам, картотеку утренних приветствий.