Папки-передвижки

Организация и содержание коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР

Ольга Баскакова
Организация и содержание коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы

Современное образование нуждается в реализации новых подходов к системе подготовки и переподготовки педагогических кадров для работы в дошкольных учреждениях. В дошкольный период жизни детей весьма заметно проявляются не только их общие возрастные черты, но и существенные индивидуальные различия. Дети одинакового календарного возраста могут находиться на разных этапах развития, т. е. иметь вариативные показатели биологического возраста, степени сформированности психических процессов и возможностей для усвоения образовательных дошкольных и школьных программ. Одновременно с детьми нормативного уровня развития в дошкольном учреждении находятся дети с задержкой психического развития, затрудняющей процесс воспитания и обучения.

Публикация «Организация и содержание коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР» размещена в разделах

Без оказания своевременной медицинской и психолого-педагогической помощи отклонения в развитии становятся более выраженными, затрагивают все сферы психического развития ребенка, препятствуют его психологической адаптации.

Большую помощь в диагностике, обучении и воспитании детей с отклонениями в развитии оказывают психилого-медико-педагогические консультации (ПМПК, которые призваны решать многоплановые задачи:

разрабатывать и осуществлять медико-психолого-педагогическую помощь населению с целью предупреждения отклонений в физическом и психическом развитии детей;

своевременно выявлять и комплексно обследовать детей раннего, дошкольного и школьного возраста, выявляя нарушения физического, интеллектуального и эмоционального развития с целью оказания им психолого - педагогической помощи;

разрабатывать индивидуальные рекомендации, оказывать консультативную помощь родителям, методическую помощь педагогам.

При работе с ПМПК задача педагога-психолога состоит в сопровождении семьи проблемного ребенка. Ведь именно педагог-психолог возлагает на себя функцию организатора и координатора всего сопровождения в целом. Психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка имеет определенную схему, последовательность и направленность, деятельность всех специалистов согласовывается.

Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для осуществления коррекционных мероприятий с целью преодоления задержки психического развития детей и предупреждения проявлений дезадаптации и трудностей обучения на следующем возрастном этапе.

В работе с детьми с ЗПР следует выделить два блока: образовательный и коррекционно-развивающий.

Образовательный блок включает целенаправленную подготовку к школьному обучению, включающую ознакомление детей с окружающим миром, использование на занятиях различных видов деятельности и разных видов игр и упражнений.

Занятия подчиняются логике формирования ребенка как субъекта учебной деятельности. Их значение в том, чтобы обеспечивать значительные возможности в обучении детей подчиняться различным целям и действиям педагога, в формировании у них самостоятельности и активности.

На занятиях по развитию элементарных математических представлений дети обучаются абстрагированию геометрической формы, величины, количественных отношений, а также словесным обозначением этих абстракций. Занятия по родному языку позволяют проводить систематическую работу с детьми по развитию их активного словаря, обогащению значений общеупотребительных слов, диалогического и контекстного речевого общения. Занятия по ознакомлению с окружающим миром позволяют расширить круг представлений и знаний об окружающей действительности, систематизировать словарь. Накопление знаний и представлений о природной и социальной среде происходит в процессе наблюдения, в ходе которого развивается речь, повышается уровень сенсорного, интеллектуального и социально-эмоциональном развития.

Коррекционно-развивающий блок включает организацию психологического воздействия по основным линиям дошкольного развития. Разрабатывая программы коррекционной работы с детьми с ЗПР, следует ориентироваться на следующие направления работы:

1. Формирование базовых составляющих психического развития: сенсомоторное развитие детей, развитие перцептивных и интеллектуальных действий; формирование структуры мыслительной деятельности.

2. Формирование операционной и мотивационно-потребностной сферы.

3. Коррекцию эмоционального развития с целью преодоления эмоциональных расстройств и формирования контроля за протеканием психологической деятельности и поведения ребёнка.

4. Реализацию логопедической работы: коррекцию звукопроизношения, развитие фонематических процессов, совершенствование смысловой стороны речевой деятельности.

5. Развитие навыков коммуникативной деятельности, умения строить конструктивные взаимодействия в группе.

Работа с детьми с задержкой психического развития требует не только знаний и опыта, но еще терпения, любви к ним, а это огромный и кропотливый труд.

Литература

Публикации по теме:

Дистанционный курс «Готовимся к аттестации» Новый порядок аттестации педагогических кадров, вступивший в силу 1 января 2011 года, определил необходимость подготовки педагогов к аттестации.

Полезные ссылки «Образовательные ресурсы сети интернет» Образовательные ресурсы сети интернет http://www.mon.gov.ru Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация и содержание коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР
Опубликовано: 13 апреля 2014 в 13:56
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация и содержание коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Баскакова (УИ 180007) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД