Ольга Баскакова
Организация и содержание коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Современное образование нуждается в реализации новых подходов к системе подготовки и переподготовки педагогических кадров для работы в дошкольных учреждениях. В дошкольный период жизни детей весьма заметно проявляются не только их общие возрастные черты, но и существенные индивидуальные различия. Дети одинакового календарного возраста могут находиться на разных этапах развития, т. е. иметь вариативные показатели биологического возраста, степени сформированности психических процессов и возможностей для усвоения образовательных дошкольных и школьных программ. Одновременно с детьми нормативного уровня развития в дошкольном учреждении находятся дети с задержкой психического развития, затрудняющей процесс воспитания и обучения.
Публикация «Организация и содержание коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Без оказания своевременной медицинской и психолого-педагогической помощи отклонения в развитии становятся более выраженными, затрагивают все сферы психического развития ребенка, препятствуют его психологической адаптации.
Большую помощь в диагностике, обучении и воспитании детей с отклонениями в развитии оказывают психилого-медико-педагогические консультации (ПМПК, которые призваны решать многоплановые задачи:
разрабатывать и осуществлять медико-психолого-педагогическую помощь населению с целью предупреждения отклонений в физическом и психическом развитии детей;
своевременно выявлять и комплексно обследовать детей раннего, дошкольного и школьного возраста, выявляя нарушения физического, интеллектуального и эмоционального развития с целью оказания им психолого - педагогической помощи;
разрабатывать индивидуальные рекомендации, оказывать консультативную помощь родителям, методическую помощь педагогам.
При работе с ПМПК задача педагога-психолога состоит в сопровождении семьи проблемного ребенка. Ведь именно педагог-психолог возлагает на себя функцию организатора и координатора всего сопровождения в целом. Психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка имеет определенную схему, последовательность и направленность, деятельность всех специалистов согласовывается.
Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для осуществления коррекционных мероприятий с целью преодоления задержки психического развития детей и предупреждения проявлений дезадаптации и трудностей обучения на следующем возрастном этапе.
В работе с детьми с ЗПР следует выделить два блока: образовательный и коррекционно-развивающий.
Образовательный блок включает целенаправленную подготовку к школьному обучению, включающую ознакомление детей с окружающим миром, использование на занятиях различных видов деятельности и разных видов игр и упражнений.
Занятия подчиняются логике формирования ребенка как субъекта учебной деятельности. Их значение в том, чтобы обеспечивать значительные возможности в обучении детей подчиняться различным целям и действиям педагога, в формировании у них самостоятельности и активности.
На занятиях по развитию элементарных математических представлений дети обучаются абстрагированию геометрической формы, величины, количественных отношений, а также словесным обозначением этих абстракций. Занятия по родному языку позволяют проводить систематическую работу с детьми по развитию их активного словаря, обогащению значений общеупотребительных слов, диалогического и контекстного речевого общения. Занятия по ознакомлению с окружающим миром позволяют расширить круг представлений и знаний об окружающей действительности, систематизировать словарь. Накопление знаний и представлений о природной и социальной среде происходит в процессе наблюдения, в ходе которого развивается речь, повышается уровень сенсорного, интеллектуального и социально-эмоциональном развития.
Коррекционно-развивающий блок включает организацию психологического воздействия по основным линиям дошкольного развития. Разрабатывая программы коррекционной работы с детьми с ЗПР, следует ориентироваться на следующие направления работы:
1. Формирование базовых составляющих психического развития: сенсомоторное развитие детей, развитие перцептивных и интеллектуальных действий; формирование структуры мыслительной деятельности.
2. Формирование операционной и мотивационно-потребностной сферы.
3. Коррекцию эмоционального развития с целью преодоления эмоциональных расстройств и формирования контроля за протеканием психологической деятельности и поведения ребёнка.
4. Реализацию логопедической работы: коррекцию звукопроизношения, развитие фонематических процессов, совершенствование смысловой стороны речевой деятельности.
5. Развитие навыков коммуникативной деятельности, умения строить конструктивные взаимодействия в группе.
Работа с детьми с задержкой психического развития требует не только знаний и опыта, но еще терпения, любви к ним, а это огромный и кропотливый труд.
Литература