Папки-передвижки

Организация игр-драматизаций как средство воспитания словесной вежливости у детей старшего дошкольного возраста

Алена Иванченко
Организация игр-драматизаций как средство воспитания словесной вежливости у детей старшего дошкольного возраста

Частью национальной языковой культуры считается речевой этикет,

предусматривающий словесную реализацию функции вежливости. Современная лингвистика раскрывает огромное социально-этическое значение словесной вежливости, и относит ее к речевой стороне культуры общения.

Во многих теоретических исследованиях формирование словесной вежливости у детей рассматривается как важнейшая задача в ряду воспитательных задач, связанных с усвоением родного языка. Известно, что словесная вежливость наиболее активно формируется в дошкольном возрасте.

Публикация «Организация игр-драматизаций как средство воспитания словесной вежливости у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Актуальность данного проекта определяется теоретической неразработанностью вопросов применения игр-драматизаций для воспитания словесной вежливости дошкольников.

Цель проекта – теоретически изучить и апробировать на практике систему занятий по организации игр-драматизаций как средства воспитания словесной вежливости у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи;

1. Изучить теоретическую, психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме воспитания словесной вежливости детей старшего дошкольного возраста и организации игр-драматизаций;

2. Определить начальный уровень сформированности словесной вежливости у детей старшего дошкольного возраста.

3. Разработать и апробировать на практике систему занятий по воспитанию словесной вежливости старших дошкольников посредством организации игр-драматизаций.

4. Отобрать игры-драматизации соответствующего содержания;

5. Использовать в данной системе занятий разные варианты игр-драматизаций как в организованной, так и в самостоятельной деятельности детей.

Для проверки гипотезы, достижения цели и решения задач в работе использовались теоретические, диагностические и опытно-экспериментальные методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, методы эмпирического исследования, педагогический эксперимент.

1.1. Особенности формирования словесной вежливости в дошкольном возрасте.

Процесс воспитания словесной вежливости предполагает усвоение детьми формул и выражений речевого этикета, способствующих культуре их общения со сверстниками и со взрослыми.

Словесная вежливость – это усвоение и вариативное использование детьми устойчивых словесных формул и выражений, составляющих синонимический ряд относительно автономных ситуаций, общения, социально закрепленных и принятых в обществе, сочетающихся с паралингвистическими средствами.

Употребление детьми развернутых формул и выражений речевого этикета относится ко второму показателю словесной вежливости.

Таким образом, выделяются следующие компоненты словесной вежливости детей :

1) лексический – наличие в словаре ребенка нескольких вариантов формул и выражений речевого этикета, соответствующих определенным ситуациям общения;

2) грамматический – употребление детьми развернутых формул и выражений речевого этикета;

3) эмоциональный – доброжелательность в интонационных и выразительных средствах речевого этикета.

Поэтому есть основания полагать, что целенаправленную работу по воспитанию словесной вежливости следует начинать именно в этот период.

1.2. Игры-драматизации и методика их организации.

Игры-драматизации способствуют развитию психических процессов и различных качеств личности – самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, воображения. Этот вид игры оказывает большое влияние на развитие речи. В игре-драматизации формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь, активизируется словарь ребенка. Игра-драматизация способствует освоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

1.3. Использование игр-драматизаций как средства воспитания словесной вежливости детей старшего дошкольного возраста.

Описанные выше достоинства игр-драматизаций позволяют использовать их для воспитания словесной вежливости у дошкольников.

Руководство воспитателя заключается в том, что он, прежде всего, подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в игру - драматизацию.

В игре – драматизации не надо показывать ребёнку те или иные выразительные приё мы: игра для него должна быть именно игрой.

Для воспитания словесной вежливости могут быть использованы игры-драматизации следующих видов:

1) этюды с куклами «би-ба-бо» или обыкновенных куклами;

2) игры и упражнения, основанные на импровизации ситуаций.

Речь идет об инсценировании поэтических и музыкальных произведений соответствующего содержания (связанных с речевым этикетом и словесной вежливостью).

Дошкольный возраст является периодом, благоприятным для воспитания начал словесной вежливости у детей, в качестве средства которого могут быть использованы игры-драматизации.

2.1. Изучение уровня сформированности словесной вежливости детей старшего дошкольного возраста

Целью этого этапа было – определить уровень сформированности словесной вежливости у детей старшего дошкольного возраста.

Для проведения констатирующего эксперимента использовались следующие методы:

1) индивидуальная беседа с детьми;

2) беседы с воспитателем о каждом ребенке;

3) наблюдения за поведением детей в ситуациях взаимодействия детей

дошкольного возраста со взрослыми и другими детьми, в различных

видах деятельности.

Для определения уровня сформированности словесной вежливости использованы критерии и показатели, представленные в таблице 1.

Критерии и показатели сформированности словесной вежливости

у старших дошкольников.

1. Лексический наличие в словаре ребенка нескольких вариантов формул и выражений речевого этикета, соответствующих определенным ситуациям общения

2. Грамматический употребление детьми развернутых формул и выражений речевого этикета

3. Эмоциональный доброжелательность в интонационных и выразительных средствах речевого этикета.

При этом каждый из выделенных уровней характеризуется следующими особенностями:

1) высокий уровень – в словаре ребенка присутствуют формулы и выражения речевого этикета, которые он активно использует, развито умение развернуть единицу речевого этикета, при этом используются не только обращения, но и мотивировки, в обращениях преобладают спокойная доброжелательная интонация, приветливая мимика, ребенок часто улыбается, не ссорится без причины;

2) средний уровень – формулы речевого этикета развертываются ребенком при помощи обращения, отмечается ситуативность в проявлении доброжелательности паралингвистических средств, тон зависит от настроения, от степени привлекательности общения или совместной деятельности с партнерами (например, приветливость со взрослыми и грубость со сверстниками);

3) низкий уровень – ребенок не умеет развернуть фразы речевого этикета, в общении с другими детьми и взрослыми может быть как доброжелательным, так и отличаться резкими жестами, неприветливой мимикой; проявлять настороженность, не стремиться к контакту со взрослыми, с другими детьми часто конфликтовать, часто недостаточно развита для его возраста речь.

Таким образом, проведенная диагностика уровня сформированности словесной вежливости у 20 детей старшего дошкольного возраста показала, что высокий уровень сформированности словесной вежливости отмечается у 1 ребенка (5,0 %, средний уровень показан лишь 11 дошкольниками (55,0 %, 8 детей (40,0 %) имеют низкий уровень сформированности словесной вежливости.

Значительная часть детей имеют проблемы либо в усвоении лексико-грамматических показателей, либо в усвоении доброжелательных паралингвистических средств (второй и третий из выделенных показателей).

Эти результаты указывают на необходимость проведения с детьми работы по воспитанию у них словесной вежливости, причем с детьми всей группы, а не только с низким уровнем. Средством воспитания словесной вежливости нами выбраны игры-драматизации, система занятий с использованием которых была разработана и апробирована на 2 этапе.

2.2. Система занятий по воспитанию словесной вежливости детей старшего дошкольного возраста посредством организации игр-драматизаций

Цель 2 этапа – разработать и апробировать на практике систему занятий по воспитанию словесной вежливости детей старшего дошкольного возраста посредством организации игр-драматизаций.

Работа предусматривала поэтапное решение следующих задач:

1. Обогатить речь детей определенным запасом разнообразных формул и выражений речевого этикета по следующим ситуациям стандартизированного общения: приветствие и прощание, просьба,

благодарность, извинение, знакомство, комплимент (I этап).

2. На конкретном и доступном материале познакомить детей со способами «развертывания» формул речевого этикета – обращениями и мотивировками (II этап).

3. Учить детей проявлять доброжелательность в интонации, мимике, жестах (III этап).

Воспитанию словесной вежливости предшествовала подготовительная работа, направленная на создание благоприятного микроклимата в группе. При восприятии произведений внимание детей вначале акцентировалось на отдельных вариантах формул и выражений речевого этикета (I этап, затем – на способах их «развертывания» (II этап) и на способах проявления доброжелательности в интонации, мимике, жестах (III этап).

В разработанной системе занятий использовались следующие виды игр-драматизаций :

Таким образом, на 2 этапе была разработана система занятий по воспитанию словесной вежливости детей старшего дошкольного возраста посредством организации игр-драматизаций.

2.3. Анализ результатов работы

Уровень сформированности словесной вежливости старших дошкольников

в констатирующем эксперименте.

Итак мы вмдим сокращение числа детей с низким уровнем сформированности словесной вежливости (с 40,0 до 10,0 %) и рост доли детей с высоким уровнем (с 5,0 до 40,0 %, что в сумме является свидетельством эффективности проведенных занятий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эти результаты говорят об эффективности разработанной системы занятий по воспитанию словесной вежливости у старших дошкольников с использованием игр-драматизаций и позволяют рекомендовать их внедрение в условиях дошкольных учреждений.

Проведенная диагностика уровня сформированности словесной вежливости у детей старшего дошкольного возраста показала, что высокий уровень сформированности словесной вежливости отмечается у 1 ребенка (5,0 %, средний уровень показан лишь 11 дошкольниками (55,0 %, 8 детей (40,0 %) имеют низкий уровень сформированности словесной вежливости. Таким образом, дети показали существенный рост уровня сформированности словесной вежливости. На заключительном этапе эксперимента было лишь 2 дошкольника (10,0 %) с низким уровнем сформированности словесной вежливости, что является подтверждением эффективности проведенной работы.

Публикации по теме:

Формирование навыков общения на татарском языке у русскоязычных детей Я работаю воспитателем и хочу предоставить свою презентацию :"ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ НА ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ У РУССКОЯЗЫЧНЫХ ДЕТЕЙ"Цель:.

Перспективный план работы с родителями по формированию морально-нравственного поведения у дошкольников (подготовительная группа) Сентябрь * "Советы для родителей" (папка-передвижка) / /Л. Васильева-Гангус "Азбука вежливости", стр. 9 * Разговор:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация игр-драматизаций как средство воспитания словесной вежливости у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 29 января 2014 в 15:06
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД